Мягкий знак после шипящих на иконце наречий


Мягкий знак после шипящих на конце наречий Урок русского языка в 7 классеУчитель русского языка ГБОУ «Школа №1929» г.Москвы Цели урока Познакомить уч-ся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.Развивать устную и письменную речь уч-ся. Воспитывать бережное и внимательное отношение к слову. Орфоэпический диктант. Заржавевший, начавший, отнявший, понявший, поднявший, из бересты, добрались, взята, привезена, ржавея, черпая, балуясь, удобнее, красивее, мельком, досыта, досуха, добела, сослепу подолгу, сделать по своему методу, сделать по-своему. Распределительный диктант Грач, дрожь, бежишь, тишь, прячься, около рощ, полночь, удивляешься, намажьте, хорош, плащ, училищ, вскачь, наотмашь. Сформулируйте задание к данной надписи. 1) ночь, глушь, прочь:2)сплошь, стеречь, беречь;3)умываешь, держишь, навзничь;4)…, …, …. Давайте устно ответим на вопросы: Что такое наречие?С какими частями речи оно обычно связано?Каким членом предложения может быть наречие?Назовите главный признак наречия?Приведите примеры словосочетаний с наречиями. Из истории наречия Наречие-старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь И.И.Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне — реч-, входящем в слово «наречие» . Таким образом, связь между глаголом и наречием- самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли приглаголием. Изучение нового материала 1) сплошь, прочь;2) уж, замуж, невтерпеж;3)настежь (искл.)-Давайте попробуем сформулировать правило. Упражнение1. Убежать прочь выглянуло из-за тучУдарить наотмашь резиновый мячПуститься вскачь низкий шалашОгневая мощь маленький стрижУкраинский борщ огневая мощьУпасть навзничь верный товарищСпешить замуж украинский борщСплошь заросло пригнали с пастбищПрочитайте словосочетания в левом и правом столбиках. Напишите словосочетания, которых нет в правом столбике. Выделите орфограмму.(Работа в парах) Упражнение 2. Сформулируйте задание упражнению. Запишите фразеологизмы и объясните их написание 1) Кидает в жар 5)сжигать мосты… … … …2)отлегло от сердца 6)как две капли воды3)взять на зарубку 7)кругом и всюду… … … …4)что правда, то правда… …Справка: точ..(в)точ…, бросает в дрож…, сплош… и рядом, жеч.. корабли, ничего не скажеш…, взять на карандаш…, гора с плеч… .Сформулируйте задание к упражнению. (Задание выполняют коллективно в устной форме)Запишите фразеологизмы и объясните их написание.. Подобрать слова-наречия с изучаемой сегодня орфограммой. 1. Закажи Балде службу,Чтоб стало ему …… .А требуй, чтобы он ееИсполнил….. .2. За часом час уходит… .Мелькает свет и тень.3. С грамотой …., а без грамоты хоть плачь. Прочтите текст, озаглавьте, ответьте на вопрос: “ Как влияют наречия на художественную организацию текста?” Щебет птиц, плеск волны, убегающей проч_, звуки равномерно падающих капель дождя - эту музыку природы человек слышал издавна.Постепенно из этих звуков он сотворил искусство. Он дал голос дереву. Нежно и певуче, прозрачно и трепетно запела скрипка. Он дал голос металлу, и металл ответил ему мужественно и призывно, яростно и горячо.Весь мир открылся настеж_ и зазвучал по-новому .Более одухотворенно, светло.Запели струны, зарокотала медь так же, точ_-в -точ_, заплакали свирели.Они рассказывают нам о людях, о мире, в котором мы живем. Итог урока - Вспомните, какие цели мы ставили на урок?- Достигли ли мы их?Кто запомнил правило правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий? 2. Домашнее задание: А) записать на доске таблицу правописания наречий через дефис.Б)Работа на карточках;1)( во) вторых, (в) четвертых, едва (едва);2)(по) братски, (по) домашнему, (по) весеннему;3)(кое)как, как (нибудь), (кое) где;4)крепко (накрепко), мало(помалу), где(либо);5)вот(вот), бок (о) бок, давным(давно);В) Устно рассказать о правописании наречий через дефис.