Рефлексивный отчёт о проведении серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения


Рефлексивный отчёт о проведении серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения

«Ум человека нельзя наполнить знаниями, он сам должен их усвоить; человеку нельзя сообщить знания, их можно только предложить, но овладеть ими он может только в результате собственной деятельности»
А. Дистервег
Я работаю учителем начальных классов в Пресновской средней школе. Считаю младший школьный возраст самым прекрасным временем детства. Порою бывает трудно , ведь из этих маленьких « кусочков пластилина» нужно слепить ЧЕЛОВЕКА ,очень важно в этот момент заложить прочный фундамент на дальнейшую жизнь. И ошибок здесь не должно быть «Ошибки педагога не менее заметны » так сказал кинорежиссер Э. Рязанов и действительно нам учителям позволено формировать общество, хочется , чтобы каждый мой ученик обрёл своё «Я» , нашёл своё призвание, добился того – чего хочет и всё ему давалось с лёгкостью, чтобы он мог найти различные варианты и пути выхода из любой ситуации. Работая каждый день, в рутине, в суете не замечаешь как проходили год за годом. В последние годы стали часто посещать мысли. А не нужно ли что- нибудь поменять, – в себе, в методике преподавания, чтобы и ученикам было интересно да и самой ощущать позитив от всего. Вот поэтому, узнав о Программе 7 ми модулей я решила продолжить своё обучение, хочется чтобы ученики приходили ко мне на уроки и не просто отсидеться за партой, а были активными участниками и получали твёдые знания, применимые на практике. Именно поэтому я приехала на эти курсы. В первый день этапа «Лицом к лицу» наш тренер произнесла слова, заинтересовавшие меня - это изречение автора Б.Слуцкого: «ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит». Конечно же, я сразу спроецировала эти слова к себе, на свою работу, решила, что не хочу быть тем учителем, кто «тычет, талдычит, жучит», но ведь все эти годы я только этим и занималась. Сейчас я понимаю, что с традиционной формой уроков нужно заканчивать. Хочу всё своё мастерство и знания приложить, чтобы поменять свои взгляды, сформированные годами. Конечно, я применяла групповую работу, но чаще всего мои уроки были скучными для ребят. И вот подошло время ехать на курсы, мне сказали, что период курсов – три месяца, что во втором месяце мы вернемся в школу и будем выполнять какое-то задание, я не переживала, конечно же, я думала, что справлюсь.
Приехав в г.Петропавловск в СК ИППК, у меня началась новая жизнь. На общей лекции в актовом зале нас познакомили с тренерами (тьюторами). и, что больше всего запомнилось, о нас говорили, как об учителях нового поколения и было приятно. После первой недели было непринятие новых идей, ничего не было понятно, новая форма работы почему-то надоела, было столько вопросов в голове, а ответы я должна найти сама. Каждый день возникало ощущение – этого не знаю, надо брать литературу по психологии, читать; это не точно помню – надо смотреть методику и т.д. Разбирали темы, что-то не принимали, что-то заинтересовало и осело внутри нас. Спорили, вели диалог, выполняли домашние задания, читали большую и толстую книгу – Руководство для учителя. Говорили о том, что невозможно перестроить свое видение, сформировавшееся годами! Думали, что вернемся в школы и будем работать, как работали, дальше. На протяжении двух этапов обучения «Лицом к лицу», где нас ознакомили с идеями семи модулей Программы, это: новые подходы в преподавании и обучении; обучению критическому мышлению; оценивание для обучение и оценивание обучение; использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании и обучении; обучение талантливых и одаренных учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении. я размышляла и записывала то, чему мы научились в течении этих двух этапов.
Пройдя первый этап курсов и изучив «Руководство для учителя» о теоритических основах Кембриджского подхода к преподавании, я пришла к выводу об использовании семи модулей на своих уроках, которые изменили мое отношение к преподаванию.Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях (Hattie ,2009) В своей практике я и раньше использовала некоторые элементы новых подходов в преподавании. А теперь моей целью будет внедрение идей семи модулей на всех моих уроках, также повышать качества знания, как свои, так и учеников.
Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструирует знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, материалами пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета(рук-во для уч.стр.112)
