Формирование гражданственности через ознакомление детей дошкольного возраста с донским краем.


МУ «Отдел образования администрации Советского района г. Ростова-на-Дону Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Благодатный»
Опыт работы
Тема: Формирование гражданственности через ознакомление детей дошкольного возраста с донским краем.

Воспитатель:
Назаренко Людмила Александровна
воспитатель высшей категории
2014г.
2
К работе по ознакомлению детей с историей донского края я приступила в октябре 2000 года. 1 этап моей работы был контрольно-диагностический. Диагностика детей старшей группы «Ручеёк» и беседы с родителями показали, что дети и взрослые плохо знают историю своей семьи и малой родины. Мы не знаем истоков своего рождения, не знаем, кто у нас были прадедушки и прабабушки, где они жили, чем занимались. Вопросы для анкетирования родителей и обследования детей были составлены на основе стандартов (приказ № 448) и программы С.А. Козловой «Я человек». (Вопросы для анкетирования родителей и вопросы для обследования детей прилагаются).
В своей исследовательской работе я выдвинула гипотезу — определения условий реализации содержания образования по ознакомлению детей с историей донского края. В развивающей среде большое место уделили истории донского края. Сделали карту Ростовской области, где дети на «липучках» могли «приклеивать» растения, животных, птиц по климатическим зонам нашей области. Сделали макет донской степи, где дети изучали степных птиц и животных, в коридоре детского сада повесили картины птиц и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области, организовали игровую зону «Казачий базар», сшили костюмы казаков, собрали казацкие вещи. Музыкальный руководитель нашей группы Иовин Ф.А. ведет кружок «Казачата», где дети поют казачьи песни, танцуют казачьи танцы, проводят праздники и посиделки, где дети знакомятся с казачьим фольклором, сказками Дона. После этого приступили ко 2 этапу —формирующему. На этом этапе мы разработали содержание и определили способы реализации ознакомления детей с донским краем на основе использования нетрадиционных форм организации образовательного процесса, совместно со специалистами детского сада и родителями.
В настоящий момент мы находимся на 2 этапе — формирующем. В апреле — мае будет заключительный этап — итоговый, где мы сделаем заключительный вывод. А пока, исходя из данных диагностики, проведенные в декабре 2001 года мы можем сделать выводы:
- 60% детей нашей группы хорошо знают историю донского края, у них сформировано чувство любви к родному краю с ее далеким прошлым. Они приобрели умение бережно обращаться с животными и растениями, знают, как собрать лекарственные травы, как оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах и порезах. Дети знают казачий фольклор, обычаи и традиции донского казачества;
- 32% детей стремятся узнать больше о родном крае, задают вопросы не только воспитателям, но и родителям, рисуют, лепят, выжигают, а ведь на 1 этапе исследования эти дети практически ничего не знали о родном крае.
- 8% детей — это в основном новенькие дети, которые переехали из других мест России показали низкий уровень представлений о донском крае. С этими детьми предстоит ещё большая работа.
Наши дети еще не дошли до 3 этапа — итогового, но уже можно сделать вывод: действительно, если создать условие для ознакомления детей с донским краем, улучшить материально — техническую базу дошкольных учреждений, использовать нетрадиционные формы работы, работать во взаимодействии с родителями и специалистами можно заложить основы гражданственности у дошкольников. Мой опыт работы по данной проблеме еще не окончен, поэтому мы не можем еще поделиться им с коллегами. Когда мы опробуем систему работы по ознакомлению детей с донским краем, начиная с детьми младшей группы и заканчивая подготовительной, мы оформим его как опыт работы и поделимся с коллегами.
3
Схема № 2. Модель реализации содержания образовательной работы по ознакомлению детей с историей донского края.
Дети
Воспитатели, специалисты

Родители

Диагностика


Создание условий

Материально-техническая база, развивающая среда, подготовка кадров


Форма работы
1. Анкетирование 1. Интегрированные занятия 1. Теоретические семинары
2. Родительские собрания 2. Игры 2. Консультации
3. Встречи с интересными людьми 3. Праздники 3. Самообразование
4. Участие в предпроцессе 4. Экскурсии 4. Подбор литературы
5. Составление генеалогического дерева 5. Наблюдения 5. Перспективное планирование
6. Семейные альбомы 6. Продуктивная деятельность 6. Изготовление пособий
7. Встречи с интересными людьми 7. Посещение музеев
8. Театрализация 8. Совместная деятельность с родителями
9.Походы
Результат: ребенок патриот и созидатель

4
Технология ознакомления детей с историей донского края
представлены мною в виде схем
История донского края
Схема № 1. Методы ознакомления дошкольников с Донским краем.
Мл. гр. 3-4 г Ср. гр. 4-5 лет Старшая гр. 5-б лет Подг. Гр. 6-7 лет
«Я и моя семья» «Родной город» «Растения, животные, население» «Населения и его культура
Основные формы познания донского края

Синтез: познавательная деятельность – игра - практическая деятельность
Речевое общение Познавательные занятия Познавательные занятия Познавательные занятия или кружок

