Исследовательская работа Потерянная Родина (О роли немцев-колонистов в освоении Ставропольского края)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С.АРЗГИР

Летопись родного края

Потерянная Родина
Автор:
Ищенко Татьяна Александровна,
ученица 10 класса
МБОУ СОШ №3
с. Арзгир.

Руководитель:
Коновалова Сарра Васильевна,
заведующая музеем
“Истоки”, учитель истории
МБОУ СОШ №3 с. Арзгир.

Адрес:
356570, Ставропольский
край, Арзгирский р-н,
с. Арзгир, Горького, 31 а


Арзгир, 2012 год.
Оглавление
Введение
1.Обзор литературы4-6
2. Материал и методика исследования.........6
3. Место исследования ......6-7
4. Результаты исследования..7-16
История переселения немцев в Россию ..7-9
Вклад российских немцев в историю Ставрополья.......9-10
Потерянная Родина Краткая история семьи И.И. Янцен...10-13
Краткая история семьи А.И. Штельмах .13-15
Памятники...15
Выводы.16
Заключение
Литература
Приложения
































Национальность – немец, Родина – Россия!
«Мы – российские немцы. Где наш дом, не знаем.
Нам некуда деться. Мы не выбираем».
Фольклор российских немцев
Введение
В 2012 году исполняется 250 лет со дня издания Императрицей Екатериной II Манифеста «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу», по которому в Россию начали переселяться иностранцы, в том числе и немцы.
История российских немцев богата и трагична, и трудно переоценить тот вклад, который российские немцы внесли в развитие своей новой Родины.
На территории Ставропольского края проживает более восьми тысяч немцев. В нашем селе немцы и их семьи составляют небольшую часть населения. А совсем недавно из разговора папы я услышала, что и среди наших родственников есть семья российских немцев, что они живут неподалеку, и мне стало неловко, что я не знаю о них ничего. Каким образом они оказались здесь? Как складывались их судьбы? Эти и другие вопросы заинтересовали меня, поэтому я занялась исследованием, в ходе которого изучила судьбы немцев - вчерашних и сегодняшних жителей села...
Тема моей исследовательской работы: «Потерянная Родина».
Проблема переселения немцев долгое время умалчивалась в истории нашей страны, и является её белым пятном. Я считаю, что настало время попытаться рассказать историю трудной судьбы немцев в России.
Во время написания исследовательской работы я столкнулась с такими проблемами, как: отсутствие сведений о том, когда предки российских немцем появились в России. Я решила выяснить это в процессе своего исследования, ведь в условиях, когда российские немцы исчезают как этнос, ассимилируясь и в Германии, и в России, особенно важно восстановить и сохранить их историческое прошлое. Поэтому, я считаю тему моего исследования актуальной, злободневной и необходимой для восстановления и упрочения духовного и культурного единения народов России.
Цель моей работы: на примере судеб односельчан (этнических немцев) изучить историю семей Янцен и Штельмах, проживающих в селе Арзгир Ставропольского края.
Задачи:
– Собрать литературные и архивные материалы о переселении немцев в Россию и о российских немцах на Северном Кавказе;
– изучить исторические материалы и исследования Т. Н. Плохотнюк «Российские немцы на Северном Кавказе» и «Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь»;
– систематизировать литературные и архивные источники, проанализировать их и сравнить с историческими материалами Т. Н. Плохотнюк;
– изучить картографический материал о переселении немцев в Россию;
– записать и изучить воспоминания И.И.Янцен и А.И.Штельмах о семье, о детстве, изучить их биографии;
– проанализировать и сравнить воспоминания И.И.Янцен и А.И.Штельмах с Интернет – ресурсами.
1.Обзор литературы.
