Использование инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы (из опыта работы)


Савчина Лариса Николаевна
Учитель украинского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 70 города Донецка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]( из опыта работы)

Современный урок должен быть умным, доходчивым, интересным, увлекательным и радостным. Дарить ребенку радость - святая обязанность учителя. Рядом с добром всегда стояла красота. Воспитать красивого человека можно только с помощью красивых действий и умений дать ребенку самому увидеть красоту в искусстве слова, в труде, в единстве человека с природой, в красоте жизни.
Нужно у учащихся развивать процесс созидания, а для этого и сам учитель должен быть творцом, новатором. Ведь каждый урок - это фрагмент большой учебной пьесы, которая также и воспитывает. И какую роль в этом школьном драматическом произведении сыграют дети и учитель, зависит от нас, учителей. Чтобы достичь поставленной цели, учитель должен иметь единомышленником. И такими же должны стать дети. Без этого учебно-воспитательный процесс не мыслим . Главное в нем - познать сердцем все, чем живет, что думает, с чего радуется и чем печалится ребенок. Мы должны понимать ее, а она - нас.
 Сегодня краеугольным камнем в педагогической практике является существенное улучшение знаний учащихся. Инструментом, который обеспечит выполнение этого актуального вопроса являются инновационные педагогические технологии и умение учителя организовать, направить свою работу на интенсивное внедрение в практику новых прогрессивных педагогических идей, технологий обучения и воспитания, достижений современной педагогической науки и практики.
Для того, чтобы сделать процессобучения болем качественным, изучаю специальную литературу, которая расширяет информированность о новейших технологиях, знания авторских методик. Эта тема раскрыта в работах О.Пехоты, Л. Пироженко, Е.Коротаева, А. Пометун, (урок в технологиях интерактивного обучения), В.Онищук, Т. Кучеренко (технология сотрудничества личностей),в работах М. Поташника, В. Шарко .
    Следует сказать, что к идее необходимости использования инноваций пришла из-за того, что не всегда видела желаемый результат своей деятельности в рамках традиционного педагогического процесса. Какие же инновационные технологии использую? Какими средствами активизирую сам процесс-слово, мысль, действие - без которого немыслима сегодня работа учителя?
На эти и другие вопросы я нашла ответ в технологии сотрудничества личностей. Что же лежит в основе этой технологии?
Прежде всего - личностные отношения ребенка и учителя, построенные на основе толерантности, взаимоуважения, взаимопонимания.
Во-вторых, учитель должен указывать ребенку путь к реализации себя, своих умений, к активной речевой деятельности, путь к утверждению своего «я». Ребенок на уроке должен быть соавтором учителя. Никто и ничто не должно сковывать его мнение, навязывать ему стереотип мышления, он должен ценить себя и результаты своей работы , утверждаться, показывать свои способности, талант.
В-третьих, учитель должен иметь полную диагностическую картину умственных возможностей детей, их предпочтений, творческих дарований и в соответствии с этим выбирать формы и методы обучения, которые дают весомые результаты.
Сотрудничество личностей - это актуальная тема в учебном процессе, которую каждый решает по-своему. Одной из важных форм обучения является урок, который целесообразно реализует концепцию на эту тему. Учить детей чувствовать красоту слова сердцем, чувствовать его боль душой, творить эту красоту - святая обязанность учителя.
