Рабочая программа по литературе Г.С. Меркин, С.А. Зинин 5класс ФГОС (105 часов)

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________/Т.С.Алехина
«01» сентября 2016
№ 71.7 от 01.09.2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
__________/Т.В.Ахматова
«01» сентября 2016
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО
_____________/Пронина Т.И./
«31» августа 2016
№ 1 от 31.08.2016 г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ростошинская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
основного общего образования
5 класс
(2016 год)














Пронина Тамара Ивановна

учитель русского языка и литературы
первой категории

МКОУ «Ростошинская СОШ»






Нормативные документы:

(Закон РФ «Об образовании в РФ»(от29.122012г.№273-ФЗ);
(Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
(Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г.№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N1897»
(Федеральный перечень учебников (2013,2014,2015);
Примерная( Основная образовательная программа ООО;
Положение( о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «Ростошинская СОШ».

Учебный( план ОО МКОУ «Ростошинская СОШ» на 2016-2017 учебный год

УМК:
1. Программа курса «Литература 5-9 класса» Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин Москва, «Русское слово» 2014г.
2. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.С. Меркин «Литература 5 класс» в двух частях, Москва «Русское слово» 2014г.
3. Методическое пособие Ф.Е. Соловьёва «Уроки литературы» 5 класс Москва, «Русское слово»

Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе
соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного предмета

5 класс(105 часов)

Введение 1ч
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Мифология 3ч
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Устное народное творчество 3ч
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Басни народов мира 1ч
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня 5ч+1ч
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Литература XIX века 32ч+ 6ч
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).

Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века 28ч+1ч
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы 15ч+1ч
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок.
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).


Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня – на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из
стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).
Сказки братьев Гр и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
Календарно-тематическое планирование

5 класс (105 ч.)


Название разделов, тем урока
Кол-во часов


Введение



Мифология


1.
Книга – твой друг.
1

2.
Античный миф. «Рождение Зевса».
1

3.
Миф «Олимп».
1

4.
«Одиссей на острове циклопов. Полифем».
1


Устное народное творчество
8ч+1ч

5.
Загадки.
1

6.
Пословицы и поговорки.
1

7.
Литературная игра.
1

8.
Анализ письменных работ
1

9
Сказка. «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту.
1

10
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту.
1

11
Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту.
1

12
Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту.
1

13
Мини-проект «Скоро сказка сказывается».
1


Древнерусская литература


14.
Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».
1

15.
«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».
1


Басни народов мира


16.
Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
1


Русская басня.
5ч.+1ч.

17.
Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру»
1

18.
Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.
1

19.
Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».
1

20.
И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».
1

21
Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.
1

22.
Русская басня в XX веке.
1


Литературы XIX века
32ч +6ч

23
Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.
1

24.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».
1

25.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
1

26.
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
1

27.
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).
1

28.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».
1

29.
Поэзия XIX века о родной природе.
1

30
Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.
1

31.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.
Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.
1

32.
Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
1

33-34.
Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). Анализ письменных работ
2

35.
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.
1

36.
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

37.
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1

38
Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.
1

39.
И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.
1

40.
Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
1

41.
Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.
1

42-43.
Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений
2

44.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык», «Два богача».
1

45.
Контрольная работа по материалу, изученному в 1 полугодии
1

46
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.
1

47.
Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».

1

48.
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.
1

49.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».
1

50.
Р/р. Анализ письменных работ.
1

51
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.
1

52
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.
1

53.
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

54-55.
Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений
2

56
Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.
1

57
Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.
1

58
Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом.
1

59
Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.
1

60
Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).
1


Литература XX века
28ч +1ч

61
Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.
1

62.
Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации.


63.
И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
1

64.
И.А.Бунин. «Подснежник».

1

65.
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.
1

66.
Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.
1

67.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.
1

68
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.
1

69.
Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.
1

70
Р/р. Обучение анализу эпизода.
1

71.
Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.
1

72.
А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»
1

73.
С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.
1

74.
С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде»
1

75.
С.А.Есенин «Поёт зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы»
1

76
А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.
1

77.
А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
1

78.
А.П.Платонов. «Цветок на земле».
1

79.
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.
1

80.
П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.
1

81.
П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.
1

82
Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.
1

83.
Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.
1

84.
В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
1

85.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
1

86.
Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.
1

87
Родная природа в произведениях писателей XX века.
1

88.
В.И.Белов. «Весенняя ночь».
1

89.
В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».
1


Зарубежная литература
16ч

90.
Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
1

91.
Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
1

92
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.
Заочная экскурсия на родину сказочника.
1

93.
Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.
1

94.
Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.
1

95.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
1

96.
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.
1

97.
Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.
1

98.
Краткие сведения о Дж.Лондоне.
1

99.
Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».
1

100
Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.
1

101.
А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».
1

102-103
Обобщающее повторение. Тестирование итоговое.
2

104
Литературная игра.
1

105
Рекомендации для летнего чтения.
1



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Заголовок 415