Не знаю, когда пришло понимание. Но постепенно стали понятны 7 модулей Программы, что хотят изменить в нашем сознании, к чему это изменение может привести. Стали понятны идеи Александера, Мерсера, Хатти, Чиксентмихайи, Райана и Деки, Барнса, Флейвелла, Перри. Лично мне ближе всего на тот момент были работы Флейвелла, Шанка и Циммермана. знакомясь с идеями исследователей, я начала осознавать, что в суете мы не задумываемся о самом процессе жизни и ее проявлениях, мы постоянно куда-то торопимся, а для чего и зачем? Разве была необходимость - обдумать все свои мыслительные процессы , действия, а потом записать в каком-то там рефлексивном дневнике?
Наступил второй дистанционный этап, во время которого необходимо было выполнить 8 заданий. Окунувшись вновь в школьную жизнь, взглянув на процесс обучения новыми глазами, (шутили – вот теперь у нас третий глаз открылся), я пыталась реализовать идеи Программы, вводила на уроках новые подходы к обучению, развивала критическое мышление, учила тому, как обучаться, использовать метапознание, задумалась над тем, что ранее я не совсем хорошо знала своих учеников, их потребности вне школы, забыла про влияние психологических особенностей. Все это волновало меня в мае, в период второго этапа курсов. Я наблюдала за учениками, по-новому взглянув на них, ища в каждом одаренность и талант, которые я не выявила раньше! Я стала терпимее к неправильным ответам на вопросы, к дисциплине, я старалась найти подход к каждому ученику, учесть его зону ближайшего развития или стать ею. Каждый день я проводила уроки по новому стилю. Дети были удивлены, но при моем объяснении цели, итогов наших общих действий, шли на контакт. Отметили, что им стало интересно на уроках, особенно их заинтересовали игры на установление коллаборативной среды и сотрудничества, полюбили музыкальные физминутки с применением ИКТ на уроках. Я считаю, что в мае мне больше всего на уроках удалось реализовать идеи следующих модулей: новые подходы в преподавании
·и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование ИКТ, менее удалось уделить внимание одаренным и талантливым детям, над этим мне нужно ещё много поработать. Конечно, вовлекая в диалог, хорошо себя проявляли в первую очередь сильные ученики, показали себя с лучшей стороны а слабые тоже стремились не отставать. Я наблюдала прогресс, когда от урока в урок мои ученики пытались поставить цели и задачи, проговорить задание в паре, рассказать о проделанной в группе работе, составляли кластер, причем к последнему уроку постеры учащихся становились всё более совершенными, оцененными мною и детьми на хорошую отметку, применяла различные приемы. Особо хочу похвалить своих слабых учеников, про которых до изучения Программы мне и говорить не хотелось. Ученики с низким уровнем успеваемости заинтересовались, стали активно принимать участие на уроках, пусть не все правильно, но что-то делали и были рады вновь прийти на уроки, на последних уроках даже выходили к доске и выступали перед всеми в роли докладчика и разыгрывая небольшие сценки. Я считаю, это большим успехом за такое короткое время, стало то , что у меня произошло изменение взглядов на обучение. А ещё радует то, что дети сблизились друг с другом, стали более внимательными и отзывчивыми, в классе всё чаще звучит громкий смех, а при оценивании своих ответов иногда проблескивают слёзки, которые непременно заставляют действовать. С каждым новым днем, я все больше начинаю узнавать о своих подопечных. Я думала, что достаточно того, что я хорошо знаю их семьи, их родителей, обстановку в каждой семье, требования каждого родителя, думала, что хорошо знаю способности каждого ребенка, их отношение к школе, к учебе, а получается, что еще много нового, не ведомого мне, сидит в каждом из них. Я думаю, что процесс обучения в группах и парах дает мне много новой информации, которая помогает нам работать с детьми в сотрудничестве. Я начинаю это понимать и видеть, потому что детям комфортно в классе, они на занятия идут с удовольствием. У детей появляется потребность общаться друг с другом, работать друг с другом и сейчас я замечаю, что им не важно, с кем они в группу попали – с отличником или со слабым. Они знают, что учтётся мнение каждого. Дети стали больше общаться – разговаривать друг с другом. Мне самой приятна сложившаяся ситуация, я поняла, что правильно организованная работа в такой обстановке разгрузила меня, уже сейчас, по истечении небольшой практики, я чувствую легкость проведения уроков. Мне больше времени остается на развитие своего критического мышления, на наблюдение за моими подопечными, на исследование