По данному исследованию были изучены материалы Государственного Казенного Архивного Учреждения «Государственного архива Ставропольского края». В фонде №303, опись 1 стр.41-42 ед. хр. 9 я нашла документ «Его сиятельству князю Оболенскому в 1915 году». [1] Документ подтверждает, что в период I мировой войны в стране разжигаются сильные антинемецкие настроения. Пышным цветом расцветает великодержавно-шовинистическое отношение к российским немцам. В условиях войны с Германией правительство принимает законы, по которым ограничивалось немецкое землевладение. В фонде №303, опись 1, ед. хр. 10, изучила материал о «Конфирмованных в 1900 годах» для того, чтобы узнать о родословной семьи А. И. Штельмах, но пока данные документы мне ничем не помогли, поиски будут продолжаться.[2]
В краевой библиотеке им. М. Ю. Лермонтова я изучила книгу Т. Н. Плохотнюк «Российские немцы на Северном Кавказе» – М.Общественная академия наук российских немцев, 2001. – 238 с., 38 илл. – (Российские немцы: исторические материалы и исследования; Выпуск 7).[4] Данная книга посвящена истории немцев Северного Кавказа с момента поселения в последней четверти XVIII века вплоть до их депортации из региона в 1941 году. Впервые на основе архивных и этнографических исследований освещена хозяйственная, политическая и духовная жизнь немецких колонистов Северного Кавказа. В книге изложены результаты первого опыта комплексного исследования истории немцев в этом регионе, позволяющие ликвидировать существенный пробел в историографии российских немцев. Изучила книгу Т. Н. Плохотнюк «Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII – середина XX в.)». Сборник документов воссоздает историю российских немцев, принимавших участие в освоении Северного Кавказа, крупного и важного региона российского государства.[5] Также мною изучены материалы Арзгирского сельского совета - «Национальный паспорт Арзгирского сельского совета», показывающий, что в Арзгире проживает более 30 национальностей, среди них есть и немцы, а также - «Список немцев, проживающих в Арзгире на 1991-1996 годы». В Арзгирской районной библиотеке в книге «Лучшие люди Кавказа», Издательство Дом «Жемчужина Кавказа», 2005 год, II том, нашла материал о председателе СПК «Колхоза имени Ленина» А. И. Штельмах, подтверждающий его высокий вклад в развитие Ставропольского края.[6] Из Энциклопедического словаря Ставропольского края, Ставрополь, 2006 г. я извлекла данные о немецких поселениях для того, чтобы составить диаграмму расселения немцев на Ставрополье.[7] Книга А. И. Кругова «Ставропольский край в истории России 10-11 классы» Москва «Русское слово», 2006 год помогла мне окунуться в историографию вопроса немцев на Ставрополье.[3] Я посетила Митина Иннокентия Юрьевича – протоиерея (протоиере
·й ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] п
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; от
·
·
·
·
·
· первый +
·
·
·
·
·
· священник) - старший [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения, «Полный церковно-славянский словарь», протоиерей Г. Дьяченко, Издательство "Отчий дом", Москва, 2011 г.), настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы уточнить родословную А. И. Штельмах, но, к сожалению, в храме не сохранились документы советского периода. В декабре 2011 - январе 2012 посетила музей истории села, СПК «Колхоз имени Ленина», посетила на дому семьи Штельмах, Янцен, чтобы записать воспоминания.[9]
По данному исследованию были использованы Интернет–ресурсы, раскрывающие историографию вопроса и проблему немцев на Северном Кавказе (см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]); материал и карта «Auswanderung von Deutschen in das Schwarzmeer – und Wolgagebiet 18. und 19. Jh. Переселение немцев в Причерноморье и Поволжье (Россию) в XVIII и XIX веках», которые помогли мне проследить пути перемещения немцев в Причерноморье и Поволжье в XVIII и XIX веках (см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]); манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 года «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» (см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).[11] Из данного манифеста я узнала: для того чтобы укрепить российскую государственность в приграничных районах и освоить природные богатства, Екатерина II принимает решение о колонизации края. Изучила Манифест императрицы Екатерины II от 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах» (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). По материалам «Немецкие переселенцы» составила диаграмму по статистике выездов немцев из России в Германию с 1950 по 2008 годы. Материалы о том, кто такие меннониты, что это за вера, я нашла в Интернет-ресурсах (см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Документ «Меннониты-трудармейцы треста «Челябметаллургстрой» подтверждает, что Янцен Иоганнес Генрихович находился в трудовой армии (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Также изучила «Федеральный закон об изгнанных», который подтверждает, что семья Янцен получила статус переселенцев Германии (см.http://ru.wikipedia.org/wiki). Другие материалы раскрывают место проживания семьи Янцен в Германии (г. Зульцбах-Розенберг (см.http://ru.wikipedia.org/wiki), п. Кирхленгерн (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и п. Хайнебах, расположенном недалеко от города Кассель) (см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), куда в 1992 году переселилась семья Янцен. На этих же сайтах нашла гербы городов Зульцбах-Розенберг и Кассель и герб поселка Кирхленгерн, а также памятные места города Кассель, на сайте (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) изучила материал о фамилии Штельмах для того, чтобы узнать ее происхождение. На сайтах (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) нашла материал о памятниках российским немцам.
Мною также изучены материалы периодической печати, в которых раскрывается какой вклад внесли семьи Штельмах и Янцен в развитие Ставрополья. Это статья «Мудрость во всем. Твои люди, Арзгир» С. Светловой в газете «Заря» № 62 от 10.08.2011 г., в которой дана характеристика А. И. Штельмах, как прекрасному руководителю.[10]
Но самые интересные материалы, рассказывающие о судьбах Янцен и Штельмах мне были предоставлены из семейных архивов (фильм-родословная Stammbaum Prasentation Familie Bestvater 2009»; фильм «Фотоальбом семья Янцен; награды; фотографии; карта «Административное устройство Германии»).[8]
По-разному сложились судьбы И. И. Янцен и А. И. Штельмах, но все силы, все свое здоровье они отдали своей новой Родине - России.
2. Материал и методика исследования.
В работе использовались архивные документы Государственного Казенного Архивного Учреждения «Государственного Архива Ставропольского края» и литература Ставропольской библиотеки им. М. Ю. Лермонтова, Арзгирской ЦБС, документы Арзгирского сельского совета, Интернет-ресурсы, материалы периодической печати, картографический и фотоматериал.
Методика: подбор и изучение содержания литературных источников, периодической печати, подбор и работа с архивными документами, обработка фотоматериалов, систематизация, анализ и сопоставление фактов из биографий А. И. Штельмах и И. И. Янцен с воспоминаниями современников и литературными источниками.
