Статья Портфель достижений выпускника НОО


Портфель достижений выпускника НОО
Разуваева Ирина Юрьевна
Учитель КУ «НОСШ»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) Портфель достижений (портфолио) является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
В современной системе образования портфолио понимают, как:
сборник материалов – ребенок самостоятельно отбирает для демонстрации свои достижения, прогресс в учебе, увлечения; Это помогает поддерживать у школьников более высокую мотивацию. Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный рост в различных областях: учёбе, творчестве, спорте
новая система обратной связи – взаимодействие ученика и учителя, построенное на более полном понимании ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки.
процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора материалов и формирования самого сборника.
Портфель достижений является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов
Портфель достижений учащегося служит для отражения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Это способ фиксирования, накопления и оценки качества знаний учащихся и индивидуальных образовательных достижений, свидетельствующих о прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Портфолио ученика является комплексом документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
Опираясь на нормативные документы: Закон «Об образовании в Российской Федерации» и примерную основную образовательную программу НОО, следует сделать вывод, что портфель достижений должен содержать документы, которые подтверждают формирование у учащегося совокупности компетентностей, представленных в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио служит для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Целью портфолио является:
представить отчёт по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом;
обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте;
продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Формирование и оценка портфеля достижений обучающихся начальной школы имеет следующие задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;
формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях учащихся;
обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определённый период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
При всём разнообразии моделей наиболее традиционными считаются следующие типы портфолио:
Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере.
Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом.
Обязательным требованием, это полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ.
В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены.
Оформление «портфолио».
Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в ОУ
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность;
сохранность портфолио (по усмотрению ОУ).
Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Структура и содержание «портфолио» включает в себя:
Титульный лист (обложку);
Содержание (оглавление);
I раздел «Мой портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV раздел «Портфолио отзывов»;
V раздел «»Копилка».
Раздел I «Мой портрет» содержит сведения об учащемся, владельце Портфолио.
Раздел II «Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются:
перечень представленных в Портфолио официальных документов;
все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности; табели успеваемости;
грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.:
сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования;
благодарственные письма.
Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио».
Раздел III «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивных и художественных достижений.
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения.
Раздел IV « Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим.
Раздел V «Копилка» содержит памятки, инструкции, полезную информацию.
В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Портфолио можно оценивать неформально, привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников. Другой вариант оценивания - это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например, такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.
Формальная процедура оценивания индивидуальных компонентов портфолио делится на две части: оценивание письменной работы как компонента портфолио и устной презентации проекта.
Оценку портфеля достижений учащихся 1-4 классов рекомендуется использовать для отслеживания личностных (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества) и метапредметных (освоенные УУД [познавательные, регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) результатов образования, которые не подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов.
Важно помнить, что основная задача портфолио не в том, чтобы провести балльное или качественное оценивание, а в возможности проследить индивидуальный прогресс ученика. Портфолио служит инструментом наблюдения или мониторинга индивидуальных достижений школьника и может использоваться вне связи с балльным оцениванием, прежде всего для рефлексии достижений и планирования следующих шагов или учебных задач. Поэтому очень важно установить и соблюдать определённый ритм в наполнении и представлении портфолио.
Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся позволяет сделать выводы:
о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач.