Внекл.мероприятие,посвященное детям войны Осколки в сердце



БОУ НюМр Во «Левашская оош»





«ОСКОЛКИ В СЕРДЦЕ».
(о детях войны)





























Составитель:
Ермолинская Елена Валерьевна
БОУ Ню Мр ВО «Левашская ООШ»
Нюксенский район Вологодская область












(На мероприятие пригалашем людей, которые в годы войны были детьми.)

Подготовка: тематические рисунки; выставка книг из библиотеки;аудиозаписи песен А.Розенбаум «А может не было войны?», «Дорога жизни»; «Поклонимся великим тем годам», А. Пугачева «Ленинград», «Пусть всегда будет солнце».
Цели:-показать героизм детей в годы Великой Отечественной войны, какие трудности выпали на их долю;
-на примере воспоминаний и писем людей, бывшими в годы войны детьми, прививать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ;
-формировать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, умение сочувствовать и сопереживать другим людям;
-развивать интерес и уважение к людям, пережившим войну; вызвать у детей размышления об услышанном, переживания, душевный отклик.

Ход мероприятия.
(Звучит аудиозапись А.Розенбаума «А может не было войны?» до слов «Люди пусть будет сном и мой рассказ...».)
Вед: (слайд №2)-Утром 22 июня 41-го года на одной из улиц города Бреста лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла.
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?
А кто посчитает, сколько детей убивает война?Ребёнок прошедший через ужас войны, ребёнок-ли?Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они?Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое.
Лето 41-го ода началось замечательно для многих мальчишек и девчонок нашей страны. Лето обещало свои радости. Ясно светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугу.
1 чтец: (слайд №3-4)Слушайте все-
-начинается лето!-
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки.
Снова топочут по каждой травинке.
Первые песни в лесах зазвенели,
Первые брызги над речкой взлетели.
Участник 1:-Одиннадцатилетнюю Тамару Пархимович война застала в пионерском лагере: «Мы спим, а лагерь бомбят. Выскочили из палаток, бегаем и кричим: «Мама! Мама!»Меня воспитательница за плечи трясёт, чтобы я успокоилась, а я кричу: «Мама! Где моя мама?»Пока она меня к себе не прижала: «Я твоя мама.»Потом мы пошли в Минск. По дороге многих детей встречали родители, а моей мамы не было. Вдруг говорят: «Немцы в городе...» Повернули назад. Кто-то мне сказал, что видел мою маму убитою... И тут у меня провал в памяти. Как мы доехали до Пензы -не помню. Помню только, что нас было много, что спали мы по двое на кровати.
Иду из столовой, а дети мне говорят: «Приехала твоя мама.» А мама мне снилась каждую ночь. Вижу- мама и не верю. Несколько дней боялась к маме подходить. Мама плачет, а я кричу: «Не подходи! Мою маму убили!»
Вед: (слайд №5) -Судьбы детей военной поры похожи. Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длинной в целую войну.
Участник 2: (слайд №6)- Инне Старовойтовой, когда началась война, было 7 лет. Вот, что она вспоминает: «Мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше вчетвером: младшие- братик, двоюродные брат и сестра,- и я, самая большая,- семи лет. Мы не в первый раз оставались одни и научились вести себя тихо и не плакать. Знаем, что мама наша разведчица, её послали на задание, а нам надо её ждать. Из деревни нас мам недавно забрала, жили мы теперь с ней вместе в семейном партизанском лагере.
Сидим и слушаем: деревья шумят, женщины неподалеку стирают, детей своих ругают. Вдруг крики: «Немцы!» Все стали выбегать из своих шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни, без мамы? А вдруг мама знает, что немцы идут в лагерь, и она бежит к нам? Так как я самая старшая говорю: «Молчок всем. Здесь темно и немцы нас не найдут».