новых проблем. С каждым днем практики я все больше и больше узнавала новые факты о своих подопечных.. Оказывается, я, считавшая, что знаю о своем классе все от А до Я, не замечала, что некоторые друг друга недолюбливают или просто игнорируют, а мне казалось, что в моем маленьком классе царит полное взаимопонимание. Проведя социограмму, я узнала, что в классе есть изолированный ученик. Благодаря созданию коллаборативной среды дети стали работать уже активнее, стали чаще улыбаться друг другу, внимательнее слушать и задания выполнять быстрее и слаженнее. Оказывается, что создание климата в классе имеет огромное значение в обучении, особенно по Программе 7 модулей. Сейчас в моем классе постоянно находится много ребят и из других классов, они видят, с каким увлечением мои ребятишки оформляют постеры. Весь класс напоминает муравейник, а другим детям тоже хочется принять участие, постоянно звучит вопрос «А что это у вас тут такое красивое и интересное?».
Детям нравится в такой атмосфере. В моем классе еще чаще стал раздаваться детский смех. А после уроков им не хочется идти домой, они « крутятся» возле меня и находят разные поводы и причины остаться, чтобы потом вместе с учителем выйти из школы, а для меня это большая награда. Изменились дети, на Методическом объединении учителей начальных классов я рассказала о семи модулях по которым я буду работать,. Я убедила коллег, что по традиционной системе мы все работаем на стадии «Знания», «Понимания « и «Применения», применяя к ученикам и урокам Таксономию Блума, тем самым равняемся на среднего ученика , а талант мы разовьём только в том случае , если будем работать на стадии «Синтез», « Анализ» и «Творчество». С обучением по Программе семи модулей я познакомила родителей на родительском собрании, оказывается, что они даже за столь короткий срок увидели изменение в своих детях.
Обучаясь на этих курсах, я пришла к следующему мнению, что работать по традиционной системе уже не буду, - мне нравится, что мои маленькие ученики начинают критически относиться к себе, товарищам, они стали более открытыми, любознательными, ищущими. Многое необходимо менять в своей практике, это будет сложно, ведь несколько поколений в школе прошло через то, когда «учитель объяснит, разжуёт, положит в рот, да ещё поможет проглотить!»
Конечно же в своем последующем преподавании на практике я просто не смогу работать, как ранее, потому как мне близка мысль Пажареса : убеждения учителя влияют на все, что он делает в классе. Но чтобы помочь своим ученикам развиваться, то учителю самому надо быть открытым для новых идей. Поэтому в этот раз я не отступлю и назад дороги нет! С таким мышлением, какое сформировалось у меня за 3 месяца, я с удовольствием буду ездить на все курсы повышения квалификации, особенно меня заинтересовали бы курсы по критическому мышлению, дифференцированному обучению, я бы хотела больше узнать, как развить самообучение и мотивацию у детей. В общем, появилось желание много знать и применять в своей работе.
Я могу выбрать много путей. Но главное, к чему я должна стремиться в своей работе – научить детей тому, как обучаться самостоятельно, чтобы учащиеся стали мотивированными, увлеченными, ответственными («идеальными») учениками с развитым критическим мышлением и знающими, как поступить в трудной ситуации , а я должна стать педагогом, который направляет, помогает, управляет процессом обучения, не дает конкретных знаний, а лишь предлагает способы как и где им можно научиться. Таким образом, считаю необходимым обязательное введение на следующий учебный год следующих пунктов: рефлексивный дневник, диалог, стремление к исследовательскому типу бесед, раскрытие скрытых талантов, развитие критического мышления, мое методическое самостоятельное обучение , введение формативного оценивания, причем добиваться объективных оценок и самооценивания, помощь и внимание слабым ученикам, использование ИКТ как можно чаще, развитие речи как центральной роли в обучении (по Л.Выготскому).
В одном из журналов я прочитала слова, запавшие в душу «Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться». Я недоумевала, как же так. Теперь я знаю, о каком молчании идёт речь. Это молчание в обучении дороже всех слов. 3 месяца назад я и не подозревала, что смогу изменить свои взгляды на обучение за столь короткий срок. И в то же время согласна со словами А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший-учит её находить»











Гордеева Людмила Витальевна Портфолио учителя Отчёт - С
Группа № 8 3го уровня
Город Петропавловск 06. 06 2013 год


13PAGE 15


13PAGE 14115








15