Элективный курс по решению физических задач (9 класс)

Пояснительная записка.

На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю). Курс поможет определиться с дальнейшим выбором профиля, выявить одарённых учеников.
Программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Для организации занятий используются следующие формы:
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- уроки-исследования;
- работа в малых группах.
Виды деятельности:
- работа с дополнительной литературой;
- семинары по решению задач;
- тестирование.
Целями данной программы являются:
- углубление полученных знаний и умений;
- формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач;
- повышение интереса к предмету;
- подготовка к сдаче ОГЭ;
- помочь в правильности выбора профиля в старших классах.
Задачи курса:
- повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9 классах и углубить полученные знания;
- развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;
- развитие интереса к физике;
- формирование логического мышления учащихся;
- познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны знать в чём заключается их работа.
Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения. С введением ОГЭ и ЕГЭ необходимость в умении решать задачи возросла.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.     
Алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в системе СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата. 
Ожидаемые результаты работы учащихся по данному курсу:
   1. Объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;
   2.Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
   3.Формирование навыков решения определенных групп задач, включая задания с элементами конструирования, и качественные задачи. Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждения.
4. Повышение результатов в районных олимпиадах и на ОГЭ по физике.
Тематическое планирование


Тема урока
Дата по плану
Дата факт.
Примечание


Задания в текстовой форме на распознавание понятий по существенным признакам (понимание смысла понятий)





Задания в текстовой форме на понимание сущности физических явлений





Задания в текстовой форме на выявление характера функциональных зависимостей между физическими величинами





Задания в текстовой форме на выявление смысла физических законов





Количественные задачи с выбором ответа





Задания в текстовой форме на чтение графиков и вычисление значений величин с использованием графика





Задания на извлечение данных из таблицы





Задания-рисунки





Задания на сравнения, в том числе с использованием рисунков и диаграмм





Методологические задания





Задания на установление соответствия





Задания на выбор двух ответов с использованием таблиц значений физических величин или графиков зависимости величин





Экспериментальные задания





Экспериментальные задания





Качественные задачи





Качественные задачи





Комбинированные задачи





Литература.
1. ;
2. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;
3. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;
4. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;
5. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 7 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
6. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012;
7. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 8 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
8. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012;
9. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 9 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
10. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.
15