Притаились мы, спрятались. Кто-то заглянул и сказал по-русски:
-Кто есть, выходите!
Голос был спокойный и мы вышли из шалаша. Я увидела человека в зеленой форме.
-У тебя есть папа?-спросил он.
-Есть.
-Где он?
-Он далеко на фронте,-выложила я.
Помню что немец даже засмеялся.
-А мама твоя где?
-Мама с партизанами в разведку ушла...
(слайд №7) Подошел другой немец, тот был в черном. Что-то они переговорили, и этот, черный, показал нам рукой куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Черный немец навел на нас пулемёт. Я поняла, что он будет делать сейчас. Я не успела даже закричать и обнять маленьких. Проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась: вижу мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил её позвать, сил хватало только чтобы смотреть на неё. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: «Инночка!». Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, а другой остальных ощупывает: может жив кто? Нет, они были холодные. (слайд №8) Когда меня подлечили мы с мамой насчитали у меня 9 пулевых ран. Я училась считать: в одном плечике-2 пули, в другом плечике- две пули. Это будет 4. В одной ножке-две пули, во второй ножке- две пули. Это будет уже восемь. И на шейке одна. Это будет уже 9.В первый класс мама носила меня на руках.
2 чтец:- (слайд №9) Я видел седых детей..
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских...
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых детей в партизанский лагерь.
В глазах замороженных крик-
Пронзительнее штыка И рыжий, как солнце , комбриг
Не допросил «языка».
Сказал по-русски: «Взгляни».
Тот понял и посмотрел...
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны. (А.Балин.)
(Звучит запись музыкального вступления (звон колоколов) песни «Поклонимся великим тем годам»)
Вед: (слайд №10)- Что такое фашизм? Это, когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Когда на детей напускают овчарок.
Участник 3: - «Собаки рвали детей..А немцы хохотали»,-вспоминает Аня Павлова, которой было девять лет, когда началась война. «Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится... Снегом присыплем...Вот ему и могилка до весны...»
3 чтец: А после ...Не забыть о том...
В снегу, исколотый штыками,
Ничком ребенок мертвым сном
Спал, обхватив сугроб руками.
Хотел я плакать и не мог
И только слушал гул далекий...
Я тельце обернул в платок,
Что был обронен у дороги.
Пошел, ребенка схоронив,
Навстречу пушечным раскатам...
И я впервые в этот миг
Себя почувствовал солдатом. (Н.Лайне.)
Вед: (слайд №11) -Фашизм-это когда дети становятся донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал.
Детей гнали из концлагеря в концлагерь.
Участник 4: (слайд №12-14)- Вспоминает Валя Кожановская, ей было тогда 11 лет:
«Привезли в концлагерь. Там мы увидели: на соломе сидят детки, а по ним ползают вши. Солому возили с полей, которые начинались сразу за колючей проволокой с током. Каждое утро стучал железный засов, входили, смеющийся офицер и красивая женщина, она по-русски нам говорила: «Кто хочет каши быстро становитесь по двое в ряд. Поведём вас кормить...»Они шутили, смеялись, а дети спотыкались, толкались. Каши хотели все.
-Надо только 25 человек, -пересчитывала женщина. -Не ссорьтесь, подождите до завтра.
Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормит кашей?»Садилась под самую железную дверь при входе, и ,когда нас уже было мало, женщина все равно меня не замечала. Она всегда стояла и считала ко мне спиной. Слышим однажды шум, крик, стрельбу. Стучит железный засов- в барак к нам врываются родные солдаты с криком: «Детушки!» Солдаты берут нас на плечи, на руки по несколько человек. Целуют, обнимают и плачут, что мы такие легкие, что у нас одни косточки. Выносят на улицу и мы видим черную трубу крематория. Несколько недель нас кормили, лечили. Когда мы окрепли повезли домой».