Эту исследовательскую работу я посвящаю моим родственникам и землякам немецкой национальности.
3. Краткая физико-географическая характеристика. (Название региона исследования)
Исследование проводилось в с. Арзгир Ставропольского края, расположенном в северо-восточной части края. Географические координаты: 45' с.ш., 44' в.д. в умеренном климатическом поясе. Территория района граничит на юге с Будённовским, на юго-западе с Благодарненским, на востоке с Левокумским, на северо-западе с Туркменским районами, на севере с Калмыкией. Рельеф благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности человека, преобладают равнины – низменности и возвышенности. Село основано в 1876 году переселенцами с Украины и южных губерний России. В настоящее время в селе проживает около 17 тыс. человек, из них немцев – 14 семей.
Исследование проводилось на территории Германии, куда уехали родственники И. И. Янцен. Это город Зульцбах-Росенберг (нем. Sulzbach-Rosenberg), расположенный в Германии на земле Свободное государство Бавария. Подчинён административному округу Верхний Пфальц. Входит в состав района Амберг-Зульцбах. Население составляет 19.781 человек (на 31 декабря 2009 года). Занимает площадь 53,19 км2.
4. Результаты исследования.
История переселения немцев в Россию.
Немцы и Россия Эти понятия кажутся нам несоединимыми, но это далеко не так. В течение нескольких столетий история сводила и разводила судьбы народов обеих стран неоднократно. На долю немецкого народа выпало много испытаний. Российское государство относилось к немцам неоднозначно: то давало льготы, то их забирало, то приглашало в страну, то отсылало обратно. Как утверждает Т. Н. Плохотнюк: «В период I мировой войны в стране разжигаются сильные антинемецкие настроения. Пышным цветом расцветает великодержавно-шовинистическое отношение к российским немцам. В условиях войны с Германией правительство принимает законы, по которым ограничивалось немецкое землевладение» (4, с.35). Яркое тому доказательство – документы из Краевого Архива («Его сиятельству князю Оболенскому в 1915 году Фонд 303, опись 1 стр.41-42 ед. хр. 9).[1]
«Но это было только начало испытаний. Худшее было впереди. Нападение фашистской Германии на СССР ввергло советских немцев в бездну неисчислимых страданий и бедствий; война с Германией означала ликвидацию национальной государственности, полное бесправие – лишение всех человеческих и гражданских прав», - с горечью пишет Т. Н. Плохотнюк (4, с.57) (см. приложение 1). О российских немцах заговорили вслух только с началом перестройки. Долгие годы правда об этом народе замалчивалась. А тут вдруг на страницах центральных газет и журналов стали появляться различные статьи, поднимающие проблемы воссоздания государственности российских (или, как их тогда называли, советских) немцев и эмиграции немцев из СССР на свою историческую Родину в Германию. Для многих было просто откровением то, что в нашей стране проживало, по меньшей мере около 2 млн. граждан немецкой национальности.
Так кто же они, российские немцы? Когда и как появились в России и на Ставрополье?
Первые немцы в России появились ещё в Х в., а уже в следующем столетии в России начали строиться первые немецкие церкви. В XII-XIII вв. немцы появились в Москве. В 1643 г. там проживало уже 400 семей. Очень много немцев прибыло в Россию при Петре I. В этот период в Москве возникло немецкое поселение – общеизвестная Немецкая слобода.
Большинство же немцев переселились в Россию во времена царствования императрицы Екатерины II, проводившей политику иностранной колонизации российского государства. Вызвано это было, с одной стороны, нуждами государства, необходимостью заселять, осваивать и закреплять за царской короной окраинные земли России в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе и в Южной России (см. приложение 2 а; б). Процесс же внутреннего расселения в то время в России сдерживался господством сковавшего массу населения крепостного права. С другой стороны, густо населенная и раздробленная Европа не могла предоставить возможности для приложения сил и сколачивания состояния всем желающим. Многие покидали её в поисках счастья, отправляясь в Новый Свет. Для других же таким "Новым Светом" стала Россия, где как раз были и незаселенные пространства, и скрытые богатства, и нуждающийся в просвещении народ. Уже через несколько месяцев после вступления на престол, осенью 1762 года, Екатерина II указывала сенату: "Так как в России много непоселенных мест, а многие иностранные просят позволения поселиться, принимать их в Россию без дальнего доклада"(см. приложение 3).
Я составила диаграмму «Статистика выезда немцев в Германию с 1950 года по 2008 год», которая показывает, что самое большое количество немцев, приезжающих на Ставрополье, пришлось на 1939 год, а потом их количество резко сократилось (см. приложение 4).
