Презентация Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода


1Организация образовательного процесса на основесистемно-деятельностного подходаПредметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области … 2«Итак, если мы желаем, чтобы были хорошо благоустроены и процветали церкви, государства и хозяйства, прежде всего, упорядочим школы и дадим им расцвести, чтобы они стали истинными и живыми мастерскими людейи рассадниками для церквей, государств и хозяйств»Я.А Коменский  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образованияУтвержден приказом Минобрнауки Россииот 17 декабря 2010 г. №1897Зарегистрирован Минюстом России №19644 от 01 февраля 2011 г. 4УТВЕРЖДЕНРаспоряжением Правительства Российской Федерацииот 07 сентября 2010 г. №1507-рПереход на новые образовательные стандартыПоэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:а) введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:1 класс 2011 год2 класс 2012 год3 класс 2013 год4 класс 2014 год 5УТВЕРЖДЕНРаспоряжением Правительства Российской Федерацииот 07 сентября 2010 г. №1507-рПереход на новые образовательные стандартыПоэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:б) введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности:5 класс 2012 год6 класс 2013 год7 класс 2014 год8 класс 2015 год 6УТВЕРЖДЕНРаспоряжением Правительства Российской Федерацииот 07 сентября 2010 г. №1507-рПереход на новые образовательные стандартыПоэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:б) введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:5 класс 2015 год Учебный годклассы12345678910112010/1112011/1212012/131252013/141235102014/1512345102015/1612345102016/17123456102017/1812345672018/19123456782019/201234567892020/21123456789102021/2212345678910117Переход на новые образовательные стандарты (ФГОС)- обязательное введение{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}- введение по мере готовности


8«…Новое развитие техники несет неограниченные возможности для добра и для зла…Выход один – построить общество, основанное на человеческих отношениях, отличных от купли продажи…» Норберт Винер 9Одной из важнейших доминант модернизации образования является гуманизация. Гуманистическая парадигма имеет различные проявления в общественном сознании. В многообразии характеристик гуманистически ориентированного образования ключевым выступает положение о создании условий для саморазвития личности, обладающей качествами важными для нее и общества и способной к свободному гуманистически ориентированному выбору. 10Нация, мирящаяся с идеей рабства и полагающая, что пользование услугами ближнего есть преимущество, живет инстинктом угодливости. И в самом деле, мы слишком легко относимся к раболепным услугам, называя их красивыми именами, как вежливость, деликатность, доброта. 11А в действительности тот, кому служат, ограничен в своей самостоятельности. Эта мысль должна в будущем стать фундаментом достоинства человека: "Я не желаю услуг, потому что я не бессилен". Вот какую мысль люди должны усвоить, если хотят стать истинно свободными. 12 Цель и основной результат образования – воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. ФГОС Учебники биологии (6-9 кл.), рекомендованные Минобрнауки России{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Руководитель авторского коллективаИздательство1Никишов А.И.ВЛАДОС2Вахрушев А.А.Баласс3Пасечник В.В.Дрофа4Пасечник В.В.Просвещение5Пономарева И.Н.Вентана-Граф6Сонин Н.И.Дрофа7Сухорукова Л.Н.Просвещение8Трайтак Д.И.Мнемозина13 Учебники биологии (6-9 кл.), допущенные Минобрнауки России{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Руководитель авторского коллективаклассыИздательство1Беркинблит М.Б.6-8БИНОМ2Романова И.Н.6-7Русское слово3Сухова Т.С.6-8Вентана-Граф4Корнилова О.А.6-8Просвещение5Сивоглазов В.И.6-8Дрофа14 Учебники биологии (10-11 кл.), рекомендованные Минобрнауки России{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Руководитель авторского коллективаИздательствоБазовый уровень (по 1 ч в неделю в 10-11 кл)1Агафонова И.Б.Дрофа2Андреева Н.Д.Мнемозина3Беляев Д.К.Просвещение4Каменский А.А.Дрофа5Пономарева И.Н.Вентана-Граф6Пуговкин А.П.Академия7Сивоглазов В.И.Дрофа8Сухорукова Л.Н.Просвещение9Теремов А.В.ВЛАДОС15 Учебники биологии (10-11 кл.), рекомендованные Минобрнауки России{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Руководитель авторского коллективаИздательствоПрофильный уровень (по 3 ч в неделю в 10-11 кл)1Дымшиц Г.М.Просвещение2Захаров В.Б.Дрофа3Пономарева И.Н.Вентана-Граф4Сухорукова Л.Н.Просвещение5Теремов А.В.Мнемозина16 17 – СССР по показателям человеческого потенциала был среди мировых лидеров. Сейчас мы 65– В сфере образования СССР занимал место в тройке лидера, теперь Россия – на 53 месте– по данным Общественной палаты РФ, финансирование образования составляет половину от минимальных потребностей Олег Смолин, зам. пред. Комитета по образованию ГД Остановить «педагогическими средствами» развитие народного образования.И.Я. Франко 18ФГОС основного общего образованияновые функции:– формирование российской (гражданской) идентичности;– гуманизация образования и всей школьной деятельности;– сопоставимость российской и передовых зарубежных систем образования.  19ФГОС основного общего образованияустанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:К личностным результатам относятся ценностные ориентации выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества 20К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненны ситуациях.К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.