Методы и приемы
1. Рассказы воспитателя о детях 1. Рассказы взрослых 1. Рассказы взрослых 1. Рассказы
2. Рассказы воспитателя о себе 2. Народные игры 2. Экскурсии 2. Проблемные ситуации
3. Рассказы о родителях 3. Экскурсии 3. Наблюдения 3. Народные игры, сюжетно-ролевые
4. Игры на сближение 4. Наблюдения 4. Опыты 4. Экскурсии
5. Встречи в семье 5. Рассматривания иллюстраций, фото 5. Подвижные игры, сюжетно ролевые игры 5. Наблюдения
6. Совместные праздники с родителями 6. Рисование 6. Пение 6. Встреча с интересными людьми
7. Конструирование 7. Художественный труд 7. Продуктивная деятельность
8. Лепка 8. Продуктивная деятельность 9. Аппликация
5
Ознакомление детей с историей донского края будет происходить по следующему плану:
3 - 4 года «Я и моя семья»
Тема № 1: «Кто ты?»
Как зовут тебя, на какую букву начинается твое имя, что означает твое имя, а как еще ласково называют тебя дома, как зовут твоих друзей, чем ты похож на других детей, чем отличаешься, чем похож на взрослых и чем от них отличаешься?
Тема № 2: «Семья»
Как зовут твоих родителей? Кто у вас еще есть в семье? Как их зовут? Где работают папа и мама? Как зовут твоих дедушку и бабушку? Чем они занимаются? Кто еще живет с вами? Кто о тебе заботится? А как ты им помогаешь?
Тема № 3: «Где я живу»
В каком городе ты живешь? На какой улице? В какой детский сад ты ходишь? Как зовут твоих друзей? А где они живут? В какие игры ты играешь с друзьями? Твоя комната и любимые игрушки.
Тема № 4: «Моя улица»
Какие дома на твоей улице? Какие деревья там растут? А есть ли цветы? Что интересного ты можешь заметить рядом с твоим домом? Какой транспорт проезжает по твоей улице? В какие игры ты любишь играть на улице?
4 - 5 лет «Родной город»
Тема № 1: «Расскажи о себе»
Как тебя зовут, кто твои родители, где ты живешь? Опиши себя (внешний вид) Кто твои друзья? Чем увлекаешься? Любимые игрушки. Кем ты будешь, когда вырастешь?
Тема № 2: «Экскурсия по территории Д/сада»
Знакомство со всей территории детского сада и ориентирование на местности. Я знаю, где есть игровые площадки и школа, куда я буду ходить, когда я вырасту. Я знаю, где находятся магазин и остановка.
Тема № 3: «Наш город - Ростов-на-Дону»
История города. Река. Фабрики и заводы. Памятники города. Растения, птицы, животные.
Тема № 4: «Работа родителей»
Где работают родители? Что они делают на работе? Труд горожан и сельчан. Тема Ns5: «Зимние забавы на Дону» Экскурсии в парки. Строительство снежных городов. Встреча старого Нового года.
Тема № 6: «Овощи и фрукты Дона»
6
Что собрано на Дону осенью? Как будут хранить овощи и фрукты зимой? Изготовление овощных и фруктовых салатов.
Тема № 7: «Весна на Дону»
Эксперимент - весенняя капель. Растения и животные весной - наблюдения. Весна в произведениях поэтов и художников. Экскурсии в музей.
5-6 лет: «Растения, животные. Население»
Тема № 1 «Расскажи о своей семье»
Сколько в семье человек? Назови всех. Кто где работает, учится? Знаешь ли ты соседей? Есть ли у тебя друзья? Как проводишь выходные? Рассматривание семейных альбомов.
Тема № 2 «Город, где я живу»
1. Знакомство с картой Ростовской области
2. Природа Дона осенью
3. Экскурсия в осенний парк
4. Население донского края
5. Праздник Урожая (классификация: овощи, фрукты, ягоды, грибы)
6. Работа с тестом
Тема № 3 «Царство растений»
1. Растения Дона
2. Культурные растения
3. Дикие растения
4. Лекарственные растения
5. Сладкий вечер - чай из трав
6. Конкурс: «Икебана из разнотравья донских степей»
Тема № 4 «Знаки вокруг нас»
1. Наука геральдика. Герб г. Ростова-на-Дону, флаг
2. Казачьи символы, флаги, знамена.
Тема № 5 «Новый год на Дону»
1. Новый год – развлечение
2. Старый Новый год
3. Крещенские гадания
7
4. Украсим ёлку во дворе детского сада.
Тема № 6 «Царство животных Дона»
1. Домашние животные
2. Дикие животные
3. Удивительные рассказы о животных
4. Составление альбома «Животные Дона»
5. Оформление игровой зоны «Казачий базар»
Тема № 7 «Весна на Дону»
1. Казачья одежда
2. Рисование с натуры весенней природы
3. Посадка клумбовых цветов
4. Казачий праздник «Гуляние на Дону»
Тема № 8 «Здравствуй лето!»
1. Экскурсия в степь
2. Составление гербария растений донского края
3. Развлечения «Игры казачат»
4. Праздник «Поседели на завалинке»
6-7 лет: «Население и его культура»
Тема № 1 «История донского края»
1. Знакомство с картами
2. Карта Ростовской области
3. Наш город
4. Нашествие монголо-татар
5. Макет «Донские степи»
Тема № 2 «Казаки - люди вольные»
1. Происхождение казачества
2. Казачьи городки
3. Одежда казаков
4. Казачьи песни
8
5. Традиции и обычаи казаков.
Тема № 3 «Города Ростовской области»
1. Ростов-на-Дону
2. Азов
3. Таганрог
4. Новочеркасск
5. Составление путеводителя казачьих городов (практическая деятельность)
Тема № 4 «Животный мир донского края»
1. Животные
2. Птицы
3. Рыбы
4. Донской жемчуг
5. Красная книга животных.
Тема № 5 «Растения донского края»
1. Деревья и кустарники
2. Цветы
3. Лекарственные травы
4. Растения как средства косметики
5. Красная книга растений Дона.
Тема № 6 «Как отдыхали на Дону»
1. Православные праздники (Пасха, Троица)
2. Поседели на завалинке.