Урок Православная молитва ОПК 4 класс

Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2





Православная молитва





Основы Православной культуры
Разработка урока
Учитель: Бикмулина Светлана Валентиновна





2013-2014 уч.год


Тема урока: Православная молитва
Цель урока:
*помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговор человека с Богом;
*как форма возможного общения человека с Богом.


Задачи:
Обучающая: узнать, что такое православие; кто такие святые; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»;понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию; развивать умение вести диалог, делать самостоятельные выводы.
Воспитывающая: воспитывать доброту, терпение, умение благодарить; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Форма урока:
рассказ, компьютерная презентация: «Православная молитва», беседа; запись молитвы «Отче наш», гр. Гвадалахара «Молитва».
Продолжительность урока - 40 мин.

Этапы урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и задач урока.
3.Актуализация знаний.
4.Усвоение новых знаний.
5.Подведение итога.
6.Рефлексия.


Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
1) Звучит запись молитвы в исполнении гр. «Гвадалахара». После прослушивания проводится беседа с детьми по вопросам:
-Кто знает, что мы сейчас слушали?
-Почему вы решили, что это молитва?
-Чем отличается молитва от песни?
-Кто может своими словами сказать, что такое молитва?
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Слайд 1.
3. Актуализация знаний.
- Многие были в церкви (узнается у детей с предыдущих уроков) и что вы там видели?
- Кто эти люди?
- Что они делают возле икон?
- А для чего это нужно?
- Что надо для этого знать?
- Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
- Прочитайте на слайде. Слайд 2.
*что такое православие
*что значит слово «благодать»
*кто такие святые
*о молитве «Отче наш»
4. Первичное усвоение новых знаний.
Класс разделен на 4 группы. У каждой группы на столах лежат карточки с номерами.
- Ребята, возьмите карточку с №1.
-Какое написано слово? ( Православие)
- Подумайте и напишите, что может значить это слово? (Обсуждение в группах, ответы детей.)
- Прочитайте и сравните. Слайд 3
- Православие - умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
- Одним из слов в определении было слово молиться. А что оно значит?
- Возьмите карточку с №2 и подберите синонимы к слову молить (обсуждение в группах, ответы детей.) На карточке написано слово молить.
-Вывод. Слайд 4
- Молить – значит просить, благодарить, славить.
- Кого мы можем просить, благодарить и славить?
- Как православные люди называют Бога? (своим Господом.)
- Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой, то есть с молитвой.
-Так что же такое молитва?
-Возьмите карточку с №3. Запишите свое определение (обсуждение в группах, ответы детей.) На карточке написано слово молитва.
-Вывод. Молитва – это живая связь человека с Богом.
Молитва – средство, способ общения верующих с Богом! Слайд 5
- Как можно молиться?
Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.
Физкультминутка.
- Когда мы давали определение слова молить, мы использовали три слова. Какие это слова? (просить, благодарить, славить)
- Кто догадался, какие виды молитв есть?
-Найдите карточку с №4. Прочитайте, какие молитвы у вас записаны.
На карточке написано:
молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – славословие, молитва – покаяние. У каждой группы своя молитва.
- Посовещайтесь в группах и напишите, что они означают?
-Вывод. Слайд 6
*Молитва – просьба: “Подай, Господи!”
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха
Но, становясь старше, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.
*Молитва – благодарение - за всякое благодеяние Божие.
- За то можно благодарить Бога?
*Молитва – славословие.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
*Молитва – покаяние. Это произвольно, своими словами сказанное обращение к Богу с желанием измениться и раскаяться в своих грехах.
- А где может человек молиться?
Православный человек может молиться в беде и в радости, в одиночестве и с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке.
_ А что же такое благодать? Слайд 7
- Если человек молится искренне и правильно, то он, говорят, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). А люди, которые изменились под действием благодати так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святыми. Слайд 8
- А для чего нужна молитва в жизни?
-Чего же не хватает человеку, чтобы правильно молиться? ( Слов молитвы)
-Мы сегодня познакомимся с самой известной молитвой «Отче наш».
Слайд 9.
Прослушивание молитвы в записи.
- Что вы можете сказать об этой молитве?
- Все слова понятны?
- А почему непонятны?
- Возьмите карточку под №5. Найдите слова, значение которых вам непонятно и с помощью учебника объясните их.
- Объяснение слов молитвы.
Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).
Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.
Слово «иже» означает «который».
«Еси» - значит «ты есть».
«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на ангелов. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.
«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.
«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».
«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. Насущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.
«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.
«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа. Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.
-Чтение молитвы детьми. Слайд 10
- А сейчас стали более понятны слова?
5. Подведение итога.
- Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока?
- На все ли вопросы мы ответили?
- С какими новыми словами вы познакомились?
- Что больше всего вас затронуло в нашем уроке?
6. Рефлексия.
- Выскажите ваше мнение об уроке и соберите букет из цветов, которые у вас есть. Каждая группа собирает букет на своем столе.
«Букет настроения»  В начале урока детям раздаются бумажные цветы: синие, красные и желтые. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а если не понравилось, то - синий, а если было все равно, то - желтый». 
Всех вам благ! Слайд 10



















Карточка №5


Отче

Иже

еси

на небесех

Да святится имя Твое

Да придет Царствие Твое

Да будет воля Твоя

яко

Хлеб наш насущный даждь нам днесь

И остави нам долги наша

искушение

от лукаваго









Источники
http://pravolimp.ru. Методические рекомендации к урокам ОПК - Кураев А.В.
Учебник для учащихся « Основы православной культуры».
Издательство «Просвещение» 2012 год. Автор Кураев А.В.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Методические разработки для уроков Закона Божия в воскресной школе. Захарова Л.А.









15