ФГОС основного общего образования 21Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа общеобразовательного учреждения (далее – ОУ); нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС; должностные инструкции работников приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками; определен список учебников и учебных пособий; 22Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей …; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы … Введение ФГОС трудный и долгий процесс… Реализовать поставленные цели могут учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Тест 1)23 24 Должен быть осуществлен «шаг развития», переход системы образования из одного состояния в другое. Таким шагом развития в современном образовании может быть система подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика«Проектирование как функция управления попадает в центр внимания не только руководителя школы, но и становится главной компетентной составляющей профессиональной деятельности учителя» П.И. Третьякова 25 Проектирование адаптивной среды на уроке связано с проектирование равноценного освоения компонентов содержания образования как адаптированного социального опыта. Взаимодействия с названной средой создает условия для обретения уникального мировоззрения каждой отдельно взятой личностью ученика.Именно мировоззрение как феномен сознания обусловливает поведение людей. Разработка содержания общего биологического образования26Проектируемое содержаниеРеализуемое содержание Уровень общего теоретического представленияУровень учебного предметаУровень учебного материалаУровень педагогической действительностиУровень личности стандартПримерная программа, рабочие программы по биологии Учебник биологии, учебно-методическое сопровождениеОбщеобразовательное учреждениеЛичность учащегося 27Усвоение социального опыта происходит в ходе образованияОт учителя требуется не только виртуозное владение «орудиями» трансляции социального опыта (методика) но и знание теоретических основ (психолого-педагогических) для закладки фундамента 28Гуманистическая парадигмаВ философии науки парадигма – это методологический конструкт, интегрирующий основополагающие научные теории, которые объясняют устройство мира, способы поиска новых знаний о нем и приоритетные ценностные ориентации научного сообщества. Парадигма в педагогике – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач. 29Гуманистическая парадигма определяет историческую направленность науки в целом и педагогики в частности на выживание человечества. В многообразии характеристик гуманистически ориентированного образования ключевым выступает положение о создании условий для саморазвития личности, способной к свободному гуманистически ориентированному выбору. 30Выбор человека обуславливает целостное мировоззрение – системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношение между человеком и миром. Целостное понимание мира может быть достигнуто только в системе культуры на основе синтеза науки с философией, этикой, эстетикой, техникой.Учебный предмет должен конструироваться как модель этой науки в системе культуры. 31Модель «наука в системе культуры» – целостная система, из нее невозможно отобрать для образования одни элементы и связи, отбросив другие. Она служит идеалом для определения целей и содержания учебного предмета. Содержание образования представлено педагогически адаптированным социальным опытом (знания и умения, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений) 32Возможность подготовки учителя к гуманистически ориентированному образовательному процессу обусловлена исследованиями в области гуманистической философии, психологии, педагогикиИсследования, проведенные на рубеже ХХ–ХХI вв., изменили представления о целях, содержании, процессе, результатах, что нашло отражение в концепциях образования. 33Концепция профильного обученияСущность профильного обучения состоит в самоопределении школьника, для осуществления которого необходимо применение целого ряда организационных, методических, управленческих, социально-педагогических, психолого-педагогических мер.Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции , целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. 34«Концепция профильного обучения» утверждена приказом Минобразования России от 18. 07.02 № 2783 задачи профильной школы:- обеспечение углубленного обучения отдельных предметов;- создание условий для дифференциации содержания обучения с целью построения индивидуальных образовательных программ;- обеспечение возможности получения полноценного образования всем категориям учащихся;- расширение возможностей адаптации и социализации учащихся;- подготовка учеников общеобразовательной школы к освоению программ профессионального образования. 35Реализация концепции профильного обучения связано с предпрофильной подготовкой учащихся основной школы через введение предметных курсов, ориентационных курсов, информационной работы, профильной ориентации, психолого- педагогической диагностики и поддержки (анкетирование, тестирование, «проба сил»). Базовый минимум предпрофильной подготовки–100 учебным часам в год, из них: 2\3 объема (2 часа в неделю) на курсы по выбору (ориентационные и предметные) и 1\3 объема для информационной и профильной ориентации. 36Модели организации профильного обучения:модель внутришкольной профилизации (однопрофильные и многопрофильные);- модель сетевой организации – объединение вокруг наиболее сильного учреждения с достаточным методическим и кадровым потенциалом, выполняющего роль ресурсного центра и интеграции образовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего профессионального образования.(Тест 2) 37Гуманистическая парадигма, сложившаяся в общественном сознании в XX веке, определила новые подходы в организации различных видов человеческой деятельности. В сфере образования почти одновременно идет формирование личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов. Названные подходы взаимопроникают и дополняют друг друга, являются одной из основ ФГОС нового поколения 38Предпосылки- Предпосылки личностно-ориентированного культуросообразного образования созданы русской классической педагогикой, привносящей идеалы и ценности национальной культуры в образование - Предпосылки компетентностного подхода содержатся в трудах Я.