Презентация по литературному чтению на тему Сказка как вид народного творчества


Работу выполнила учитель начальных классовКоноплина О.В. КРИВОПОЛЕНОВА Марья Дмитриевна. ФЕДО́СОВА Ирина Андреевна КОРОЛЬКОВА Анна Николаевна БАРЫШНИКОВА Анна Куприяновна О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчи-нить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказ-ки. Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был ле-шими, ведьмами да русалками, когда реки текли молоч-ные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в неко- тором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве… Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности. И стали они жить-поживать и добра наживать.Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Начало у сказки - господин, А зовут его ….. (Зачин) Завершает сказку ловко.А зовут ее …. (Концовка) «Сказка о лягушке и богатыре»«Вещий сон» «Царевна-лягушка»«Елена Премудрая» «Сказке о молодце-удальце, моло-дильных яблоках и живой воде»«Буря-богатырь Иван коровий сын»«Сказка о славном могучем богатыре Еруслане Лазаревиче» «Три царства - медное, серебряное и золотое»«Иван-царевич и Белый Полянин»«Звериное молоко» «Королевич и его дядька»«Два Ивана»«Сума, дай ума!» «Скатерть-самобранка» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях » Герои сказок добрые, внима-тельные, уважают старших, отзывчивые поэтому волшеб-ные существа им помогают.Герои борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сражаются с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. Самый древний вид сказки. Если участвует человек, то он противопоставлен животным. Традиционные типы: Лиса – хитрая Волк – глупый и жадный, злой и коварный Заяц - трусливый «Лиса и волк» «Волк и семеро козлят» «Лиса и заяц» «Каша из топора» «Как мужик гуся делил» «Барин и плотник» Кощей Бессмертный Баба-Яга Чудо-юдо Кикимора Леший Лихо Марья-Моревна Василиса Царевич Солдат Вопросы на которые отвечает русская сказка всегда касаются главного: русского мироощущения и русской судьбы.2. Сказка отвечает нам на самый главный вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, тяготах и опасностях, о мудрости земной, об истинности пути.