Фестиваль народного творчества «Промыслы Нижегородской области»



Внеклассное мероприятие для начальной школы

ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
« ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Цель: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным традициям.
Задачи : уточнение, расширение и закрепление знаний о народных промыслах Нижегородской области.
Оборудование : мультимедийный проектор, выставка изделий народных мастеров, краски , кисти (для проведения мастер класса по росписи изделий).

1 ученик:
Слушайте, люди добрые!
Потом не говорите, что не слышали!
Сего года, месяца, числа
Всех на праздник приглашаем!
2 ученик:
Здравствуйте, люди добрые,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
3 ученик:
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
Ребята-молодцы,
Веселые удальцы!
4 ученик:
Почтенные и молодые,
Полные и худые!
Рады гостям,
Как добрым вестям!
Ведущий:
- Сегодня у нас фестиваль народного творчества. Вся земля наша - земля мастеров,
чьи руки дружат с топором, пилой , глиной , красками , иглой , нитками .Радуют
глаз изделия народных промыслов Нижегородского края, сделанные мастерами
игрушки, кружева, посуда. Прибыли они из разных уголков нашей области:
Хохломы и Шахуньи, Полхово Майдана, Семенова и Городца. А открывают
наш фестиваль гости из славного города Шахуньи.

Не хлебом единым живы люди! Уже на протяжении многих столетий лен
спутник человека. В нашем Нижегородском крае издавна выращивали лен
и ткали одежду, покрывала, скатерти.

Лен сеют в теплую, но еще очень влажную землю, стремясь сделать это пораньше.
Сеют да приговаривают:
- Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся, мой беленький,
Не крушись ты, мой миленький!
Трудное это дело – вырастить лен, превратить его в пряжу, а потом выткать
чудесную скатерть.
Не зря в народе родилось много необыкновенных загадок о льне. Вот одна
из них:
Колотили, рвали.
Крутили, ткали,
На стол клали!

Да уж и есть на что посмотреть, чему порадоваться! Вот какое диво - дивное
получилось!
( показывают изделия)

В Нижегородской губернии такие прекрасные изделия ткут не только изо льна,
но и из шерсти, из хлопка.

Ведущий:
- Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас. А что расскажите вы, гости желанные,
мастера Хохломы?


Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Мастера расписывали
бытовые предметы - мебель, посуду , домашнюю утварь. Создатели хохломы-
крестьяне заволжских деревень Нижегородской губернии. Хохлома - большое
старинное село. Еще совсем недавно в селах нашей области можно было
услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю хохлома и где
она взяла свои огненные краски.
Когда-то в Москве жил мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство. Но
умелец любил вольную жизнь и тайно покинул царя. Царь разгневался и велел
его найти. Когда царь обнаружил беглеца, его изба в селе, где он жил, сгорела.
Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар пламени
и чернь пепелища. Не простой была кисть мастера- кисть из солнечных лучей.
Ведущий:
- Что это за роспись « Золотая хохлома»?


Это роспись по дереву золотым , красным и черным цветом. Деревянную посуду
из липы грунтовали глиной - вапили, потом натирали серебристым порошком-
лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали
олифой и ставили в горячую печь - так появлялся золотой цвет.
Главный мотив хохломской росписи - травка- узор из тонких стеблей,
листочков,цветов ,ягод. Роспись травка создается на серебристом фоне.
Все элементы орнамента кудрятся.
Кроме растительных узоров мастера любят изображения рыб , птиц и
особенно петухов. Для завитков художники применяют зеленую краску ,
но основным цветом все же является золотой. Недаром этот промысел
называют « Золотая хохлома».\


песня « Наши ложки»
Ведущий:
- Спасибо за ваш рассказ , за песню. Слово мастерам из Полхова Майдана.
1. Старым – задаром!
Молодым - за так!
Прочим - за пятак!
Этими звонкими приговорками румяных веселых торговок полнились
полвека назад ярмарки и базары России.
И предлагали они такой же румяный и веселый, как они сами товар:
расписные игрушки и поделки из села Полховский Майдан.
Матрешки и грибки, шкатулки и копилки, яйца и свистульки светились
яркими красками и привлекали к себе внимание всех , кто проходил мимо.
В нашем Нижегородском крае много разных народных промыслов. Вот и
Полхов- майданская роспись- ярмарочная , балаганная , разудалая да развеселая.