Из этносоциологического словаря я узнала, что «немцы на территории Ставрополья стали селиться со второй половины прошлого столетия. Сюда они направлялись из Поволжья и Южной Украины, куда их предки переселялись из Германии со второй половины XVIII века. На землях Ставрополья немцы создавали свои поселения, которые их соседи называли колонками, т.е. колониями» (7, с. 62). Большинство приехавших на Северный Кавказ немцев были протестантами (протестанти
·зм (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] protestans) – одна из разновидностей христианства наряду с католицизмом и православием; общее наименование совокупности сект и движений, возникших в Европе в процессе Реформации (1526). В основании вероучения признание трех главных доктрин: 1) авторитет Священного Писания как руководства веры и поступков; 2) спасение только верой («sola fide»); 3) принцип всеобщего священства. Ранние разновидности протестантизма лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, англиканство. В XVII в. возникает конгрегацинализм (право каждой общины конституировать свою веру). В числе протестантских сект : баптисты, квакеры, методисты, адвентисты, иеговисты, И. Т. Фролова, «Философский словарь», Москва, «Республика», 2001 г.). «Немцы на Ставрополье первоначально занимались исключительно сельскохозяйственным трудом. Позже из их среды вышли механики, ветеринары, врачи, фармацевты» (3, с. 37). Как указано в книге А. И. Кругова: «Переселенцы получили голую безводную степь. И, когда они стали насаждать сады и рощи, окружающие посмеивались: «Ишь, что немец-то надумал, в нашей-то суши Легче, немец, на повороте». А когда наглядно убедились, что это вовсе не так трудно, стали сами насаждать сады» [там же, с. 37] (см. приложение 5 а, б).
Именно Т. Н. Плохотнюк принадлежат многочисленные исследования проблемы переселения немцев на Ставрополье. Одно из них - сборник документов «Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII – середина XX в.)». Сборник документов воссоздает историю российских немцев, принимавших участие в освоении Северного Кавказа, крупного и важного региона российского государства. В документах отражены экономическая, политическая, социальная, культурная стороны жизни немцев на Северном Кавказе. «Воздавая социальное должное этому трудовому и миролюбивому народу необходимо изучить его вклад в освоение этого региона. Освоение земель было далеко не лёгким делом, но на огромных просторах кипела поистине героическая работа. Переселенцы принесли в эти края прогрессивные методы земледелия, новые сельскохозяйственные культуры. Беспристрастные оценки труда немцев-колонистов дают различные архивные документы» (5, с. 75). История семей Янцен и Штельмах – яркое тому подтверждение.
В селе Арзгир проживает четырнадцать немецких семей (см. приложение 6 а; б). В своей исследовательской работе я хочу рассказать о судьбах некоторых из них.
Вклад российских немцев в историю Ставрополья.
Российско-немецкие связи своими корнями уходят в глубину веков. Немцы внесли заметный вклад в развитие науки, культуры, образования и экономики Российского государства. Вклад многих из них оказался многогранным и впечатляющим, и до сих пор служит предметом пристального исследования.
Осваивая пустующие земли Ставрополья, немцы превратили свои селения в процветающий курорт за сравнительно короткий период. И на своем примере показали возможности позитивных преобразований в различных областях жизнедеятельности: начиная от садов, огородов, домовладений, школ, кончая учреждениями для проведения досуга. Много из практики организации учебных заведений, ведения хозяйства, строительства, а также способы по выращиванию некоторых лекарственных и сельскохозяйственных культур, ранее не произраставших на Ставрополье, были переняты в короткие сроки местными жителями. Это не только сближало местных жителей с иностранными поселенцами, но и взаимообогащало соседствующие народы.
Освоение ставропольских земель было далеко не лёгким делом. Переселенцы принесли в эти края прогрессивные методы земледелия, новые сельскохозяйственные культуры. Высоко ценились и мастеровые качества немцев, их владение различными ремёслами, например, гончарством, ткачеством.
И. И. Янцен и А. И. Штельмах поражают своим трудолюбием, аккуратностью, скромностью, правдивостью, добротой и гостеприимством.
Ставрополье стало второй Родиной для немцев, украинцев, калмыков. Оно встретило их суровым климатом, тяжёлой работой, нечеловеческим обращением местных властей. Но благодаря трудолюбию, честности, ответственности – глубоко в тылу эти люди вместе со всем советским народом ковали Победу!
«Потерянная Родина». Краткая биография И .И. Янцен.
Иван Иоганович Янцен – единственный, кто остался жить в России, в Арзгире, а все остальные родственники уехали в Германию (см. приложение 7). Я составила родословную семьи Янцен, которая показывает, что их корни уходят далеко вглубь истории. Сначала они жили в Германии, были глубоко верующими людьми – меннонитами (меннони
·ты – протестантская секта, главным образом в США, Канаде, Нидерландах (где была основана в 30–40-е гг. 16 в. Менно Симонсом, Menno Simons), ФРГ. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во «второе пришествие» Христа, ) И. Т. Фролова, «Философский словарь», Москва, «Республика», 2001 г.). (см. приложение 8 а, б). В XVIII веке некоторые родственники переселились в Голландию, пытались устроиться там надолго, открыли свою церковь, но так как начались гонения на меннонитов, вернулись в Германию.
Далее их история связана с переселением в Россию, с Манифестами Екатерины II. Согласно высочайшему Манифесту от 22 мая 1763 года, переселенцы-колонисты получали землю (до 60 десятин на душу), а так же временно освобождались от подушной подати и повинностей до 10 лет, им из казны выдавались ссуды (см. приложение 9 а; б).
