Конспект урока по крымоведению на тему Половозрастная структура. Трудовые ресурсы

Тема: Половозрастная структура. Трудовые ресурсы;
Цели:
Познавательная: способствовать формированию знаний о половозрастной структуре и трудовых ресурсах Крымского полуострова.
Воспитательная: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по теме.
Тип: комбинированный;
Оборудование: учебник «Социально-экономический обзор Крыма 9 класс», автор Супрычев А.В., Швец А.Б.; рабочая тетрадь по крымоведению 9 класс.

Структура урока:

Организационный момент. Приветствие; фиксирование отсутствующих; проверка готовности обучающихся  к уроку; настрой обучающихся  на работу.
Актуализация знаний и умений. Работа в группах. Излагают свои мысли, приводят примеры, делают выводы, рассуждают. Оценивают свой результат.
Вопросы к обсуждению:
1) Как связаны между собой понятия «региональная идентичность», «крымчане», и девиз Крыма «Процветание – в единстве!»?
2) Охарактеризуйте современный национальный состав населения полуострова.
3) Раскройте особенности конфессиональной структуры населения.
Изучение и закрепление нового материала. Изучение материала начинается с вопроса: «что такое половозрастная структура»? Ответы учащихся.
Для возрастной структуры населения Крыма характерен высокий удельный вес населения трудоспособного возраста (одинаковый ли возраст для мужчин и для женщин?), для женщин – это 16-55 лет, для мужчин – 16 – 60 лет. В 2013 г. лица трудоспособного возраста составили 60,8% – от общей численности населения. Доля лиц младше трудоспособного возраста составляет – 15 %, а старше – 24% (работа по рядам - перевод % в кол. чел).
Рассказ учителя. Высокая доля лиц трудоспособного возраста – это залог экономического роста региона. Однако уровень занятости трудовых ресурсов (части населения, способной к труду) в республике начиная с 1990г. постоянно снижается, что объясняется сложной экономической ситуацией, сложившейся после распада СССР.
Во всех отраслях экономики постсоветского Крыма количество рабочих мест уменьшилось. В итоге в настоящее время все районы Крыма являются трудоизбыточными. Трудоизбыточный регион регион, имеющий избыток рабочей силы в трудоспособном возрасте.
За годы рыночных преобразований в Крыму появилось такое социальное явление, как безработица. ???? Безработными считаются люди трудоспособного возраста, способные и желающие работать, активно занимающиеся поиском работы, но не получающие ее в связи с нехваткой рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовкой. Безработица имеет официально фиксируемый уровень, который определяется по методике Международной организации труда с учетом количества населения, обратившегося в службу занятости. У безработицы есть скрытый резерв. Так как не все люди обращаются в центры занятости и сами занимаются поиском работы. Уровень безработицы, в Крыму рассчитанный МОТ в 2013 году, составил 5,8% экономически активного населения. Для сравнения уровень безработицы в РФ – 5,5%
Структура населения по полу не имеет в Крыму ярко выраженных различий в городской и сельской местности. В целом для Крыма характерна половая диспропорция ??? – численность женщин превышает мужчин на 184 тыс. человек. На 1000 женщин в Крыму приходится 849 мужчин. Согласно данным за 2013г., средняя продолжительность жизни в Крыму у женщин составляла 75 лет, а у мужчин – 65 лет.
4. Д/З: составить краткий конспект по теме в тетради.
5. Рефлексия. Оценивание результатов работы на уроке.
Высказывание мнений об уроке:
было интересно
было трудно
теперь я могу
я научилась
меня удивило
мне захотелось..