(Звучит запись песни в исполнении А. Пугачевой «Ленинград», до слов «Я еще не хочу умирать..»)
Вед:- (слайд №15)-В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
«Ленинградские дети»,_ когда звучали эти слова у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль. Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые.
4 чтец:-Ленинград ожёг мне душу
Своими бедными детьми.
Я в Ленинграде, правда, не был,
Не знаю- говорят бойцы:
Там дети плачут, просят хлеба,
А хлеба нет, А мы отцы...
И я как волка караулю фашиста- сутками в снегу,
И от моей свирепой пули
Пощады не было врагу.
Лежу порою- до костей
Достигнет снег. Дрожу, устану...
Уйти? А вспомню про детей-
Зубами скрипну и останусь.
«Нет,- говорю,- позорный гад,
Палач детей, я здесь, я слышу.
На, получай ещё заряд
За ленинградских ребятишек».
Вед:- Детей вывозили по «Дороге жизни» через Ладогу.
Участник 5: (слайд №16)-Вспоминает Ольга Николаевна Мельникова - Писаренко, боец, медик: «Эвакуировали детей, женщин. Люди были настолько страшные, настолько исхудалые, что они были закутаны и одеялами, и платками- чем придется, только бы проехать эту ледовую дорогу.
А перед рассветом, когда машины приезжали через Ладожское озеро, шоферы мчались так быстро, чтобы быстрее проехать. Потом мы находили по 5-6 трупиков. Они уже были мертвыми, потому что, представьте, на полном ходу ребенок вылетал из рук матери... ударялся об этот лед. Это были маленькие, изможденные дети от восьми месяцев до года.
Мать держит ребенка на руках, машины тряхнет на ледяном бугре, и у матери от слабости ребенок вылетал из рук. Она была так слаба: у большинства из этих женщин была дистрофия.
(Звучит запись песни «Дорога жизни» в исполнении А.Розенбаума.).
Вед:-Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей. И дети тоже видели муки своих матерей.
Участник 5: -Лидия Охапкина осталась в блокадном Ленинграде с двумя маленькими детьми: «Один раз прихожу домой, ходила за хлебом: смотрю, Толик сидит на полу и что-то там выковыривает. Это я немного пшена просыпала, когда варила, было темно, и вот он их доставал и вместе с грязью ел.»
5 чтец :(слайд №17)-Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье,-говорит,-
Менять не хочешь, дай по дружбе.
Десятый день , как дочь лежит.
Не хорошо. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай, ведь ты сама рожала...»
И я сказала:»Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай,-она просила,- ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.»
...Как будто на краю земли,
один, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
Две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
Молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило- привести
Её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль- не думай!»
Вед: (слайд №18) -Сталинградские, ленинградские мальчишки и девчонки... Их детство опалила война. Они испытали ужасы варварской бомбардировки, холод и голод, беду и лишения.
6 чтец: Мы, дети горьких лет сороковых,
Не видели мы в детстве хлеба вдоволь.
Но не предали мы заветов вековых-
Мы ценим дружбу и прямы, как тополь.
Мы без отцов росли: одни на фронте были,
Других уж вовсе не было тогда.
Нас матери и бабушки вскормили, Об этом будем помнить мы всегда!
Вед:-У них у всех одно прошлое, одна судьба. Их горькое военное детство-это страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая совсем рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет не прошло.
В этом лишний раз убеждают их письма...
Участник 6:-Когда началась война, в нашей семье произошли существенные изменения: надела военную форму мама. Теперь она стала работать в госпитале, проводя там подчас целые сутки. А вскоре ушел на фронт и папа. Да и жизнь сталинградских мальчишек и девчонок стала подчиняться единому для военного народа лозунгу: «Все для фронта! Все для победы!»
