Требования к результатам освоения основных образовательных программ и проектирование образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода


Требования к результатам освоения основных образовательных программ и проектирование образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода.Чурикова Г. Ю.Учитель гимназии 26 Г. Миасса Требования к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образованияЛичностныеМетапредметныеПредметные Требования к результатам освоения ООПМетапредметные – освоенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Универсальные учебные действия (УУД)Термин «Универсальные учебные действия» означает:в широком значении: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;в собственно-психологическом значении: совокупность обобщенных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов. Виды УУД Личностные УУД1. Самоопределение2. Смыслообразование 3.Нравственно-этическое оценивание Личностные УУД отражают умения: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения)личностное самоопределениесмыслообразование - связь между целью учебной деятельности и ее мотивом («зачем учиться?»)нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей Регулятивные УУД отражают умения:самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;самостоятельно планировать пути достижения целей;владеть навыками самоконтроля,самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.оценивать правильность выполнения учебной задачи; КоммуникативныеУУДОбеспечивают: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстниковформулировать, аргументировать, отстаивать свою точку зренияустная и письменная речь, монологическая контекстная речь. Познавательные УУДОбщеучебные, включая знаково-символическиеЛогическиеДействия постановки и решение проблемы Общеучебные УУД:формулирование цели; поиск информации; моделирование – преобразование объекта в модель, преобразование модели с целью выявления общих законов;умение структурировать знания;выбор наиболее эффективных способов решения задачи;смысловое чтение как осмысление цели чтения; определение основной и второстепенной информации;постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Логические УУД:анализ объектов с целью выделения признаков;синтез как составление целого из частей, включая достройку и восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выведение следствий, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблемыформулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные УУД: формирование ИКТ-компетентности Предложите и с помощью компьютера схематично изобразите прибор для преобразования химической энергии в тепловую и механическую. Обсудите ее с товарищем. Используя компьютер, составьте схему применения кислорода. Постарайтесь отразить в ней обусловленность применения свойствами вещества. Обсудите ее с товарищем. Используя Интернет, подготовьте сообщение о применении радиоизотопов. С помощью компьютера подготовьте презентацию из 6-7 слайдов «Открытие периодического закона». Личностные результатыВладение навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую ( физическую) науку. Знакомство с основными историческими событиями, связанными с развитием химии и общества, достижениями в области химии (математики), культурными традициями, общемировыми достижениями в области химии (биологии), обращение к истории химической (математической) науки.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки. Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений. Формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.Развитие любознательности и интереса к самостоятельной исследовательской деятельности. Личностные результатыФормирование готовности к осознанному выбору образовательной траектории. Воспитание уважения и принятия достижений химии (информатики) (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической (биологической) науки в быту, технике, медицине) • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии (физики) с литературой и искусством. Формирование основ экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни. • Осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях • Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.Осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях. Предметные результаты Владение основными методами научного познания, умениями выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной информации, определения достоверности полученного результата; умениями прогнозировать, анализировать и оценивать последствия деятельности человека Предметные результатыРасчетные задачи: тПример 1Перевести температуру из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта позволяет формула F= 1,8С + 32 , где С – градусы Цельсия, F – градусы Фаренгейта. Какая температура по шкале Цельсия соответствует 179 градусов по шкале Фаренгейта? Решение 179 = 1,8 С + 32 179 – 32 = 1,8С 147 = 1,8С С = 81,(6) Ответ 81,(6) Предметные результатыПодготовка к ГИА и ЕГЭ: базовый уровень сложности (А) повышенный уровень сложности (В) На соответствие На множественный выбор высокий уровень сложности (С) Метапредметные результатыВладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Метапредметные результаты•Регулятивные УУД: формирование умений: целеполагания • выдвижения гипотез • планирования своей деятельности • нахождения алгоритма решения оформления • проверки и оценивания конечного результата • корректировки • самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного заданияРегулятивные УУД: проектно-исследовательская деятельность Коммуникативные УУД: составить рассказ, дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме. Метапредметные результатыВ процессе обучения предмета ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия: умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.п. Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации для объяснения явленийВыбор наиболее эффективных способов решения задачСтруктурирование знанийиспользование, создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схеммысленный эксперимент, экспериментальные работысмысловое чтение: • Составление сводной таблицы • Составление граф-схем • Интерпретация информации Оценка качестваВ качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования. Планируемые результаты освоения ООП«Выпускник научится» выносится на итоговую аттестацию. Оценка достижения планируемых результатов с помощью заданий базового уровня. «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику развития наиболее подготовленных обучающихся. стартовая диагностика текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий защиты итогового индивидуального проекта Стартовая диагностикапроводятся на 2-3 неделе сентября;используется инструментарий, по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса;результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения (листы индивидуальных достижений) Стартовая диагностикаПроводится в 5-9 классах для определения уровня остаточных знаний, сформированных УУД, организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».Стартовые работы проводятся на 2-3 неделе сентября;Используется инструментарий, по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса;Результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достижений Текущее оцениваниеВключает в себя:процесс самооценивания учащимися своих достижений, осуществляемый постоянно и систематическипроцесс оценки учителем результатов полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельностивыполнения стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических работ Выполнения нестандартизированных работ- проекта творческих, практических работ и т.д. СамооценкаВиды контроля:Ретроспективная - самооценка ученика предшествует учительской оценке.Рефлексивная. Основой рефлексивной самооценки являются знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности:способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализироватьсобственные действияПрогностическая оценка – оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?» Варианты самооценки письменныхработ (ретроспективная оценка)оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы;оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы; Проверь, готов ли ты овладеть умениями этого раздела (темы)Признаки успешного выполнения задания:необходимый уровеньповышенный уровеньПроверь себя при выполнении заданий. Напиши каких умений тебе не хватает Карта наблюдения за особенностями общения икооперации учеников в процессе учебного занятия1. Планирование2. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта3. Соответствие исполнения поставленных задач плану4. Представление результатов5. Конфликты и их разрешение6. Особенности поведения и коммуникации ученикаПо каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом. Результатом (продуктом) проектнойдеятельности могут быть:а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Итоговая оценка формируемся на основе:Результатов внутришкольного мониторинга образовательных достиженийОценок за выполнение итоговых работ Оценки за выполнение и защиту индивидуального проектаОценки за работу, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА)Итоговое оценивание Виды оцениванияСтартовая диагностикаТекущая диагностикаИтоговая диагностикаФормы оцениванияМетоды оценивания Спасибо за внимание