Разработка урока по теме: Древние Финикия и Палестина (6 класс)


Урок № ___
Дата: ____________
Класс: 6
Тема урока: «Древняя Финикия и Палестина»
Цели урока:
Выяснить природно-географическое положение Финикии и Палестины. Узнать особенности истории древнего Израильско-иудейского государства и Финикии. Познакомить учащихся важнейшими открытиями и достижениями этих государств. Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: фенеху, хананеи, Соломон, Давид, фелистимиляне.
Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, развивать монологическую речь учащихся.
Воспитывать интерес к предмету, положительную учебную мотивацию.Учебное оборудование: учебник, атласы по истории Древнего мира, карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия».
Методы урока: самостоятельная работа с текстом, рассказ учителя, беседа, работа с исторической картой.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Государства Ассирия, Урарту, Хеттское государство». Изучая историю Древнего мира, вы уже познакомились с древними государствами Двуречья, Древним Египтом, начали изучение государств Юго-Западной Азии. Какие государства Юго-Западной Азии вы знаете? (Ассирия, Урарту и Хеттское государство). Устный опрос учащихся по вопросам:
Крупное государство, созданное на севере Вавилона – это? (Ассирия)
На территории края, который назывался Анатолией существовало государство… Хеттское государство
Земля этого государства богата белым камнем, древесиной и месторождениями различных металлосодержащих руд. Назовите это государство? (Урарту)
Непревзойденными мастерами при строительстве дворцов и жилищ в каменистых местностях были… урартцы.
У хеттов было широко развито…. Скотоводство.
Какому народу принадлежат открытия в новой тактике ведения боя, изобретения оружия с использованием железа, строительство новых мостов, изобретение тарана, бурдюков для переплывания рек? (ассирийцам).
Изучение новой темы:
Природно-географическое положение Финикии и Палестины.
Город-государство Финикия.
Израильско-иудейское государство.
Древняя культура народов Восточного Средиземноморья.
Вступительное слово учителя. Озвучивается тема урока. Определяем цели и задачи урока вместе с учащимися. Тема урока записывается в рабочие тетради.
Работа с исторической картой.
(можно использовать форзац учебника, карту учебника на стр.48, атласы).
На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия и Палестина? (Восточное побережье)
Какой рельеф на территории этих государств? (условные обозначения: горы и возвышенности).
Обозначены ли на карте крупные реи, такие как Нил, Тигр, Евфрат? (Нет, таких крупных рек в этих государствах не было. Река Иордан, пересекающая Палестину, впадает в Мертвое море).Какие крупные города существовали на территории Финикии? (Библ, Сидон, Тир).
Палестины? (Иерусалим, Мегиддо).
Сегодня территория Финикии – это какое государство? (Сирия)
Какие выводы об этих государствах можно сделать, анализируя карту?
- земледелие развито слабо
- жители этих государств занимались скотоводством
- выращивали фрукты, виноград
- климат жаркий, сухой
- нехватка в воде
Древняя Финикия.
Рассказ учителя.
Главная особенность в истории Финикии – отсутствие крупных городов-государств. Существовали только крупные торговые города: Угарит, Библ, Тир. Через них доставляли товар из Вавилона и других государств на острова Средиземного моря, в Египет. Но как бы не процветали эти города-государства, они не смогли объединиться в одно большое государство. Почему? Найдите ответ на стр.64.
Прочитать §12, п.2. стр.64. Записать ответ в тетрадь.
Примерный ответ: так как земли Финикии – горы, они каждую часть разделяли между собой, не было между ними прочных взаимосвязей и другие крупные государства стремились не допустить их объединения.
Название Финикия произошло от египетского слова «фенеху» - «строитель кораблей». Случайно ли Финикия получила такое название. Найдите подтверждения в тексте учебника на стр. 65. Беседа с учащимися.
Обратить внимание учащихся на финикийские колонии (по атласу).
Израильско-иудейское государство.
Рассказ учителя.
На юге Тира жил народ, называемый фелистимилянами. Египтяне называли их палестимами или палестинцами. По названию этого народа и земля была названа Палестиной.
340614018859529775151885951558290193040Палестина
34061401257303491865182880
Фелистимиляне хананеи еврейские племена
(кочев.скотоводы)
прибыли из Синайской
пустыни
4701540825542633908255
Израильтяне Иудеи
(земледельцы) (скот-ды)
Палестинцы долгое время сражались между собой и с Египтом. Когда Египет стал слабеть, палестинцы стали стремиться к созданию своего независимого государства.
Давид (Х в.до н.э.) объединил еврейские племена и хананеев и образовал единое государство – Израильско-иудейское. Столицей стал город хананеев – Иерусалим.
Своего расцвета это государство приобрело в период правления царя Соломона.
Задание для учащихся: что было сделано царем Соломоном для процветания своего государства? Стр.66 2 абз. Беседа с учащимися.
Задание для учащихся: что произошло с государством после смерти царя Соломона?
(Началась борьба между израильтянами и иудеями, государство ослабло и этим воспользовались соседние государства: Ассирия разрушила столицу Израиля – Самарию, жителей превратили в рабов, а царь Вавилона разрушил Иерусалим, жителей угнал в рабство).Древняя культура народов Восточного Средиземноморья.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.4. стр.67-68., выписать важнейшие достижения и открытия финикийцев и палестинцев.
Первые пять учащихся получают оценки.
Примерный ответ:
- создание алфавита
- особенность религиозных представлений у финикийцев – у каждого города-государства свой бог.
- 1-е крупное мореплавательное путешествие
- предания еврейского народа вошли в Библию (само слово «Библия» на древнегреческом языке означает «Книга»- у евреев один бог – Яхве и почитали своего царя, так как он сын бога.
Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
Почему простая система алфавитного письма появилась именно в Финикии?
(так как была необходимость вести быструю торговлю)
Вокруг какого континента финикийцы совершили свое крупное морское путешествие за 3 года? (Африка).
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: 1. Прочитать §12
2. Подготовить устный пересказ текста.