Презентация по технологии Вышивка — любимый вид казахского народного искусства (9 класс)


Тема: Вышивка – любимый вид казахского народного искусства. Цели: 1.Дать учащимся понятия о видах вышивки способах их применения. Углубить знания учащихся о казахском народном прикладном искусстве.2. Развивать мелкую моторику рук, навыки вышивания на ткани, навыки пользования принадлежностями народного прикладного труда.3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание знания искусства в жизни каждого человека, её красоты. Оборудование: необходимые материалы, инструменты и приспособления:Ткань, иглы, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы.«виды и названия орнаментов» - альбом.«Орнамент» - буклетВиды вышивки.Виды одежды казахского народа – рисунки.Изображения ковра.пословицы и поговорки.карточки с видами вышивкиЛоскуты с отметками Межпредметные связи: рисование, история, литератураСтруктура урока: Организационный момент.Основная часть.опрос домашнего задания сообщение темы урока и цели урокасообщение нового материалазапись в тетрадяхфизминуткапрактическая работазакреплениеЗаключительная часть.подведение итоговоценкауборка рабочего места. Ход урока.Организационный момент.Организация класса, проверка рабочих мест, рапорт дежурногоУчитель: - Кто сегодня дежурный? Рапорт дежурного.Повторение домашнего задания.Учитель: - ребята, начнем наш сегодняшний урок с повторения домашнего задания. Кто мне скажет, какие виды одежды вы знаете?Правильный ответ: - Виды одежды: ишик – ішік, тон; халат – шапан; женская безрукавка – камзол; женское платье – көйлек; штаны, шаравары – шалбар. Ответ по картинке. Учитель: - Какие материалы использованы в изготовлении этих видов одежды?Правильный ответ (демонстрационные макеты): для платья – креп сатин, для камзола – парча и еще используются другие материалы как велюр, вельвет.Учитель: - Какие виды узоров вы узнаете на них?Правильный ответ: - ответ по узорам. Повторение видов узоров: раздаю конвертики. В конвертах рисунки с изображением орнамента: ковер и тускииз.Учитель: -А теперь, я – вам раздам эти конвертики, вы все должны за короткое время «сшить» тускииз и «соткать» ковер. Активно участвующими ответившим на мои вопросы, я раздаю фишки. Дети собирают, даю на сборку пару минут, и задаю вопросы.Учитель: -Ребята, какие элементы орнамента изображены на это рисунке? Название орнамента должно быть на двух языках. Правильный ответ:№ 1. Здесь изображены разные виды рогобразных элементов – муиз тектес оюлар, бараний рог – кошкар муиз, парные рога – кос муиз.№ 2. а здесь изображен орнамент – «крестовина» - «торткулак». Учитель: - Правильно, эти узоры и орнаменты всегда с нами, мы их всегда и везде встречаем (показ картины). У казахов много предметов с орнаментом. Эти узоры можно передать в виде вышивки. - Наша тема: «Вышивка – любимый вид казахского народного искусства». Тему запишите в тетрадь.Объяснение нового материала. Учитель: - Одним из распространенных видов рукоделия является вышивание. Вышивание – дело трудоемкое сложное, требующее большой сноровки и опыта. Тех, мастеров, которые придумывали орнаменту вышивок, называли – оюшы (чертежниками - аппликаторами). Ребята, есть вышивка не только на ткани, но и на коже, на войлочных изделиях. Мастера применяли четыре вида вышивки:Тамбурный шов – біз кесте; Петельный шов – шет тігісі; канва – кенебе или айқас тігіс;Стебельчатый шов – таңдай тігісі.Красочными вышивками оформлялись тускиизы, войлочные футляры для сундуков, постельные принадлежности, женские и мужские головные уборы и различные детали убранство юрты.При вышивании применялись разноцветные нити: мулине, ирис и тонки шелк. Запись в тетрадях. Учитель: - А теперь, открывайте тетради и запишите то, что мы сегодня прошли на уроке, с какими названиями вышивки вы познакомились.Виды вышивок: тамбурный шов, петельный шов, канва или вышивка крестиком и стебельчатый шов.Виды ниток: мулине, ирис и тонкий шелк.Новые слова: мастерица, чертежники, аппликаторы.Дети записывают, а я проверяю правильность записи, как сидят за партой, слежу за осанкой.