Уроки украинского языка и литературы - генератор этой красоты,
Двух одинаковых уроков не бывает. Каждый отличается насыщенностью учебного материала, информативностью, доступностью знаний. Ученики работают в течение всего урока, не испытывая усталости. Один вид работы сменяет другой - это правило, которому я стараюсь не изменять, Стараюсь использовать такие современные методические приемы, побуждающие ученика к размышлениям и поискам, создаю проблемные ситуации. Необходимым условием качественного урока считаю мотивацию учебной деятельности, показ ученикам, где, в какой ситуации можно применять полученные знання.Чтобы воспитать интерес к языку, выработать устойчивые знания, не дать забыть изученное ранее, практикую на уроках языка каллиграфические и орфографические минутки, различные виды мини-диктантов, творческих упражнений, познавательных задач. При изучении новых тем по языку, литературе стараюсь создать проблемную ситуацию, выложить несколько точек зрения и путем анализа, исследования предложенного материала вместе с классом прийти к правильному выводу, самостоятельно сформулировать то или иное правило. Это и является удачным мотивационным моментом. Особенностью учительской работы является умение работать с детьми, имеющими разную подготовку, различные способности. Поэтому нет урока, на котором бы не было организовано парную, групповую работу. Часто ученики получают индивидуальные задания, задачи различных уровней сложности. Аналогично дифференцируются и домашние задания и по украинскому языку, и по литературе. Главной целью этого является использование учебного потенциала учащихся и вместе с тем создание ситуации успеха. Можно сказать так: «Программирование ребенка по схеме" Я это могу! Я этого хочу! Мне кажется, что я могу и больше! »Обязательными являются выработка таких умений учащихся, как умение анализировать и языковой, и литературный материал, делать выводы, обобщения, проводить параллели с жизнью.Результативной инновацией, которую тесно связываю с технологией сотрудничества личностей, является технология интерактивного обучения,которая расширяет горизонты творчества и учителя, и учеников. Интерактивное обучение - это «погружение» в общение. Основной целевой установкой интерактивного обучения является подготовка молодого человека к жизни, формирование его гражданской позиции, духовных цінностей .Интерактивные формы работы способствуют развитию инициативы, независимости, воображения, самодисциплины, сотрудничества. Они стимулируют развитие когнитивных процессов, привлекают учеников работать вместе, выражать свои мысли, выражать чувства и использовать свой опыт, брать на себя ответственность за обучение и развивать умение учиться. Использование интерактивных технологий выдвигает такие требования к структуре урока:
Мотивация.
Объявление, представление темы и ожидаемых результатов.
Предоставление необходимой информации.
Интерактивные упражнения
. Подведение итогов, оценка результатов урока.
Именно на этапе мотивации использую приемы, которые создают проблемные ситуации, вызывают интерес к содержанию знаний: ( "мозговой штурм," заморочки "," микрофон "и др.). Как правило, материал, предлагается для обсуждения во время мотивации, суммируется и становится" мостиком "для представления темы урока. Одним из ключевых этапов интерактивного урока считаю этап объявления, представления темы и ожидаемых учебных результатов .Очень важно обеспечить понимание учащимися содержания их учебной деятельности. Формулировка ожидаемых результатов урока- это принципиальный момент интерактивного обучения, ученик должен осознать практическую пользу, перспективу от дальнейшей учебной деятельности. Для того, чтобы урок в интерактивной технологии достиг цели, ученикам дается достаточно информации для того, чтобы задачу за минимально короткое время было выполнено. Это бывает и мини-лекция, и чтение текста учебника или художественного произведения (отрывки), ознакомление с раздаточным материалом. На уроках литературы в старших классах заранее даю задание - разработать информативный материал Центральной частью занятия является выполнение интерактивных упражнений, целью является усвоение учебного материала, достижения результатов урока. Обязательна такая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения: инструктирование. (Сообщаю цель упражнения, правила )
Одним из способов повышения эффективности занятий по языку является использование ситуативных задач, способствующих развитию самостоятельности и активности учащихся в получении знаний, развивают творческие способности детей. Основные виды ситуативных задач, которые я использую на уроках:
- дать ответы на вопросы, сформулированные в некой ситуации,
- выбрать из предложенных вариантов правильное утверждение;
-охарактеризовать объекты и субъекты исследования и их взаимоотношения в предложенной ситуации,
- решить задачу на основе знаний диагностики и прогнозирования поведения участников ситуации;
- конструирование ситуации с использованием литературных источников или фактов реальной практики,
- анализ действия в условиях конкретной ситуации.