Родословная семьи Янцен подтверждает, что уже в XIX веке их предки оказались в России, в Украине (см. приложения 10; 11; 12). Основателем династии Янцен считается прапрадед Бестфатер Давид 1821 года рождения. Он родился в Украине, а позже вместе с семьей переехал в Поволжье, в Саратовскую область. Прадед Бестфатер Франц (1853–1921гг.) родился в селе Молочное, в Украине. У него была жена Пеннер Елена (1854–1933гг.). Она родилась в Пруссии, а умерла в России, в Медентале в АССР НП Лизандергейском районе (см. приложение 13). Дед – Бестфатер Герман родился в 1885 году, умер в 1935 году в Саратовской области. Дедушка был дважды женат. По словам И. И. Янцен, его родная бабушка – Вааль Анна (1887–1920 гг.). Она родилась в селе Орлове в Украине. Отец Ивана Иогановича Янцен – Янцен Иоганнес Генрихович (1909–1975гг.), мать – Янцен Елена Германовна (1913–1996гг.). Иоганнес Генрихович вступил в ряды ВКП (б), был учителем немецкого языка, затем директором школы. Хотя у него было среднеспециальное образование, был высокообразованным человеком, мастером на все руки. Умел реставрировать книги, делать переплёты, ремонтировать печки, никакой работы не чурался. Он пользовался доверием, уважением у односельчан, был честным и порядочным человеком. Иван Иоганович вспоминает: «Отца вызвали в НКВД, но он отказался от сотрудничества, не стал ни на кого доносить, поэтому накануне Великой Отечественной войны он лишился директорского поста и партбилета».
Позже с Саратова семью Янцен переселили в Казахстан в 1941 году, а Иоганнеса Генриховича забрали в трудовую армию. Так он оказался в Челябинске. В годы Великой Отечественной войны "трудармейцами" стали называть себя те, кто выполнял принудительную трудовую повинность (см. приложение 14). Отец И. И. Янцен рассказывал, что им нельзя никуда было выезжать со своих территорий. До 1954 года он постоянно отмечался в комендатуре. Трижды был на грани смерти. Условия, в которых они проживали, были невыносимые. С горечью он вспоминает, что к заключенным, уголовникам и убийцам, которые жили рядом в бараках, власти относились лучше, чем к немцам, их и кормили лучше. Но Иоганнесу немного повезло, его подкармливал повар с кухни объедками. Скупые строки документа, которые я нашла в Интернете «Меннониты-трудармейцы треста «Челябметаллургстрой», подтверждают, что в течение шести лет он находился в нечеловеческих условиях трудовой армии. В документе говорится, что Янцен Иоганнес Генрихович 1909 года рождения находился в трудовой армии с 01.09.1941 по 20.10.1946 года. Из него я также узнала, что Янцен Иоганнес Генрихович родился в АССР НП, Лизандергейском районе в с. Меденталь, проживал в Северо-Казахстанской области, Пресновского района, в с. Кладбинка. Был мобилизован в трудовую армию треста «Челябметаллургстрой» Пресновским РВК (см. приложение 15 а, б).
Янцен Иван Иоганович родился 19.02.1950 г. в Казахстане в селе Николаевка Ленинского района Северо–Казахстанской области (см. приложение 16). Призвался в ряды Вооруженных сил 3 мая 1969 года и попал в саперный батальон в г. Ашхабад (см. приложение 17). Так как имел специальность «водитель», стал водителем горючевоза на базе автомобиля ЗИЛ 157. После конфликта на советско-китайской границе в районе острова Даманский был образован Среднеазиатский Военный Округ, и батальон в составе корпуса был отправлен в Казахстан, в г.Семипалатинск. В 1971 году волею судьбы оказался в селе Арзгир, Ставропольского края на уборке урожая. Службу завершил в Казахстане. Демобилизовался 29 октября 1971 года. Хотел учиться в Челябинске, но не получилось, поэтому уехал в Ульяновск. В 1972 году вновь приехал в село Арзгир. Здесь повстречал свою любовь – Валентину Войтенко. Её мама Екатерина – будущая тёща, работала в бригаде №1 кухаркой. Валя помогала ей. Она была маленького роста, стройная, очень красивая, интересная девушка. Хотели сразу расписаться, но по закону нельзя, потому что ей не было восемнадцати лет. В 1973 году она стала совершеннолетней, их мечты осуществились: они поженились (см. приложение 18). Да так и остался тут навсегда. Стал работать в Сельхозтехнике газоэлектросварщиком (см. приложение 19). В 1986 году оказался в зоне Чернобыльской АЭС. Как рассказывает Иван Иоганнович: «12 октября 1986 года, Арзгирским военкоматом меня отправили на военные сборы в г.Майкоп, в учебный батальон (см. приложение 20). Мне было тридцать шесть лет. В то время военнообязанные должны были проходить переподготовку в течение трех месяцев. Куда нас направят, мы не знали, оказались в Стечанке, в тридцати километрах от Чернобыля. Жили в школе. С 2 декабря 1986 года по 8 января 1987 года я принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в составе автобатальона комендантского взвода, регулировщиком». Сейчас Иван Иоганович находится на заслуженном отдыхе, о его труде говорят многочисленные награды (см. приложение 21 а; б; в). Имеет двух детей: дочь Елену и сына Дмитрия, пятерых внуков. Дочь окончила медицинское училище, но сейчас работает няней в детском садике №4. У неё три сына: старший сын – Павел – студент, учится на юридическом факультете в г.Ставрополе а Иван и Виктор учащиеся МБОУ СОШ №1 села Арзгир. Сын: Дмитрий Иванович, родился в 1977 году. Работает кинологом в полиции в селе Арзгир. У него две дочери: Старшая – Яна, родилась в 2001 году, сейчас учится в 4 классе в МБОУ СОШ №1 с Арзгир. Младшая дочь – Анечка – родилась в 2005 году, сейчас ходит в детский садик.
