Конспект урока по алгебре «Четные и нечетные функции».9 класс

Тема урока: «Четные и нечетные функции»

УМК: А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, П.В. Семенов. Алгебра. 9 класс.

Тип урока: изучение новых знаний

Цели урока:
Образовательные:  знакомство с определениями четной и нечетной функции; использование алгоритма исследования функции на четность; исследование симметричности графиков четной/нечетной функции и их построение.
Развивающие: развитие навыков построения графиков четной и нечетной функции; развитие логического мышления; развитие умений анализировать и делать выводы; развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:  воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи; воспитывать умение работать в парах, прислушиваться к мнению одноклассника. 
Задачи:
Ввести понятие симметричного множества.
Сформулировать определения четной/нечетной функции.
Вывести алгоритм исследования функции на четность.
Научиться исследовать функцию на четность с использованием алгоритма.
Научиться определять графики четных/нечетных функций.

Методы обучения:  словесно-наглядный; групповой; индивидуальный; фронтальный.

Ход урока.

1. Приветствие. Мобилизация на работу.
2. Актуализация.
Задание: Найти область определения функций:
1. 13 EMBED Equation.3 1415. 2. 13 EMBED Equation.3 1415. 3. 13 EMBED Equation.3 1415. 4. 13 EMBED Equation.3 1415.
Выполняют самостоятельно в тетрадях, затем по желанию выходят к доске записать ответ.
Задание классу: сравнить область определения функций 2 и 4.
Вопрос: Что их объединяет, что общего? (Дети формулируют вывод о том, что множество элементов содержит и противоположные элементы).
3. Изучение нового материала.
Вводится понятие симметричного множества.
Формулируются определения четной/нечетной функции.
Вопрос: может ли быть, что для функции не выполняется ни одно из условий: f(-x)=f(x) или f(-x)=-f(x)? Приведите пример.
В таком случае функция не является ни четной, ни нечетной.

Вопрос: какой должна быть область определения функции при исследовании её на четность?
Учитель вместе с детьми формулирует алгоритм исследования функции на четность/нечетность.
4. Закрепление изученного материала.
Задание: исследовать на четность функции: 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415.
Затем взаимопроверка в парах.

Вопрос: Графики каких известных вам функций обладают симметрией? Относительно чего? Какой вывод можно сделать о четности функций? Почему?
Обучающиеся делают вывод: график четной функции симметричен относительно оси Оу, график нечетной функции симметричен относительно начала координат.

Задание: построить весь график функции, если нарисована его часть и задана четность функции. №11.11. (чертежи заранее подготовлены на доске). Дети по желанию выходят к доске и достраивают графики функций.

Задание (индивидуальное): Известно, что функция f(x) – четная и возрастает при х>0. Определите характер монотонности функции при x<0. Схематично изобразите график функции в тетради.

Дополнительное задание: №11.28.

Подведение итогов урока.
Вопросы: что нового узнали?
Проговорить алгоритм исследования функции.
Что было интересно? Какие были сложности?

6. Домашнее задание. П.11 (в учебнике), №№11.10, 11.20(б), 11.21(г), 11.18.