А. Коменского. Сущность подхода отражена в высказывании Я.А. Коменского: «Жизнь мы должны тратить не на обучение, а на действие. А поэтому сначала мы должны быть обучены тому, как действовать в жизни»…- Методологической основой культурологического подхода явилась диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина 39Цели культурологический подход: цели современного образования предполагают по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей и обществу личностно-ориентированный: в характеристике целей содержится указание и на механизм развития личности: не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке Компетентностный цель образования задается как ожидаемый результат. 40Содержаниекультурологический подход: содержание включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.личностно-ориентированный: содержание включает следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностныйКомпетентностный: в содержание образования включаются те же компоненты, что и в рамках культурологического, но акцент делается на способах деятельности, а знания становятся тем средством, без которого невозможно осуществить деятельность. 41Сущность образовательного процесса –1. целенаправленное превращение социального опыта в опыт личности; 2. основными процессами становятся: образование личностных смыслов; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка;3. Суть ведущего о требования к образовательному процессу с позиций компетентностного подхода заключается в создании образовательных ситуаций и одновременно психолого-педагогической поддержки действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. 42Результат1. Становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору;2. Становление человека как субъекте культуры, способного в моменты своего напряженного диалога с произведением культуры вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые, еще неведомые миру 3. Формирование готовности школьника к выбору направления и способов деятельности в разных сферах жизни на уровне современной культуры 43Все подходы нацелены на решение проблемы становления личности, готовой к гуманистически ориентированному выбору на основе создания условий для саморазвития. Поскольку личность – это самоорганизующаяся система, то интеграция возможна на принципах педагогической синергетики при соблюдении условий запуска механизмов саморазвития. 44Синергетический подход. . Основная идея педагогической синергетики – идея о формировании личностных структур сознания обучаемых. Личностные структуры сознания представляют собой структурированное ценностное содержание, которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение. Возникновение в сознании новых, более сильных структур становится возможным при соблюдении ряда условий:    Возникновение в сознании новых, более сильных структур становится возможным при соблюдении ряда условий: 45Источником саморазвития личности является эволюция личностных структур сознания. Удержать на каждом уроке во внутреннем поле зрения все личностные структуры сознания (контроль, критичность, рефлексивность, коллизийность, мотивирование, опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности) не реально Необходим инструментарий, позволяющий реализовывать идеи гуманизации обучения в практической деятельности учителя. 46Одним из способов создания таких инструментов являются идеи гуманистической психологии (!) и системно-деятельностный подход, лежащий в основе многих современных технологий обучения Одним из основополагающих понятий психологической теории деятельности является понятие образа или образа мира, являющихся функциональным продуктом мировоззрения. Ведь именно мировоззрение определяет поведение индивида. Каждый предмет вносит свой вклад в формирование целостного мировоззрения 47На современном этапе развития культуры возможна реализация цели: создания условий для формирования мирововзрения. Она опосредована достижениями психологии и педагогики. Теория поэтапного формирования понятий и умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, закономерности развития творческих способностей по Я.А. Пономареву, принципы и технологическая карты воспитания Н.Е. Щурковой могут служить теоретической основой для проектирования освоения всех компонентов содержания образования на операционном уровне. 48Методические средства перевода теоретических основ в практические действия учителя: структурные компоненты взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие равноценное освоение компонентов содержания образования на основе (тест 3): – освоения знаний и умений в соответствии с этапами формирования понятий и умственных действий; – учета наличия прямого и побочного продуктов познавательной деятельности и введений в исследования; – реализации принципов воспитания: ценности, амплификации, свободы выбора, «здесь и сейчас», субъектности; – реализации технологической карты воспитания и принципов научного познания. 49Ожидать с большей долей вероятности создания условий для обретения учащимися мировоззрения можно при объединении методических средств в единую систему. Системообразующим элементом является технологическая карта воспитания (ТКВ), т.к. ее реализация соответствуют диалектике становления убеждений учащихся. …. 50Системно-деятельтностный подходДеятельностная теория учения основывается на трех фундаментальных принципах. Деятельностный подход к психике При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Человек выполняет не только внешние практические действия, но и действия психические. Психика - это не просто картина мира, система образов, но и система действий. 