«Инновационные педагогические технологии как условие реализации системно-деятельностного подхода»

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра начального образования
Выпускная работа слушателей курсов повышения квалификации
по теме: «Инновационные педагогические технологии как условие реализации системно-деятельностного подхода»
Модель урока по УМК « Гармония» ( 3 класс)
предмет Литературное чтение
тема урока «Снег летает и сверкает »
(М.М. Пришвин «Деревья в лесу».)
технология, основанная на создании учебной ситуации
Выполнена:
Галкина Е.В. МОУ СОШ №1учитель начальных классов с. Александровское
Гавриленко Е.П. учитель начальных классов МОУ СОШ №4 с. Северное
Мешечкина Л.А учитель начальных классов МОУ СОШ №7 с. Калиновское
Клочкова Е.П. учитель начальных классов МОУ СОШ №8 с. Грушевское
Павленко Е. А. учитель начальных классов МОУ ООШ №11 с. Александровское

г. Ставрополь, 2015

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебную ситуацию можно представить как алгоритм следующих действий обучающегося:
1) возникновение затруднения у ребенка в ходе усвоения им учебного материала,
2) необходимые действия по устранению данного затруднения (во внутренней речи обучающегося),
3) формулировка данного затруднения в устной речи обучающегося,
4) определение способа устранения данного затруднения (планирование),
5) выполнение действий по плану с последующим анализом и коррекцией.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   
Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию:
- продумать содержание учебной задачи,
- продумать и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.
Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу действия).









Модель урока литературного чтения в 3 классе по УМК «Гармония»

Тема раздела: «Снег летает и сверкает»
Тема: Как приходит зима (М.М.Пришвин «Деревья в лесу»)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технология: создание учебной ситуации
Цели:
- познакомить с очерком М.М. Пришвина «Деревья в лесу», расширить представления детей о произведениях Пришвина, его биографии
-ввести учащихся в мир описания зимней природы, обогащать словарь детей словами по теме чтения, наблюдать за выразительными средствами языка, раскрыть авторское отношение к природе
-создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации при знакомстве с понятием «очерк»
-учить работать в группе, парами
-совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения
-учить работать с текстом прозаического плана
-способствовать развитию связной речи, воображения, образного мышления, художественного литературного вкуса
-развивать умение анализировать, формулировать выводы, самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, ключевым словам
-воспитывать любовь к родной речи, родной природе, учить видеть красоту природы вокруг себя


Предметные результаты
Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.
Совершенствовать навык чтения.
Учиться основам литературного анализа произведений разных жанров.
Познакомить с литературным жанром «очерк».
Личностные результаты( личностные УУД)
Проявление познавательного интереса к литературному чтению при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора, определении у текстов отличительных особенностей, при обсуждении в парах выявленных особенностей и попытке определения жанра текста.
Проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при выявлении в тексте общих с другими текстами черт и отличительных особенностей.
Метепредметные результаты:
Регулятивные УУД
Определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, при обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора.
Составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при возникновении затруднения.
Осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при выполнении действий по плану во время определения жанра прочитанного текста.
Познавательные УУД
Общеучебные УУД:
Умение структурировать знания при обсуждении лексического значения слов, обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора, определении литературного жанра, обобщении изученных литературных жанров.

Поиск необходимой информации в разных источниках при работе с толковым словарем учебником.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы после чтения текста.
Постановка и формулирование проблем при определении жанра прочитанного текста.
Построение знаково-символических моделей при составлении плана деятельности по выходу из затруднения.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач при составлении плана деятельности по выходу из затруднения,
обсуждении полученного плана предстоящей деятельности.

Логические УУД:

Анализ, синтез, сравнение, классификация при работе над текстом и определении его жанра.

Установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при формулировке выводов об особенностях жанра «очерк».

Коммуникативные УУД

Построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора, определении жанра текста.
Определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение) при выявлении особенностей литературных жанров.
Умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при обсуждении проблемных вопросов.
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при обсуждении общих и отличительных признаков изученных жанров, при составлении плана деятельности по выходу из затруднения, обсуждении полученного плана предстоящей деятельности, формулировании выводов об особенностях жанра «очерк».
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на выявление отличительных признаков текста.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при осуществлении плана выхода из затруднения во время определения жанра прочитанного текста.
Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при определении жанра литературного произведения.

