Урок в 7 классе на тему Фольклорное путешествие по УНТ

Богачева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 21им. И.С. Давыдова с. Обильного Георгиевского района

7 класс
Тема: Фольклорное путешествие
Планирование образовательных результатов:
Личностные: воспитывать интерес к УНТ, любовь к Родине
Предметные: закрепить знания жанров УНТ
Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать устную речь (монологическую и диалогическую), умение анализировать, делать выводы
Оборудование: фотографии городов, по которым путешествуем; запись русской народной песни; ромашка с заданиями; фотографии картин Васнецова
Ход урока
I. Организация внимания.
II. Актуализация ранее изученного.
- Ребята, любите ли вы путешествовать? А что такое путешествие?
-Давайте прочитаем с вами стихотворение А.А. Прокофьева (слайд) и выясним, по какой стране мы будем путешествовать.
Я знаю Россию по песням,
По тем, что народ сберегал,
Из слов-самоцветов кудесник,
Что день, то и строчка, слагал,
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга
И где на тропиночке вязкой
Яга-костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые с детства слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал;
Я знаю Россию по воле,
Мне нет этой воли милей,
Как нет мне ни света, ни доли
Нигде без России моей!
- О чем мы прочитали стихотворение? Назовите тему, идею стихотворения. А теперь скажите, по какой же стране мы совершим путешествие? О каких жанрах УНТ упоминает поэт?
III. Путешествие по станциям.
- Итак, мы с вами отправляемся в фольклорное путешествие, в ходе которого я узнаю, насколько хорошо вы знаете жанры русского фольклора. В путь. Посмотрите на слайд, какой город изображен на фотографии? Да, в Москве жизнь бьет ключом: все куда-то спешат, все работают, успевают лишь давать друг другу советы. Например: сам пропадай, а товарища выручай; скучен день до вечера, коли делать нечего; родина- мать, умей за неё постоять. К какому жанру относятся эти советы?
(пословицы)
- На какие темы прозвучали пословицы?
- Мы подъезжаем к Рязани, но что-то испортилась погода. Это не беда, ведь у русского народа свои способы избавленья от ненастья.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко –
Дам тебе веретёшечко,
Насыплю горошечка.
- Назовите жанр. (закличка)
- А вот что еще можно услышать в Рязани:
Вова-воришка украл топоришко.
- Назовите жанр. (дразнилка)
- Мы подъезжаем к следующей станции. Это Муром. Здесь можно услышать следующее:
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке
Рыжий красного спросил:
-Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
- Что же любят в Муроме? (небылицы)
- Внимание! Остановка Нижний Новгород.
Уж я серому коту
За работу заплачу
Дам я мяса кусок
Молока туесок
Бай да побай
Ты, Ваня, засыпай.
(колыбельная)
- А ещё здесь любят:
Много платьев,
Много хруста,
Как зовут её?...
(загадки)
- Не только на этой станции, но и на всех остальных очень любят.. (звучит запись русской народной песни). Чем отличается современная песня от русской народной?
РАБОТА В ГРУППАХ.
- Следующая станция – Вологда. На этой станции любят пословицы. Я буду читать начало пословиц, а вы на листочке продолжение, потом один из группы зачитает продолжения пословиц.
1 группа
Сделаешь наспех- (сделаешь насмех).
Ученье свет, (а неученье тьма).
Повторенье - ..(мать ученья).
2 группа
Сам кашу заварил, .(сам и расхлёбывай).
Терпенье и труд (все перетрут).
Под лежачий камень..(вода не течет).
3 группа
Старый друг.(лучше новых двух).
Знай сверчок (свой шесток).
Не за то волка бьют, что сер, .(а за то, что овцу съел).
Следующее задание для групп.
1 группа: подобрать 3 пословицы на тему «работа, труд»
2 группа: подобрать 3 пословицы на тему «польза ученья»
3 группа: подобрать 3 пословицы на тему «дружба».
- Давайте попробуем справиться со следующим заданием. Я называю пословицу той или иной страны, а вы указываете русскую пословицу, аналогичную данной. Например, арабская пословица гласит: «Бежал от дождя, попал под ливень», а русская: «Из огня да в полымя».
Начали:
-финская: «Тот не заблудится, кто спрашивает» (Язык до Киева доведет)
- иранская: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин»..(На безрыбье и рак рыба)
- вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец»(Тише едешь – дальше будешь)
- индонезийская: «Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается».(Конь о четырех ногах и тот спотыкается)
- английская «В каждом стаде есть своя черная овца».(В семье не без урода)
IV. Микроитог.
Останавливаясь на станциях, что вы заметили?
- Верно, что УНТ многожанровое. Назовите все жанры УНТ, а один из учеников повесит на доске карточки с жанрами.
- Молодцы.
- Вспомните, какой жанр любят в Киевской Руси?
- А что такое былина?
V. Работа у доски.
- На доске висит красивая ромашка, а на её лепестках задания. Давайте по цепочке ответим на вопросы.
1. Что воспевается в былинах?
2. Как исполнялись былины?
3. Как называли исполнителей былин?
4. Что воплощают в себе герои былин – могучие богатыри?
5. По какому плану строится былина?
6. Что характерно для былин?
VI. Конкурс на лучшего знатока былин
- Зачитываю отрывки из былин, ребята отвечают.
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец. (Илья Муромец и Соловей Разбойник)
2. Говорил-то ведь Владимир – князь да таковы слова: «Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко, собака, по-звериному» (Илья Муромец и Соловей Разбойник).
3. Говорит оратай таковы слова:
- Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего. (Вольга и Микула Селянинович)
VII. Конкурс чтецов былин
VIII. Подведение итогов урока
Унт – сокровищница народной мудрости. Многие художники, писатели, композиторы живо интересовались народным творчеством. Любил и собирал народные сказки А.С. Пушкин. Я вам зачитаю начало «Сказки о Мертвой царевне и о семи богатырях», а вы готовитесь ответить на вопросы:
- Что сближает это произведение с фольклором?
- Какие слова Пушкинского текста можно встретить в сказках, былинах?
Д/з.
1 группа – иллюстрации к одной из былин
2 группа – выразительное чтение двух былин
3 группа – сочинение – миниатюра «Что дало мне изучение УНТ?»
15