Конспект урока по географии на тему Поволжье. Население и хозяйство (9 класс)


География 9 класс
Урок №:
Дата:
Тема урока: Поволжье. Население и хозяйство. Практическая работа № 8.
«Составление экономико-географической характеристики промышленного узла»
Цель и задачи урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи:
Образовательная:
Показать роль Волги в развитии экономики , изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики, сформировать представление о населении Поволжья, определить отрасли специализации и факторы их размещения;
Развивающая: развивать практические навыки выполнения экономико-географической характеристики экономического района;
продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.
Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, воспитывать и прививать активность и самостоятельность работы учащихся на уроке.
Оборудование
Технические средства:
компьютер,
проектор,
экран
Средства обучения
презентация;
Атласы, контурные карты, настенные карты «Физическая карта России», «Административная карта России»
Тип урока: комбинированный.

Методы обучения на уроке
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные;
наглядные;
практические;
проблемные;
использование ИКТ.
Методы формирования сознания:
беседа;
рассказ.
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
создание ситуации успеха;
создание ситуации новизны;
Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, групповая.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
Проверка домашнего задания:
А) Фронтальный опрос по административной карте России «Состав Поволжья»
Класс разделён на две команды. Первая произносит название субъекта, вторая должна назвать административный центр. (Республика Чувашия – г.Чебоксары) (3 мин)
1.Республика Татарстан –г.Казань
Республика Чувашия – г.Чебоксары
Республика Марий Эл – г. Йошкар-Ола
Ульяновская область – г.Ульяновск
Самарская область – г.Самара
Саратовская область – г. Саратов
Волгоградская область – г.Волгоград
Астраханская область – г.Астрахань
Б) Географический диктант (либо заполнение пропусков в карточках) (5 мин):
I Вариант
1.Главной осью Поволжья является Волга
2. Район вытянут с севера на юг, а это значит , что климатические условия севера и юга различны.
3.Район находится между индустриальными ядрами России – Центральной Россией и Уралом
4.Поволжье – приграничный район.
5. Сосед на юге Северный Кавказ.
6. Транспортное положение благоприятное:
Судоходная река
Транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы с запада на восток.
Выход к морю.
II Вариант
1.РЕЛЬЕФ –равнинный
2.КЛИМАТ – умеренно-континентальный, на юге континентальный: теплое, на юге жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи.
3.ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ – широтная зональность ярко выражена: с севера на юг район вытянут более 1000 км.
- смешанные леса – республика Татарстан.
- лесостепи –Ульяновская и Самарская области.
- степи – Саратовская и Волгоградская области.
- полупустыни – Астраханская область
Изучение нового материала:
Основные этапы хозяйственного освоения территории.
(рассказ учителя с элементами беседы, поисковая работа по материалам учебника на стр 161-162, фронтальная беседа, выполнение опорных записей в тетради)
Особенности состава населения.
(сообщения учащихся о национальном составе населения с использованием интересных фактов из культурной жизни народов)
Современное хозяйство района:
А) Машиностроение
Б) Топливно-энергетический комплекс
В) Пищевая промышленность
Г) Лёгкая промышленность
(постановка проблемы учащимися, выполнение краткой характеристики ведущих отраслей специализации с использованием материала учебника на стр 163, карты атласа, работа учащихся в парах)
4. Факторы становления крупнейших городов Поволжья (постановка проблемы учащимися, работа учащихся в группах)
IV. Закрепление изученного материала. Практическая работа учащихся.
«Составление экономико-географической характеристики промышленного узла»
Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.
№ 1. Выпишите промышленные узлы Поволжья.
№ 2. Охарактеризуйте один из них по плану:
Название промышленного узла. В состав какого географического района входит ПУ.
Совокупность предприятий, составляющих ПУ.
Обеспеченность ПУ ресурсами и основные виды используемых ресурсов.
Развитие транспортной сети.
Производимая продукция и перспективы развития ПУ.
V. Итог урока: анализ работы учащихся на уроке, вывод по теме и содержанию урока.
VI. Задание на дом: работа с текстом учебника (А.И.Алексеев, 2011г) - § 35, выполнение заданий № 1-2 в контурной карте на стр 10