Война овладела все нашим мышлением и поступками. Мы стремились прочитать все газетные материалы, повествующие о положении на фронте, вслушивались в сообщения Совинформбюро. Уже тогда голос Левитана мы могли отличить от голоса любого другого диктора. А с каким усердием мы шили варежки, вышивали кисеты, собирали и отправляли на фронт посылки с теплыми вещами. (Е.В.Селиверстова г.Волгоград).
Участник 7:(слайд 19) -Война по- настоящему вошла в мою память, начиная с лета 1942 года. Именно тогда начались разведывательные полеты немецкой авиации. Сопровождались они массированным огнем зениток, после чего самолеты, как правило, разворачивались и улетали. После каждого такого налета мы, мальчишки, бегали по улицам и собирали еще теплые осколки и головки снарядов, хвалясь друг перед другом своими «трофеями».
Первые потери мы понесли тогда, когда враг, используя наше ребячье любопытство, стал сбрасывать с самолетов различных игрушки, начиненные взрывчаткой. Для одних мальчишек они становились серьезных травм и увечий, для других- смерти. Так, например, случилось и с моим соседом по лестничной клетке Сашкой. Принес он домой после одного из таких налетов авторучку. Красивая, с надписью на иностранном языке. Похвалился бабушке: «Смотри, что нашел!» А когда стал откручивать колпачок, раздался взрыв, который убил его самого и рядом стоящую бабушку.
Был подобный грех и за мной. Подобрал как-то я коробочку. Забавная: наклонишь- пищит. Но обладателем её я был совсем недолго. Подольше ко мне мальчишка года на два- три старше меня, показал значок ВДНХ и говорит: «Поменяемся?» Блестящая эмаль скульптуры самой главной выставки страны меня покорила. Я без раздумий отдал ему подобранную музыкальную шкатулку и , зажав в кулаке красивый значок, побежал домой.
А на следующий день я узнал, что тот мальчишка, которому я отдал свою находку, погиб: после нескольких писков «музыкальная» коробочка взорвалась. (Г.А.Евстифеев. г.Волгоград)
Участник 8:-Многие из нас, детей Сталинграда, ведут свой отсчет «пребывания» на войне с 23 августа. Я же её ощутила в городе несколько раньше, когда девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. На все было отведено, как нам говорили, 10-12 дней.(слайд№20-21)
Мы начали с того, что освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями. Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Делать это было совсем непросто. Ведь наши силенки были не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брались за ручки, а ещё двое подлезали под носилки и , чуть приподнявшись, двигались вместе с основными. Раненые стонали, иные бредили, а то и сильно ругались. Большинство их были черными от дыма и копоти, оборванными, грязными, в окровавленных бинтах. Но и после того, как мы вместе со взрослыми доставили раненых в госпиталь, нас домой не отпустили. Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна. Но настал день, когда нам сказали: «Девчата, вы сегодня же должны разойтись по домам». А потом было 23 августа...(М.И.Малютина, хутор Нижняя Поповка).
Участник 9: (слайд №22)-Жили мы в Тракторозаводском районе. Когда начались бои на северной окраине города, в поселке, в поликлинике был срочно организован госпиталь. Моя мама стала там работать операционной сестрой. Взяла она туда и меня с бабушкой. Жили мы в этом же здании, в подвале. В одной половине мы и ещё несколько человек с детьми, а в другой прямо на полу размещались раненые.
В коридоре были протянуты веревки, на которых сушились бинты. Когда они просыхали, нам, детям, давли их скручивать. Мне как самой старшей среди них ( в то время было 13 лет) дали халат и разрешили быть в операционной. Электричества, естественно, не было, и в мои обязанности входило держать около операционного стола лампу. До сих пор помнится операционная и слова хирурга: «Зиночка, пожалуйста, повыше» или «Зинуля, поближе, пожалуйста». (З.В.Михайленко, г.Волгоград).
Участник 10:(слайд 23)-Когда я слышу слова песни М.Ножкина о войне «Мы пол-Европы по-пластунски пропахали», мне всегда приходят на память километры, «пропаханные нашей семьей среди развалин Сталинграда. Во время бомбежек и артналетов, и десятки километров, отмеренных нами, когда немцы гнали нас, мирных жителей, от города к городу.
