Файлы и их обработка. Программы разветвляющейся структуры.


Лицей при КазГАСААктивный раздаточный материал
Предмет: ИнформатикаКласс: 9
Преподаватель: Алдибекова К.А.2015-2016 учебный год
Тема №7: Файлы и их обработка. Программы разветвляющейся структуры.
Краткое содержание урока
Найти ошибку в записи программы:
Программа с ошибками Исправленная программа
ProgrammЗадача;
Uses Crt;
Var R, l, S – real
Begin
Write ln (ввестизначение R)Readln (R);L = 2*Pi*R;S = Pi * Sqrt (R);Writeln (‘S=’, S:7);Writeln (‘l=’, l:7);
End. Program Zadacha;
Uses Crt;
Var R, l, S : real;
Begin
Writeln (‘ввестизначение R’);Readln (R);L := 2*Pi*R;S := Pi * Sqr (R);Writeln (‘S=’, S:7:2);Writeln (‘l=’, l:7:2);
End.
3. Введение нового материала
Задание 3.1.Чтобы определить вид алгоритмической структуры, которую мы будем изучать на уроке, необходимо отгадать ребус:

рис. 1.
Ответ:
Разветвляющимся называется алгоритм в котором порядок выполнения действий зависит от некоторого условия.
Общий вид блок-схем алгоритмической структуры “ветвление”

рис. 2.
Задание 3.2. Составим блок схему сказочного алгоритма: “Поехал Иван – Царевич на сером волке за Жар – Птицей. Ехал он, ехал, глядь – перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: “Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь…”
Ответ: Рисунок 3.

рис. 3.
Задание 3.3. По условию в блок-схеме определить результат:

рис. 4.
Ответ: 1 – кислая среда; 2 – щелочная среда; 3- нейтральная среда.
Синтаксис на языке программирования TurboPascal:
Полное ветвление: if<условие>then<оператор1>else<оператор2>;
Неполное ветвление: if<условие>then<оператор1>;
Если <условие> истинно (true), то выполняется <оператор_1>, в противном случае (false) - <оператор_2>.
<Условие> - логическое выражение типа Boolean;
Если <условий> несколько, то они заключаются в скобки и объединяются ключевыми словами: and, or, not.
Математическая запись Запись на языке TurboPascal=
<
>
<
>
=
<
>
<=
>=
<>
В TurboPascal, если в качестве оператора должны выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin – end;
if<условие> then
begin<операторы>;end;elsebegin<операторы>;
end;
4. Осмысление
Задание 4.1. Даны два числа А и В. Найти наибольшее из них.
(Задача решается на основе этапов решения задач на ПК)
1. Постановка задачи Дано: А и В – целые
Найти: наибольшее из А или В
2. Математическая постановка задачи Если А>B, то А – наибольшее число, иначе В – наибольшее.
3. Разработка алгоритма
рис. 5.
4. Разработка программы на изучаемом языке программирования Язык программирования TurboPascal:
Program Vetvlenie1;
Uses Crt;
Vara,b: integer;
Begin
ClrScr;
write (‘а=’); readln (a);
write (‘b=’); readln (b);
if a>b then
writeln (‘а - наибольшее’) else writeln (‘b - наибольшее’);
end.
5. Реализация программы на ПК и её отладка.
6. Тестирование a=3 b= 4
b – наибольшее
a=4 b= 3
a - наибольшее
Задание 4.2. Дополним “Задание 4.1.”: найти наибольшее из трех заданных чисел А, В, и С.
Обратим внимание на отличие в записи блок-схемы и программы.
1. Постановка задачи Дано: А, В, С – целые
Найти: наибольшее из трех чисел
2. Математическая постановка задачи Если А>B и А>C, то А – наибольшее число.
Далее можно сравнить только два числа: если В>C, то В – наибольшее, иначе С – наибольшее.
3. Разработка алгоритма
рис. 6.
4. Разработка программы на изучаемом языке программирования Язык программирования TurboPascal:
Program Vetvlenie2;
Uses Crt;
Vara,b,c : integer;
Begin
ClrScr;
write (‘а=’); readln (a);
write (‘b=’); readln (b);
write (‘c=’); readln (c);
if (a>b) and (b>c) then
writeln (‘а - наибольшее’) else iIf b>c then writeln (‘b - наибольшее’)elsewriteln (‘c - наибольшее’);
end.
5. Реализация программы на ПК и её отладка.
6. Тестирование a=3 b= 4 c=1
b – наибольшее
a=4 b= 3 c= 1
a – наибольшее
а= 3 b = 1 c=4
с – наибольшее
5. Подведение итогов.
GLOSSARY
№ На русском языке На казахском языке На английском языке
1 Структура ҚұрылымStructure2 Выводящие на экран Экранғадегеншығар- Destroyingon a screen3 линейная структура линиядағықұрылымlinearstructure4 Файлы ФайлдарFiles5 Файлы и их обработка Файл жәнеоныңөңдеуіFilesandtheirtreatmentЗадание на СРСП:Решите пример.
Задание 5.1. Если а = - 3, то чему будет равно Z после выполнения фрагмента программы:
if a>=0 then z:=10;
if a<0 then if a<-5 then z:=20;
if a>=-5 then if a<-3 then z:=30 else z:=0;
Ответ: z = 0
Задание 5.2. (домашнее) Составить блок-схему и программу, в которой значение переменной вычисляется по формуле: a + b, если а – нечетное и a*b, если а – четное (условие четности числа: а mod 2 = 0).
Литература: Информатика 9 класс. Учебник: Основы информатики и вычислительной техники 9 класс. Бурибаев Б., Алматы Мектеп, 2010 год