После распада Советского Союза началось массовое возвращение немцев в Германию. Там была принята новая версия «Федерального закона об изгнанных» (см. приложение 22).
Не осталась в стороне и семья Янцен. Они уехали в 1992 году и поселились в разных местах Германии. Старшая сестра – Екатерина Иоганесовна в городе Зульцбах-Росенберг (нем. Sulzbach-Rosenberg) (см. приложение 23). Брат Бруно (Борис) Иоганович в поселке Кирхленгерн (нем. Kirchlengern) (см. приложение 24). Сестра Вера (Эльвира) в поселке Хайнебах недалеко от города Кассель (нем. Kassel) (см. приложение 25). Сестра Шдейдовиц (Янцен) Анна Иоганесовна родилась в Казахстане в 1948 году, умерла в Германии в 2010 году. Младшая сестра – Янцен (Пономаренко) Эрна Иоганесовна родилась в 1952 году в Казахстане. На неё были готовы документы, чтобы уехать в Германию, но она осталась. В то время для тех, кто уезжали первыми, были льготы. Уезжали «паровозиком», т. е. хотя бы один человек в семье должен знать немецкий язык для того, чтобы уехать в Германию, закрепиться там. Я составила диаграмму «Статистика выезда немцев в Германию с 1950 года по 2008 год», которая показывает, что самое большое количество выезжающих пришлось на 1994, 1995, 1996 годы, а с 2002 года количество выезжающих резко сократилось, так как требования были ужесточены (см. приложение 26).
Иван Иоганович Янцен – интересная личность. На долю его семьи выпало много испытаний, с которыми не каждый человек сможет справиться. Все свои силы, все свое здоровье он посвятил развитию Ставрополья, служил в армии, был в Чернобыле. Уже в течение тридцати девяти лет он вместе со своей семьей живет в Арзгире.
Краткая история семьи А. И. Штельмах.
В своей исследовательской работе мне также хочется рассказать о судьбе семьи Штельмах. Фамилия Штельмах имеет немецкое происхождение и ведет свое начало от аналогичного прозвища, в основе которого лежит немецкое слово Stellmacher – «каретник», «мастер по ремонту карет» (см. приложение 27). В Государственном Казенном Архивном Учреждении я нашла материал о «Конфирмованных в 1900 годах» (конфирма
·ция (от лат. con firmatio - укрепление, утверждение) в Католической Церкви называется Таинство Миропомазания, И. Т. Фролова, «Философский словарь», Москва, «Республика», 2001 г.) для того, чтобы узнать о родословной семьи А. И. Штельмах, но пока данные документы мне ничем не помогли, поиски будут продолжаться [2] (см. приложение 28 а;б).
Анатолий Иванович Штельмах – выдающаяся личность. О нем много пишут в газетах [10] (см. приложение 29). Он единственный руководитель колхоза в нашем селе, кто смог сохранить своё предприятие. Сразу видно, что в его жилах течет немецкая кровь. Он очень ответственный человек, знает толк в своем деле.
Я встретилась с Анатолием Ивановичем в СПК «Колхозе-племзаводе имени Ленина», он рассказал, что о своих корнях он знает мало, но ему самому хотелось бы узнать свою родословную, как его предки появились в России. Но, к сожалению, уже умерли его родители, бабушка с дедушкой, поэтому он предложил побеседовать с Петром Сергеевичем (братом отца), проживающим на улице Мира, дом № 118
(см. приложение 30).
Из воспоминаний Петра Сергеевича: «Жили семьи Штельмах всегда рядом на улице Мира 120. Жили дружно. Вместе отмечали праздники, вместе работали, вместе поднимали свое хозяйство». Действительно, хозяйства и подворье до сих пор поражают своей крепостью и ухоженностью. Об Анатолии Ивановиче Петр Сергеевич отзывается очень хорошо, он был мальчиком смышленным, спокойным, уравновешенным, аккуратным, собранным, все вещи всегда были в порядке (см. приложение 31). Петр Сергеевич продолжает: «Маму Анатолия зовут Анна Карповна Штельмах (1930 – 2004 гг.). Я ее помню совсем молоденькой. Помню, когда родился Анатолий, в Арзгире выпал глубокий снег. Мы вызвали «скорую помощь». «Скорую помощь» тогда заменяла лошадь, запряженная в одноконку. Хорошо, что рядом была конюшня, а председателем колхоза был Ткаченко, мы быстро решили свои проблемы. Я нянчился с ним до тех пор, пока его отец не пришел из армии. Пятого декабря 1953 года отца Ивана Сергеевича Штельмах призвали в ряды Советской Армии, в Капустин Яр, Астраханской области в ракетные войска. Там он находился в течение трёх лет до 1956 года. Когда он вернулся из армии, то сынок - Анатолий сначала не признавал своего отца, а меня продолжал называть папой».