Про хохломскую да про Городецкую роспись знают многие, а вот про
Полхово- майданскую может быть и не все слышали. Этот промысел-
самый молодой.
Еще и ста лет не исполнилось как он возник в Нижегородской области,
в районе, который называется Воскресенский.
8. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в древние времена была
предводительница- атаманша Алена. В ее отряде воевали и предки
Полховско-майданских кустарей.
На месте , где погибла крестьянка- атаманша , выросла и расцвела
алая роза. Вот якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные
игрушки мастера Полховского майдана.
Ведущий:
- Спасибо! Наступил черед гостей из старинного русского города Городца.

Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной
культуры, один из самых знаменитых художественных промыслов
России. Недаром один из французских искусствоведов сказал , что
такие вещи должны находиться в Лувре.
Среди самых распространенных сюжетов росписи- гуляния, чаепития.
народные праздники, знаменитый Городецкий конь - у него мордочка
длинная, уши большие, круглые , шея вытянутая , лебединая , нежная ,
а ножки тонкие- претонкие, точеные. Так и просится в сказку!
3. Окрестности Городца - родина расписных прялок. Долгие часы проводили в
старину женщины за прялкой. Донце прялки - нижняя доска - было
разрисовано. Воет за стеной пурга, потрескивают дрова в печи, на
окнах – морозные узоры, а на прялке- летние цветы , солнце , красный
возок мчат по дороге кони-птицы. Прялку в деревне любили особенно.
Прялка в доме все равно что лошадь в поле. Лошадь – добытчица хлеба,
Прялка - одежды. Славились едва ли не по всей Волге расписные прялки
из славного города Городца.
4. Городецкая роспись насыщена богатством красок русского лета, с его
луговым разнотравием, озарена ярким полуденным солнцем, будто
заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и
причудливых птиц.
5.Городецкие мастера теперь игрушки делают, коробье расписывают,
тарелки- подарки, чудо- доски , детские столы и стулья. А как же
прялки? Неужели о них забыли?Нет , не забыли в Городце о старинных
прялках. И теперь прялочные донца расписывают, чтобы помнили люди о былой их красоте.
6. Городецкая роспись-
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать..
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись-
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Ведущий:
- А теперь слово вам - мастера Семенова!
1. Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева.
В Х веке Семенов называли « ложкарной столицей « России. Семеновские
умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки
в 20-х годах ХХ века у подмосковных мастеров. Первая матрешечная
артель была создана в Семенове в 1929 году.
2.Художественная фабрика « Семеновская роспись « была образована
в 1932 году. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры,
происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы
цветов, а сама роспись получила название «семеновская».
Кто матрешку создал
Я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой - встанькой,
Как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал искусный мастер
В нивах шумных, в сказочном лесу,
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть , весело сказал :
« Ну и пой, гуляй себе по свету,
Весели сильней честной народ!»
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво ,
С удалой улыбкой на лице
И летит о ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
4. В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями-
оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми
красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким
росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец.
затем они « одевают» матрешку в платок, юбку, передник , пририсовывают
руки.
Самое главное – роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи
фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Роспись пышных цветов
главенствует над всеми - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись
фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда
плод фантазии художников.
В основном художники используют три цвета - красный , синий и желтый,
варьируя сочетания цветов в росписи фартука, платка и сарафана.
Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука.
Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой
характер и свой наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка
давно стала национальным сувениром.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

Наша русская матрешками
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
Все!
Ведущий:
- Спасибо за ваши интересные частушки. Народная мудрость гласит:
« Где труд, там и счастье». Пока будут жить матрешки, излучая истинную
русскую красу, не угаснет и вера в наш умелый, душевный, красивый
русский народ, в нашу неповторимую родину- Россию, с ее чудесными
душевными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками !
( песня « Россия»)

- Ребята! Будьте внимательны ко всему, что вас окружает. Умейте разглядеть
в поле былинку, в лесу веточку , прыгающую с ветки на ветку белочку ,
порхающую бабочку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего
солнца. И если из всего, что ты увидишь и услышишь, у вас сложится
образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавной деревянной или
глиняной игрушки, постарайтесь запомнить этот образ. Вы его еще не раз
заметите в народном искусстве.
- Вам понравился наш фестиваль? А хотите сами стать народными мастерами
и попробовать свои силы? Тогда, добро пожаловать в творческие мастерские
народных умельцев.

( Далее проводятся мастер-классы по представленным ремеслам).


Ожидаемые результаты: формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.













15