«СПОСОБНОСТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ТАЛАНТ – ЭТО НЕРЕДКО ГОРЕ»


Непомнящих Е. Н.,
преподаватель истории
ГБПОУ ИО ЗЖДТ
«СПОСОБНОСТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ТАЛАНТ – ЭТО НЕРЕДКО ГОРЕ»
Говоря о современном образовании, мы рассуждаем о том, что больше информации, обучающиеся должны получать самостоятельно. Но мы забываем, что поиск нужной информации по изучаемым темам не всегда успешны.
Обсуждая вопрос об одаренных детях, о развитии их таланта или одаренности, в какой бы области она не была с точки зрения науки, искусства, надо исходить в первую очередь от тех возможностей, которые есть у обучающегося и образовательного учреждения.
Любой педагог в первую очередь должен знать, что такое одаренность, как ее выявить и развивать у ребенка, а «не загубить».
В первую очередь, рассмотрим определение к термину «способности»:
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии: 1. Задатки; 2. способности; 3. талант; 4. гениальность.
Отдельно рассматривается понятие одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» — высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность, либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность.
Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием.
В психологии нет отдельного раздела о природе одаренности, считается, что все дети по своему обладают каким-либо талантом. Но лишь малый процент его развивает. Это проблема в первую очередь семьи, педагогов, психологов.
Проанализируем эту проблему с точки зрения психологии и педагогики.
Одарённость можно представить как особое сочетание трёх характеристик:
Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности; сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают.Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Гибкость мышления - способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи - ведущая характеристика одаренности.
Поэтому возникает множество вопросов в определении психолого-педагогического определения условий развития одаренных обучающихся.
Одна из групп таких детей являются вундеркиндами. Это дети, которые всё «схватывают на лету». Следующая группа – дети – индиго. Проблема заключается в том, что таких детей могут не заметить с малого возраста. Нет специальной программы для таких детей, а в настоящее время таких детей весьма много. Это и плохая подготовленность педагогов, отсюда у многих детей просто «угасает этот огонек».
Наша главная задача не забывать находить подход к любому обучающемуся, любого возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведении – Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.