Сын Петра Сергеевича – Сергей – был заядлым рыбаком. Сережа и Толик дружили, вместе ездили на велосипедах на Чограй. «Помню, как они купили себе велосипеды. По тем временам это была большая роскошь. В Универмаг привезли новые красивые велосипеды. Они ходили, любовались на них и мечтали их приобрести. Зная их мечты, хотел им помочь. Я предложил вырастить свиней. Они так и сделали: вырастили свиней и сдали их в заготовительную контору. В этот же день они купили в Универмаге за 130 рублей велосипеды на деньги, заработанные кропотливым трудом».
На этих велосипедах Толик и Сережа ездили на Чограй, где подолгу пропадали. Приезжали они и в бригаду. Петр Сергеевич тогда там был счетоводом, а Таисия Михайловна, его жена, была поваром в этой же бригаде, поэтому они их подкармливали. На пенсию Петр Сергеевич Штельмах ушел в должности оператора котельной.
Анатолий Иванович Штельмах родился 11 марта 1954 года в селе Арзгир. Трудовую деятельность начал с 1976 года после окончания Ставропольского сельскохозяйственного института по специальности «инженер-механик сельского хозяйства». Работал старшим механиком совхоза «Кыштовский» Новосибирской области, мастером цеха завода «Нептун». С мая 1978 года пришел на работу в СПК «Колхоз имени Ленина». Сначала работал инженером по эксплуатации машинно-транспортного парка, затем – главным инженером, заместителем председателя колхоза, начальником производственного участка. В 1997 году стал председателем (см. приложение 32).
Прослеживая этапы становления Анатолия Ивановича, как председателя хозяйства, следует отметить то, что по служебной лестнице он продвигался быстро, это связано с его трудолюбием, инициативностью, желанием служить Земле, любовь и преклонение перед которой ему передано по наследству. Он крестьянин в третьем поколении. Его дед – Сергей Иванович (см. приложение 33 а; б) и бабушка – Екатерина Кирилловна Штельмах всю жизнь проработали в колхозе «Хлебороб». Родители также посвятили себя работе в этом хозяйстве: отец – Иван Сергеевич Штельмах был водителем, мать – Анна Карповна – рядовой колхозницей.
Анатолий Иванович не только прекрасный руководитель, но и семьянин (см. приложение 34). У него две взрослые дочери, которые получили достойное образование и подарили ему четверых внуков. Жизнь продолжается и, как знать, возможно, кто-то из них продолжит дело своих предков.
За время работы в хозяйстве и районе Анатолий Иванович Штельмах зарекомендовал себя как грамотный специалист с глубокими разносторонними знаниями. Он обладает прекрасными организаторскими способностями. За время его работы в качестве председателя колхоз имени Ленина вошел в число лучших хозяйств района и края. СПК «Колхоз имени Ленина» является хозяйством зерноводческо-животноводческого направления. Хозяйство специализируется на производстве зерновых, кормовых культур, мяса крупного рогатого скота, овец, молока, шерсти (см. приложение 35).
А. И. Штельмах неоднократно баллотировался на пост депутата. Его коллеги отзываются только с положительной стороны (см. приложение 36).Недаром, как дань уважения к людям труда по его инициативе в колхозе создан музей истории колхоза (см. приложение 37). За заслуги в развитии агропромышленного комплекса в крае и многолетний добросовестный труд Анатолий Иванович награждён Почётной грамотой министра сельского хозяйства РФ. Ему присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации» и его имя занесено в книгу «Лучшие люди Кавказа» [6] (см. приложение 38 а, б).
Анатолий Иванович Штельмах – ответственный, трудолюбивый человек, на таких людях держится вся Россия.
Памятники.
Из сведений, добытых в Интернете, я узнала, что во многих уголках нашей страны хранят память о тех трагических событиях.
Памятник «Немцам России» монумент, установленный в Санкт-Петербурге на Левашовском кладбище в память о российских немцах. Памятник был установлен в январе 1998 года Советом Немецкого общества Санкт-Петербурга (председатель В. Дехерт) (см. приложение 39 а; б).
В городе Энгельс отрыт памятник «Российским немцам – жертвам репрессий в СССР». Торжественная церемония состоялась 26 августа 2011 года на территории государственного исторического архива немцев Поволжья (см. приложение 40 а; б; в). Монумент возведен на пожертвования жителей России и Германии к 70-летию депортации российских немцев с берегов Волги. На фоне черной плиты – две бронзовые фигуры, символизирующие историческую трагедию этого народа: мужчина, уходящий от зрителя, и выходящий ему навстречу молодой человек.
«Уроки истории не должны забываться. Проанализировав трагические ошибки тех лет, главы наших государств, общество, региональная власть нацелены на восстановление исторической справедливости и создание условий для эффективного сотрудничества наших народов», - заявил губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Его слова являются подтверждением позитивного отношения российского государства к немцам.