Уроки литературы - это вообще особые уроки, на которых формируются нравственные принципы. Основа современного урока - совместная деятельность учителя и ученика Своеобразие технологического подхода к анализу художественного произведения заключается в том, что учащимся предлагается не описательно-пояснительная вербальная карта путей решения задачи, а собственно операционная побудительная схема (алгоритм) умственных действий определенного типа, последовательное выполнение которых неуклонно ведет к запланированным учителем последствиям. В изучении литературы, например, распространенным видом работы учащихся с содержанием прочитанного произведения является составление его (или отрывков из него) плана. Это актуально для 5 класса, где умение составить план небольшого эпического произведения или отрывка из большого эпического произведения является требованием учебной программы. От развития такого умения зависит формирование у детей других важных, указанных в учебной программе, аналитических и речевых умений, среди которых установление временных и причинно-следственных связей между событиями в произведении, перевод и др. Конечно, активно применяю в процессе анализа художественного произведения задание - составить план прочитанного, предварительно ознакомив учеников с подробной схемой умственных действий, которые нужно выполнить, чтобы успешно сдать план произведения или отрывка из него. Предлагаю один из алгоритмов такого умения:
-определить главную мысль в тексте,
- выделить основные вопросы, в которых она раскрывается,
- расположить их последовательно,
-раскрыть в подпунктах содержание основных вопросов. (Сформулированные вопросы должны быть короткими, ясными, повествовательными, а не вопросительными).
Данный алгоритм предусматривает содержание умственных действий, учащимся необходимо выполнить, чтобы успешно решить задачу этого типа. Важно разработать и способы актуальных в такой учебной ситуации умственных действий Конечно, альфой и омегой работы учителя литературы было и остается изучение художественного произведения как системы образных компонентов в их функциональных взаимосвязях иерархического типа, каждое художественное произведение необходимо изучать как единое целое в совокупности всех его идейно-художественных составляющих. Для проникновения в содержание текста приходится "пройти" через его форму, ведь каждая деталь текста является неотъемлемой частью его художественной ткани и одновременно характеризует его содержание и объясняет значение прочитаного. Каждый урок украинской литературы - это искренний разговор на морально-этические темы, вытекающие из изучаемого произведения. Всегда стараюсь поставить учеников в те условия, в которых жили и действовали литературные герои. Ученики часто выполняют творческие работы типа «Как бы вы хотели изменить судьбу любимого героя», «Слово герою», собственные мысли, «Психологический портрет литературного героя», « Герой изучаемого произведения в настоящем». Много работать приходится для того, чтобы научить учеников писать сочинения. Искренние разговоры на уроках способствуют тому, что ученики в сочинениях выражают свои мысли, дают свою оценку героям, их поступкам. Вместе с учащимися, у которых я преподаю украинскую литературу, создаем галерею литературных героев. После изучения произведений по литературе дети дают положительную или отрицательную оценку действиям литературных героев. Одни хотят быть похожими на них, другие опасаются зла, которое несут. Особенно любят ученики поэтические минутки, которые я провожу как на уроках языка, так и на уроках литературы. Удачно проходит этот вид работы после обработки поэзии. Дети восхищаются автором, его поэтическим творчеством. Они сами хотят быть поэтами, известными людьми. Один раз в месяц в начале урока литературы провожу информационную пятиминутку, на которой обсуждаем новинки литературы, советую, какие произведения стоит прочитать.
Конечно, нельзя охватить всего того, из чего строит учитель свою работу. Готовясь к каждому уроку, хочу сделать процесс обучения многоаспектным. Придерживаюсь главного правила для учителя, которое заключается в том, чтобы сделать учеников соучастниками процесса выработки целей, задач, содержания и направлений урока, чтобы он перестал быть средством технологической огранки ребенка, а стал пространством его живого и самостоятельного развития. Каждый день учителя - новый шаг в обогащении своего педагогического арсенала действенным инструментарием к управлению деятельностью как всего коллектива, так и каждого отдельного учащегося, новый шаг к овладению секретами их Величества - Добра и Красоты

Список литературы
1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной методики? Русский язык в школе. 2007. №6.
2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.
3. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.
4. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении. Народное образование. 2010. №7.
5. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. Литература в школе. 2008. №11.
6. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3..
7. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.
8. Новикова Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания. Директор школы. 2008. №2.
9. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. 2007. №8.
10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998