Конспект урока по географии Сибирь: население и хозяйство (9 класс)


География 9 класс Дата ___________
Урок 54. Тема. Сибирь: население и хозяйство
Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.
Задачи:
Образовательные:
дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
выявить современные проблемы малочисленных народов;
рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
Развивающие:
формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации, формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту), умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС
Воспитательные:
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.
Оборудование:  атлас, учебник Алексеев А.И., Учебник «География» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева-М.:Просвещение, 2014
Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихсяПо характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля:  устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.Тип урока:  изучение нового материала
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)
2. Актуализация знаний  – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.
А) Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь?Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так?В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ.
3. Формулировка темы и определение основных целей занятия, а также сообщение плана изложения нового материала.
4. Изучение нового материала
1. Население Сибири.
Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.
Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 (задание по группам). Запись в листах (приложение1).
1 группа Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км22 группа Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км23 группа Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км2=2,39 чел/км2
А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири (индивидуально каждой группе регионы). (Ответы детей).
А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения. Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население крайне неравномерно)
А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам
1 группа Индоевропейская языковая семья
2 группа Уральско-юкагирская языковая семья
3 группа Алтайская семья
Языковая семья Языковая группа Этнос Религия
- проверка таблицы.
Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.
(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи). В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -"миллионеры"), Красноярск, Иркутск, Улан-Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.
В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).
Население а) численность,
плотность
б) урбанизация
в) миграции
г) города
д)трудовые ресурсы 1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.
Высокий процент городского населения 74 – 76%.
Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.
Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионника – Новосибирск и Омск.
Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.
2. Хозяйство
А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы учащихся)
А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174-175)
5. Закрепление и обобщение
Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы
6. Задание на дом
1. Парараф 41-42, прочитать, закончить задание в листах
2. Задание 7 на стр. 175 (на 4)
3. Задание 8 на стр. 175 (на 5)
7. Рефлексия
Учитель: Мы с вами выполнили все задачи урока.
А теперь продолжить фразу:
1.Сегодня я узнал................
2.Было интересно................
3.Было трудно......................
4.Мне захотелось.................
5.Я понял, что …..................
6.Урок дал мне......................
Объявляет отметки за урок.
Приложение 1.
Группа_________ Ф.И.___________________________
1. Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224:
Регион Плотность
1 группа Западно-Сибирский район Республика Алтай Алтайский Край Кемеровская область Новосибирская область Омская область 2 группа Томская область Тюменская область Восточно-Сибирский район Республика Бурятия Республика Тыва 3 группа Республика Хакасия Красноярский край Иркутская область Забайкальский край Сибирь (общая) 2. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.)
Языковая семья Языковая группа Этнос Религия
Индоевропейская
1 группа Уральско-юкагирская
2 группа Алтайская
3 группа 3. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды.
Период Особенности
Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции
1 группа
Какова роль транссибирской магистрали
2 группа
Как развивалась Сибирь в совеский период
3 группа
4. Экономические районы Сибири (стр.174-175)
Название Состав Отрасли специализации
Обь-Иртышский
Кузнецко-Алтайский
Ангаро-Енисейский
Забайкальский
зона Крайнего Севера
Вывод: выделите особенности Сибири:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________