Все было на этих дорогах. Для многих они стали не местом движения, а местом вечного покоя. Перемолотили они нашу семью. Первой не стало Зоечки- «нашего Зайчика»., как нежно говорила мама. Угасла она от голода, постепенно. Однажды мама ушла на очередной поиск пищи, в надежде найти хотя бы лошадиное копыто. Я осталась с Зоей, потому что выйти на холод вместо неё просто не могла: тряпье на теле и сандалии на ногах предопределили мое место в окопе.
Когда мама возвращалась и появлялась в окопе я пытала её: « Ну, что- нибудь нашла?» Она собиралась мне ответить , но неожиданно остановила свой взгляд на сестренке, которую я держала на руках: «Доченька, что же ты её качаешь? Ведь Зоечка-то мертвая.»Слез мы обе не сдерживали. Хоронила мама Зою одна. Когда вернулась, в руках у неё был кусок мяса. Воспользовавшись тем, что снарядом убило немецкую лошадь, жители спешили до появления фашистов скорее отрезать от неё себе хоть небольшой кусок. Ели мясо сырым: варить было не на чем и не в чем. Вот такие получились «поминки». (Ф.В.Карякина. г.Волгоград)
7 чтец(слайд 24) Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Вдруг сразу ветер свежий
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу.
Защиты ищет у него:
-Убей их всех до одного!
Участник 11:- Иногда набирая во что-то воды, неожиданно переношусь мыслями в сентябрь 142 года. Вода. Чего больше всего было в Сталинграде? Кажется именно её , ведь под боком целая Волга. Но воды-то нам, сидящим в подвалах больше всего и не хватало. Жажда, пожалуй, переносилась нами значительно тяжелее, чем голод. Да и цена воды бала нередко весьма высокой- в человеческую жизнь.
Именно такую цену заплатили за неё некоторые мои сверстники, скрывавшиеся, как и я, в котельной одного из домов гидролизного завода. Отсюда ходили за водой мальчишки-смельчаки в ледничи, размещавшиеся около элеватора. Увы, ни один из них назад не вернулся. Причину трагедии мы узнали несколько дней спустя.
Дело в том, что в этот день наверху элеватора сидел немецкий снайпер, который расстреливал каждого, кто приближался к нему. Возраст им в расчет не брался. Только из нашего убежища погибло более десяти мальчишек и парней, которые пытались достать лёд. Расплата смертью за воду длилась до тех пор пока наши бойцы не сумели уничтожить жестокого убийцу. (Е.П.Жорова. г.Волгоград.)
8 чтец: (слайд 25)Да, в десять лет мы были дети,
Но-жесткий в горьких складках рот:
Я жил на Волге в 43-м,
Бежал не с фронта, а на фронт...
Я скорбь свою умело прятал,
Я видел скорбную страну,
И только в мае, в 45-м,
Наплакался за всю войну.
Вед:(слайд 26) - Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения. Сквозь строчки писем детей военного времени встают наши ровесники. Осколки в сердце всё больнее и больнее напоминают о войне. Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей.
Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько белорусских, польских или французских детей? Погибали дети- граждане Мира.
(слайд №27) (минута молчания)
Вед:- Сегодня к нам приглашены гости. Это люди, которые в годы войны были вашими ровесниками а может и младше. Давайте послушаем их воспоминания о том времени.
(слайд №28) На земле самый лучший народ дети. Как уберечь нам его в тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?
9 чтец:(слайд 29) Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы- напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь и смерть- и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и влюбленных,
По родной земле погребено?
Вы сегодня в легком шуме кленов,
Тихо постучавшихся в окно.
10 чтец:Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек всем сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
(Звучит мелодия песни «Пусть всегда будет солнце».Выходят все участники мероприятия, в руках у них шары.)


15