Презентация к совещанию при директоре по ЗОЖ


Организация учебно-воспитательной работы лицея по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся Совещание при директоре Цель провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении. Задачи 1. Выявить и проанализировать отношение обучающихся и педагогов к ЗОЖ.2. Проанализировать опыт работы лицея по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.3. Разработать и коллективно обсудить положения о лицейских конкурсах «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».4. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся в лицее. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов. Определения ЗОТ Н.К. Смирнов «…- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В.Д. Сонькин условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим. Принципы здоровьесбережения Приоритет заботы о здоровье учителя и обучающегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Анализ проведения урока с позиций ЗОТ Обстановка и гигиенические условия в классе.Число видов учебной деятельности.Частота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности.Число видов преподавания.Чередование видов преподавания.Наличие и выбор поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.Место и длительность применения ТСО.Позы учащихся, чередование поз.Физкультминутким и оздоровительные моменты.Наличие в содержательной части урока следующих позиций:- вопросы ,связанные со здоровьем;- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;- выработка понимания здорового образа жизни.Формирование потребности в здоровом образе жизни.Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке.Психологический климат на уроке.Наличие на уроке эмоциональных разрядок.Плотность урока.Темп и особенности окончания урока. Здоровьесберегающее обучение Направлено на – обеспечение психического здоровья обучающихся.Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений . Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей (гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания).Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов . Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.Технология уровневой дифференциации обучения. Построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использование разноуровневых заданий, в том числе и контрольных работ. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье. Предложения и рекомендации 1. Продолжить реализацию проекта «Лицей – территория здоровья» как составную часть Программы развития лицея.2. Рассмотреть на педагогическом совете положения о лицейских конкурсах:  «Самый здоровый класс»; «Лучший спортсмен года». 3. На заседаниях методических объединений учителей осуществить глубокий и детальный анализ практики применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. 4. Творческой группе классных руководителей разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде.5. На классных родительских собраниях провести опрос родителей о соблюдении в семье ЗОЖ.Продолжать ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся и учителей. Творческой группе педагогов разработать план мероприятий по укреплению и сохранению здоровья педагогов лицея.8. Администрации лицея совместно с профкомом организовывать раз в год углубленное профилактическое медицинское обследование педагогов и приобрести для компьютерного класса специальные очки для профилактики утомления глаз. Благодарим за работу! Всем здоровья и успехов!