51Социальная природа психического развития человека. Видовой опыт человека перестал фиксироваться с помощью механизмов наследственности, он стал закрепляться специфически социальными способами - в продуктах материальной и духовной культуры. Этот опыт усваивается обычно с помощью старшего поколения. Именно он приводит к формированию специфически человеческих способностей 52Единство материальной и психической деятельности. Единство психической и внешней материальной деятельности в том, что то и другое - деятельность, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение. Другой аспект единства материальной деятельности и деятельности психической состоит в том, что внутренняя, психическая, деятельность есть преобразованная внешняя материальная. 53Требования к образовательному процессу, вытекающие из деятельностного подхода В процессе обучения стоит задача формирования определенных видов деятельности, прежде всего – познавательной. Такой подход требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Критерий знания также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. 542. Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах 3. Принцип единства психики и внешней деятельности указывает принципиальный путь формирования познавательной деятельности. Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности надо вводить в учебный процесс во внешней материальной форме. 55 Специфические особенности деятельности учения При выполнении деятельности учения у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта. Этим отличается учение от других видов ведущей деятельности. Ее продукт непосредственно не пополняет общественного богатства. Вторая существенная черта - это своеобразие потребности, которой отвечает учение. Учение направлено на удовлетворение познавательной потребности. Познавательная потребность, кроме учения, может реализоваться также в исследовательской деятельности 56Учение, как и любая другая деятельность, включает два аспекта: мотивационно-целевой и слагающие ее действия. Мотивационно-целевой компонент деятельности учения учение может иметь различный психологический смысл для ученика: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности; б) служить средством достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.  57 Действия, входящие в учение а) общие (приемы логического мышления; психологические умения: умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать; умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности).б) специфические, характерные для той или иной области знаний. Без формирования специфических действий, характерных для данной области знаний, не могут быть сформированы и использованы и логические приемы  58 Формирование логического мышления Логическое мышление нельзя формировать с любого приема: они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности:– первое, чему необходимо научить учащегося, - это умению выделять в предметах свойства (анализ);– далее переходить к следующему компоненту логического мышления - формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов (сравнение)  59– следующий шаг - научить детей отличать существенные (важные) свойства, с точки зрения определенного понятия, от свойств несущественных (неважных) (прием изменения свойств);– следующий шаг в формировании логического мышления учащихся - знакомство их с признаками необходимыми и достаточными (важно показать, что не всякий необходимый признак является достаточным и наоборот);  60–– теперь подошли к действию подведения под понятие. Отнесение любого объекта к тому или иному понятию на основе установление наличия у этого объекта признаков данного понятия, достаточных или необходимых и одновременно достаточных.– следующий логический прием, без которого невозможно полноценное мышление человека, - прием выведения следствий с соблюдением требований закона контрапозиции (одно и то же следствие может быть связано с разными основаниями, и поэтому от наличия следствия нельзя переходить к утверждению наличия основания).  61Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений Между знаниями (3), специфическими действиями (СД) и логическими приемами (ЛП) могут быть следующие отношения: 1 при усвоении каждого нового знания используется новый вид специфической деятельности, которая облекается в новую логическую форму; 2 усваиваемое знание (31) включается сразу в две (или несколько) специфические (СД1 и СД2) деятельности, каждая из которых связана с новым логическим приемом мышления (ЛП1 и ЛП2); . 623 в этом случае одна и та же специфическая деятельность, один и тот же логический прием используются для усвоения ряда предметных знаний. Итак, познавательная деятельность - это не что-то аморфное, а всегда система определенных действий и входящих в них знаний. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с содержанием слагающих ее действий.  63Планируя изучение нового предметного материала, учителю прежде всего необходимо определить логические и специфические виды познавательной деятельности, в которых должны функционировать эти знания.Вывод из всего сказанного прост: прежде чем требовать от учеников пересказа того или иного параграфа учебника, спросите себя: а зачем? Не лучше ли научить детей как-то пользоваться этим материалом, решать с его помощью различные познавательные задачи 64Технологии– Модульные технологии и технология поэтапного формирования понятий и умственных действийтехнологии дифференцированного обучения– групповые технологии и КСО– Технология Н.Е. Щурковой– технология основе эффективности управления и организации учебного процесса– технология развития творческих спсообностей…– техники ….. 65Корень любого зла таится в том, что человек стремится достигнуть отнюдь не гармонии, а собственной выгоды и собственного благосостояния, потому что именно так он чаще всего и воспитан. Наука же развивается ради самой себя и служит человеческому честолюбию и росту могущества отдельных лицЯ.А Коменский 66 Ломая новые звёзды,  молотя по упрямым металлам,  среди грядущих созвездий,  задубелые от страданий  и смертельно уставшие  от уходов и возвращений —  мы всё же найдём радость  на самой горькой планете.  Пабло Неруда 67Благодарю завнимание