Профсоюзный урок для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность»


Профсоюзный урок в 9 классе.
Урок - дискуссия подготовлен учителем начальных классов
ГБОУ СОШ 806 – 2/1061
Шлык Л.В.
Тема: Российские профсоюзы. История и современность.
Цели: дать представление об основных этапах становления профсоюзной организации и её деятельности;
воспитывать чувства гражданственности и чувства ответственности.
Задачи: проследить историю создания профсоюзов;
способствовать умению анализировать полученную информацию для использования своих знаний в современной жизни;
содействовать повышению гражданской культуры и формирование активной жизненной позиции;
развивать коммуникативные и мировоззренческие компетенции.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация по теме урока.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Ребята, сегодня у вас пройдёт необычный урок. В чём его необычность? Мы будем сегодня с вами общаться, высказывать свою точку зрения, делать выводы, обобщать, может даже придётся и поспорить. Сегодня мы будем говорить о вас, о нас, о нашей жизни в круговороте современного мира.
Чем ещё урок необычен? Это мы узнаем, когда будет названа тема. А тему мы вам предлагаем попробовать сформулировать самим.
Итак, внимание!
Представьте на мгновение, что вы не ученики, а уже вполне пусть ещё несостоявшиеся, но уже взрослые молодые люди, закончившие высшие учебные заведения или профессиональные лицеи. Вы – молодые специалисты!
И следующим этапом вашей жизни будет поступление на работу.
Ведь каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
( 1 слайд)
Кто, что, где, как, от чего нас защищать? ( вопросы вывешиваются на доску). Обсудите, пожалуйста, в группах предлагаемые вопросы и попробуйте сформулировать тему урока или предположение о чём мы будем говорить?
(Обучающиеся высказывают предположения, учитель подбирает наиболее точную и полную формулировку показывает тему (слайд № 1) и может схематично записать её на доске «Профсоюзы»)
-571571754ПРОФСОЮЗЫ
00ПРОФСОЮЗЫ

Необычность урока ещё и в том, что проводить его будем мы не как учителя, а как члены профсоюзной организации нашей школы.( Представление актива профсоюзного комитета).
Ребята, из уроков истории и обществознания вспомните, что вы уже знаете о профсоюзах?
( слайд № 2)
( Профсоюзы защищают права трудящихся)
Что хотели бы узнать о профсоюзной организации?
( слайд № 2)
( Что такое профсоюзы?Когда образовалась профсоюзная организация? Почему она была создана?
Современный профсоюз.
Какой он? Как профсоюзные организации защищают права трудящихся? За что борются профсоюзы? Как вступить в ряды профсоюзной организации?)Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
ΙΙ. Совместное открытие знаний Итак, ребята, когда же образовалась профсоюзная организация? ( слайд № 3)
Давайте обратимся к истории и вспомним год 1905 ( слайд № 3). Предлагаю вам в группах вспомнить и обсудить, чем знаменован этот год?
С расширением капиталистического производства растет и пролетариат, его классовое единство и сознательность. Условия, в которых жили и работали пролетарии были исключительно тяжелыми:
12-часовой рабочий день, отсутствие техники безопасности, штрафы, отчеты, антисанитария, грязные бараки плюс политическое бесправие – все это переполняло чашу терпения, поднимала их на борьбу.
Стачечная борьба имела важное значение не только для улучшения экономического положения работников, но и способствовала их организованности и сплоченности. В этой борьбе рабочие впервые осознали чувство солидарности, силу и мощь единого выступления.
В ходе январских стачек 1905 года в крупных городах рабочие создавали на предприятиях заводские комиссии, Советы фабричных депутатов. Эти массовые организации были началом создания профессиональных союзов. Октябрь 1905 года считают рождением российского профсоюза.( слайд № 3) Становление профсоюзов было сложным и трудным. Впереди не одна забастовка, митинги, выходы на улицы городов. Требования, требования, требования…До сегодняшнего дня профсоюзные организации защищают интересы трудового народа.
Ребята, попробуйте обсудить в группах , какие интересы были у трудящихся?
( Экономические : уровень заработной платы, которая должна обеспечивать достойную жизнь, пенсионное обеспечение, условия труда, продолжительность рабочего времени
Социальные: отсутствие безработицы, страхование, предоставление льгот, выполнение трудового законадательства и др.)10858514604профсоюзы
00профсоюзы

14992358318519431083185
381037465Экономическ00Экономическ
114681037465Социальные
00Социальные

Профсоюзные организации были всегда рядом с трудящимися, поддерживая правомерность их действий(митинги, забастовки, демонстрации) и в тяжёлые 90-е годы, когда рабочим задерживали зарплаты, сокращались рабочие места, совершались массовые увольнения и, порой, неправомерные. Главными лозунгами профсоюзов были: зарплата, занятость, законность.
( слайд № 4) И по сей день профсоюзы работают в одном направлении с трудящимися. Численность членов профсоюзной организации растёт, а значит растёт и доверие к профсоюзам. Итак, ребята, давайте сейчас подведём итог, что такое профсоюзы, зачем они нужны и как вступить в эту организацию? Обсудите это в своих группах.
(Профсоюзы – это добровольное объединение граждан. Задача – защита интересов трудящихся)( слайд 5)
И если каждый член профсо юза будет участвовать в деятельности организации, то вместе мы можем добиться многого.
Прежде чем вступить в ряды этой организации, желающий должен внимательно изучить устав профсоюзной организации, подать заявление о принятии в профсоюз и, конечно же, принимать активное участие в работе организации.( слайд 6)
А знаете, ребята, профсоюзные комитеты созданы не только защищать интересы трудового народа, но и создавать жизнь в организации интересной, познавательной, дружной, учиться видеть проблемы других и вовремя приходить на помощь. Большая и интересная жизнь и нашего профсоюзного комитета. Это и экскурсии, и совместный коллективный выход в театры, участие в различных конкурсах, соревнованиях, участие в культурных программах.
( слайд 7)
Да, ребята, вы можете сказать, что всё это хорошо, но зачем вам ученикам знать сейчас об этих профсоюзных организациях? Вот вы вырастите и тогда можно об этом говорить. Ребята, а как вы сами думаете, зачем мы пришли и обо всё вам рассказываем? Обсудите это в группах.
( Достигли такого возраста, когда хочется заработать и на время каникул есть возможность пойти на работу. Для того чтобы работодатель не поступил неправомерно по отношению несовершеннолетнего работника, вы тоже должны знать свои права). И в этом вам может помочь наша профсоюзная организация, которая готова прийти к вам на помощь и провести разъяснительную работу. Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Сейчас мы предлагаем вам проанализировать на примере хорошо известных произведений незащищённость детей, эксплуатацию детского труда и труда несовершеннолетних. Все вы прекрасно знаете сказки
« Золушка», « Двенадцать месяцев», рассказ А.Чехова « Ванька Жуков» ( слайд 8). Обсудите и постарайтесь найти нарушения прав героев произведений.
(Ненормированный рабочий день, труд без выходных дней, отсутствие условий труда, отдыха, ночной труд)
Во всех рассмотренных ситуациях важно, чтобы вы знали ваши права и знали куда надо обращаться, если вас не услышали, не помогли, обманули. Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Итог Что узнали о профсоюзах?
Как вы думаете в чём сила профсоюзных организаций?
Ребята, вы можете продолжить разговор на эту тему и в своих семьях. Спросите у родителей, если у вас есть желание, состоят ли они в этой организации, чем помог им профсоюз.
И помните – наша сила в единстве!( слайд 9)