Материально-техническое обеспечение.
Учебник, презентация, детские рисунки про зиму, проектор, экран.
































Технологическая карта.
Этап урока
Содержание заданий (для учащихся)
Виды деятельности учащихся, формы организации работы
Планируемые результаты
УУД




Предметные
Виды УУД, характеристики

1. Возникнове
ние затруднения у детей в ходе усвоения ими учебного материала
Организация выставки детских рисунков о зиме, слайда с фамилией автора, названием
неизвестного для детей текста и ключевыми словами












Инструкция по работе в парах:
Обсудите друг с другом значение слов «пороша», «арка»?




- Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении возникших предположе ний о содер жании текста (работа в группах)
-Работают с толковым словарём (в парах)

Знать: лексическое значение слов «снежная пороша», «кружевная арка»;
правила работы в группе



Уметь: употреблять слова в речи в правильном значении




Личностные УУД:
- проявление познавательного интереса к литературному чтению при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, при обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора
Познавательные УУД
Общеучебные УУД:
- умение структурировать знания при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора
-поиск необходимой информации в разных источниках при работе с толковым словарем
Коммуникативные УУД:
- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при обсуждении лексического значения слов, работе с толковым словарем, обсуждении проблемы о содержании текста по названию и фамилии автора

2. Необходимые действия по устранению данного затруднения


Инструкция для самостоятельной работы:
Прочитайте текст с целью соотнесения содержания текста с предполагаемыми вариантами.
Выявите в тексте общие с другими текстами черты и отличительные особенности
Обсудите в парах выявленные особенности и попытайтесь определить жанр текста.
(Формулировка учебной задачи при помощи приема «Отсроченная отгадка» с целью подведения к понятию «очерк»).

Общие черты:
Сравнения и образы
Отличия: нет сюжета, нет персонажей

Повторное чтение
Вопросы после чтения:

1. Постарайся представить «кружевные арки» берез, «тяжелые лапы» елей.
2. Сравни.
Ели повесили громадные тяжелые ветки.
Ели повесили громадные тяжелые лапы.
Как лучше? А почему? Чем похожи еловые ветки, покрытые снегом, на тяжелые мохнатые лапы?
3. Какой образ ели создают слова «ель царствует»? Какой ты представляешь березу по словам «береза плачет»?


Работа над текстом с целью подведения к решению учебной задачи.

- Читают текст про себя


-Пытаются соотнести текст с уже изученными жанрами на слайде презентации (работа в парах)

-Самостоя тельно ведут обсуждение общих и отличитель
ных признаков изученных жанров (в группах)






Знать: понятия «текст», «жанр текста», содержание прочитанного текста

Уметь: определять жанр текста, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при: чтении текста с целью соотнесения содержания текста с предполагаемыми вариантами,
при выявлении в тексте общих с другими текстами черт и отличительных особенностей,
при обсуждении в парах выявленных особенностей и попытке определения жанра текста
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при выявлении в тексте общих с другими текстами черт и отличительных особенностей
Регулятивные УУД:
-определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при чтении произведения

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении общих и отличительных признаков изученных жанров
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- умение структурировать знания при определении литературного жанра
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы после чтения текста
- постановка и формулирование проблем при определении жанра
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе над текстом и определением его жанра
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение) при выявлении особенностей литературных жанров
- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при обсуждении вопросов
-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при обсуждении общих и отличительных признаков изученных жанров




3.Формулировка данного затруднения

4.Определение способа устране ния данного за труднения
Проговаривание в устной речи данного затруднения в определении жанра прочитанного текста

Задание для обучающихся:
Составьте план деятельности по выходу из данного затруднения. По возможности используйте обозначения.
Примерный вариант:
Чтение текста.
Проработка дополнительной информации в учебнике.
Определение нового жанра.
Соотнесение прочитанного произведения с новым жанром.