Выводы.
История российских немцев богата и трагична, и трудно переоценить тот вклад, который российские немцы внесли в развитие своей новой Родины. На примере семей российских немцев в нашем селе я убедилась, что во многих семьях продолжают бережно хранить семейные реликвии. В ходе поисково-исследовательской работы я собрала литературные, архивные и публицистические материалы, изучила их, проанализировала, систематизировала, сравнила и пришла к выводам, что освоение ставропольских земель было нелёгким делом, но на степных просторах проводилась большая работа. Переселенцы принесли в эти края прогрессивные методы земледелия, новые сельскохозяйственные культуры. Беспристрастные оценки труда немцев-колонистов дают различные архивные документы.
В ходе исследования и анализа полученного материала, мною сделаны следующие выводы:
Российские немцы, проживающие на Ставрополье обрели новую Родину, и вот уже много лет мирно уживаются с коренными жителями и создают интернациональные семьи.
Несмотря на большие трудности, немцы Ставрополья добросовестно трудились, многие из них были отмечены наградами.
Считаю, что цели и задачи, которые я поставила – выполнила.
Мое исследование имеет практическую значимость, так как помогает глубже изучить историю страны, тесно связанную с судьбами моих односельчан. Тема моей работы настолько интересна и объёмна, что я хотела бы в будущем продолжить её.
Заключение.
Причины, побудившие немцев приехать в далекую Россию были самые разные: от неприятия вероисповедания до отсутствия земли и средств к существованию. Переезд в Россию не только изменил судьбу немцев, но и помог им определиться в выборе занятия. И именно сейчас, как никогда, важно помнить о тех, кто внес огромный вклад в развитие нашей Родины, Ставрополья. В наше время российские немцы исчезают как этнос, и поэтому важно восстановить и сохранить их трагическую историю. Поэтому, я считаю, что тема моего исследования актуальна и злободневна. Жизнь и деятельность И. И. Янцен и А. И. Штельмах может стать примером истинного патриотизма. Не все так просто в их судьбах. Найти корни семьи Янцен мне помогли семейные архивы и фильм-родословная Stammbaum Prasentation Familie Bestvater 2009», фильм «Фотоальбом – семья Янцен». При изучении родословной семьи Штельмах я столкнулась с большими трудностями. В документах Государственного Казенного Архива Ставропольского края в Фонде 303, опись 1 стр.41–42 ед. хр. 10 «Конфирмованные....» я не нашла фамилии Штельмах, но поиски будут продолжаться.
Я изучила большой объем литературы, посвященный переселению немцев в Россию, узнала много нового из жизни этих удивительных людей, научилась анализировать материалы, систематизировать и сравнивать их. На примере этнических немцев я хотела рассказать, какое место занял Ставропольский край в их жизни, какую роль сыграли в истории Ставрополья немецкие переселенцы. Для многих он стал второй Родиной, здесь родились и выросли их дети. Здесь трудились их родители, да и сами они были передовиками производства, т. е. они внесли большой вклад в развитие Ставрополья.
Предлагаю посвятить отдельные уроки истории и обществознания изучению биографий И. И. Янцен и А. И. Штельмах и истории переселения немцев в Россию, а также использовать собранные материалы на уроках краеведения и классных часах.






























Литература.
1. Государственное Архивное Учреждение «Государственный Архив Ставропольского края» Фонд №303. Опись 1 стр.41–42 ед. хр. 9 «Его сиятельству князю Оболенскому в 1915 году».
2. Государственное Архивное Учреждение «Государственный Архив Ставропольского края» Фонд №303. Опись 1. Единица хранения 10.
3.Кругов А.И. Ставропольский край в истории России 10–11 классы. – М.: Русское слово, 2006. – 167 с.
4.Плохотнюк Т.Н. Российские немцы на Северном Кавказе. - М.: Общественная академия наук российских немцев, 2001. – 238 с., 38 илл. – (Российские немцы: исторические материалы и исследования; Выпуск 7).
5.Плохотнюк Т. Н. Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII – середина XIX в.): Сборник документов /Сост., предисл. канд. ист. наук. – С.: СГУ, 2002. – 272 с.
6. Лучшие люди Кавказа. – Южный Федеральный округ.: Дом Жемчужина Кавказа, 2005. – 2 том, 121 с.
7.Энциклопедический словарь Ставропольского края. – Ставрополь, 2006. – 267 с.
8.Документы из семейного архива И. И. Янцен 1950 года рождения, проживающего в селе Арзгир, Ставропольского края (фильм-родословная Stammbaum Prasentation Familie Bestvater 2009»; фильм «Фотоальбом семья Янцен; награды; фотографии; карта «Административное устройство Германии»).
9.Документы из семейного архива А. И. Штельмах 1954 года рождения, проживающей в селе Арзгир, Ставропольского края.
10.Газета «Заря» № 62 от 10.08.2011 г., статья «Мудрость во всем. Твои люди, Арзгир» С. Светловой.
11.Интернет-ресурсы: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];http://ru.wikipedia.org/wiki;http://ru.wikipedia.org/wiki;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14315


13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15