Учитель: - Ребята, внимание на меня, вот я вам раздаю карточки, прочитайте на карточках виды вышивок и названия на двух языках. И постарайтесь их запомнить. В это время я убираю вышивки, которые висели на доске. Игра на внимание.Учитель: - Повторим дети? Хорошо карточки положите на стол и переверните. А теперь, внимание на доску. Мы с вами сейчас сыграем в игру «Вышивки спрятались». С начало я вам раздам карточки, а вы расставьте вышивки по местам согласно надписям.Дети по местам расставляют вышивки.Учитель: - Ребята, давайте еще раз виды вышивок, и как они называются?Дети повторяют, в это время быстро убираю надписи.После того, как все повторим, карточки собираю, раздаю им надписи.Учитель: - А теперь, согласно видам вышивки расставьте их названия.Дети по местам расставляют названия вышивки. Практическая часть. Объяснения техники вышивания. Повторения техники безопасности с колющими и режущими предметами.Учитель: - Показываю на материала виды вышивки.А) Тамбурный шов – біз кесте, тамбурный стежок с лицевой стороны напоминает цепочку. Выполняют тамбурный стежок сверху вниз.Оставляю иголку без ниток на столе.Ученик: - Иголку нельзя так оставлять, надо хранить в игольнице.Учитель: - Правильно, ребята, иголку надо держать в игольнице.Б) Петельный шов – шет тігісі, выполняется по двум параллельным линиям. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз так, чтобы петля рабочей нити оставалось над иголкой. Стежки можно делать чаще, тогда шов получиться более плотной. Применяют шов для обработки края и как украшающий. При показе иголкой, сделаю вид, что уколола палец и спрашиваю: - Дети, а что я сделала неправильно?Ученик: - Надо при шитье применять наперсток.Учитель: - Правильно! Хорошо, ребята, при шитье надо применять наперсток.В) Канва или вышивка крестиком – кенебе немесе айқас тігіс. Здесь сам материал называется канва, открытые клетки надо заполнить маленькими крестиками или звездочками, конечно по рисунку. Показываю виды вышивки, в конце закрепляю нитки и собираюсь откусить нити зубами. Ученик: - Неправильно делаете.Учитель: - Хороший ответ, после окончания работы нитку надо отрезать ножницами.Г) Стебельчатый шов – таңдай тігісі, выполняют слева направо. Нитку от исходной точки продвигают сначала вперед, а затем по изнаночной стороне назад и выводят на лицевую сторону у середины предыдущего стежка. Если прокол для следующего стежка делать немного дальше, контур шва изменится, станет шире. Применяется шов для вышивки растительных орнаментов и как дополнение к более сложным швам. Показываю вышивки, закрепляю нитку и одному ученику передаю ножницы острыми концами.Ученик: - Вы неправильно передаете ножницы, нельзя давать ножницы острыми концами.Учитель: - Молодец, ножницы передаем ручкой вперед, в сомкнутом виде.Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из древних и интересных видов декоративно прикладного искусства - вышивкой и некоторыми приемами работы при вышивании и повторили технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Я, думаю, если допускала ошибки по технике безопасности, то вы не должны допускать этих ошибок во время практических работ, постоянно следите за собой. Практическая работа.-Но перед началом работы давайте отвлечемся от нашей темы и немножко отдохнем. Физминутка. Практическая работа. Раздаю лоскуты. Учитель: - А теперь ребята, я вам раздам лоскуты с номерами. На лоскутах точками указаны виды вышивок. Номер на лоскутах совпадает с номером вышивки, который лежит у вас на парте. Вашей задачей является правильно научиться вышивать. Ребята начинают практическую работу.Я подхожу каждому ребенку, индивидуально помогаю и проверяю. Итог урока. Рассматривание работ учащихся, их анализ, выставление оценок.Нацеливание на продолжение работы по данной теме с применением узора.Учитель: - Ребята, на втором уроке, кто хорошо вышивал, будет делать определенные работы, а мы с вами продолжим работу по видам шва, потренируемся.На этом наш урок завершается. Руки мастера всему народу служат.Искусства отца – сыну наследие.Настоящего мастера по стуку молотка видно.Хорошо иметь сильные руки, а еще лучше иметь умелые руки.Труд сноровку любит.Умельцу все двери открыты.Сумеешь подобрать растопку, и камень загорится.