- Проговари-вают в устной речи данное затруднение в определе
нии жанра прочитанно го текста
- составляют план деятельности по выходу из затруднения
- обсуждают полученный план предстоящей деятельности
-формулиру ют выводы об особенностях жанра «очерк»
(работа в группах)
Знать: понятие «жанр текста», отличительные особенности очерка

Уметь: составлять план работы, работать с понятием «жанр текста»
Личностные УУД:
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при проговаривании в устной речи данного затруднения в определении жанра прочитанного текста,
составлении плана деятельности по выходу из затруднения,
обсуждении полученного плана предстоящей деятельности
Регулятивные УУД:
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при возникновении затруднения
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- построение знаково-символических моделей при составлении плана деятельности по выходу из затруднения
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при проговаривании затруднения по определению жанра текста, составлении плана деятельности по выходу из затруднения,
обсуждении полученного плана предстоящей деятельности
- выбор наиболее эффективных способов решения задач при составлении плана деятельности по выходу из затруднения,
обсуждении полученного плана предстоящей деятельности
- постановка и формулирование проблемы при проговаривании в устной речи данного затруднения в определении жанра прочитанного текста
Логические УУД:
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при формулировке выводов об особенностях жанра «очерк»
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение) при составлении плана деятельности по выходу из данного затруднения
- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при составлении плана деятельности по выходу из затруднения,
обсуждении полученного плана предстоящей деятельности,
формулировании выводов об особенностях жанра «очерк»




5. Выполнение действий по плану с последую
щим анализом и коррекцией

1.Чтение текста
2.Работа с дополнительным материалом в учебнике
3. Обсуждение характеристик нового жанра
4. Определение жанра прочитанного текста

Анализ данного произведения. Обобщающая беседа.
1. О чём рассказал автор?
2.Почему же автор назвал свой рассказ именно так?
3. Как назвал М. Пришвин тишину?
Как лучше: зимняя тишина или снежная тишина? Почему? Какое из слов (зимняя или снежная) – не просто определение, а эпитет ( образное определение)?
4.Можно ли выбрать из текста строки, на которые опирался бы ты, когда бы рисовал иллюстрацию? Попытайтесь это сделать. (Дети отыскивают строки в тексте.)
– Какой предмет притягивает особенно ваше внимание? Как вы думаете, почему автор выделяет его?
5. Беседа об авторе.
– В первом классе и в третьем, в учебнике мы уже не раз встречались с М.Пришвиным. Каким вам представляется автор – писатель и человек? (Ответы детей.)
– Очень хотелось бы, чтобы вы полюбили книги, полюбили природу, стали её понимать.

–- Согласны ли вы с названием очерка? Какое бы вы предложили название?

Рефлексия деятельности

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Отметьте себя на «лесенке успеха».

-Работают с
учебником по выявлению особенностей нового жанра (групповая работа)
-Отвечают на вопросы (работа в группах)
-Определяют жанр произведе
ния на основе полученых самостоятель
но знаний ( работа в парах)

Знать: текстовое содержание произведения,
литературный жанр «очерк», «эпитет», особенности творчества и биографии М.Пришвина

Уметь:
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,
работать с содержанием произведения, определять литературный жанр «очерк»
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении текста, работе с дополнительным материалом в учебнике, определении жанра прочитанного текста
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при обсуждении характеристик нового жанра,
определении жанра прочитанного текста
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при выявлении особенностей нового жанра
Регулятивные УУД:
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при выполнении действий по плану во время определения жанра прочитанного текста
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- умение структурировать знания при обобщении изученных литературных жанров
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при оценивании своей деятельности
-поиск необходимой информации в разных источниках (учебнике ) при определении литературного жанра «очерк»
Логические УУД:
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении жанра «очерк»
-анализ, синтез при выявлении особенностей нового жанра
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение) при чтении текста, работе с дополнительным материалом в учебнике, обсуждении характеристик нового жанра, определении жанра прочитанного текста
- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при чтении текста, работе с дополнительным материалом в учебнике, обсуждении характеристик нового жанра, определении жанра прочитанного текста
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на выявление отличительных признаков текста
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при выполнении действий по плану во время определения жанра прочитанного текста


-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при определении жанра литературного произведения




Литература:
Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.- М.: Педагогика, 1990.
Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. –Смоленск: Ассоциация XXI век,2013. 
Гайворонская, Н. И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность/Н. И. Гайворонская. //Начальная школа плюс До и После.-2012.-№ 7. - С. 31-33.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля /К.Д. Дятлова// Школьные технологии.-2014.-№ 4.- С. 150-163
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Компетентностная модель обучения в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после, - №12, 2008.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988.
Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я. Учебная ситуация как средство формирования УУД (мастер-класс) / Несмеянова, И.А.,Беляевская, Т.Я.// Методист.-2014.-№ 6.- С.61-64
Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения. М.: Академкнига/Учебник, 2012.

15