Конспект урока по теме: Численность и воспроизводство населения мира (10 класс)


Урок по географии в соответствии в соответствии с требованиями ФГОС
Преподаватель: Омельченко Людмила Анатольевна
Тема:  Численность и воспроизводство населения мираЦель: Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.
1.Начало урока – Взаимоопрос. (Учитель заранее объявляет тему, выносимую на урок, поручает ученикам дома составить вопросы и задания. Накануне занятия формулировки вопросов и заданий корректируются и исправляются. Ученик, задающий вопрос, должен знать на него ответ, иначе он не сможет внести исправления и оценить. На уроке к доске выходит хорошо подготовленный ученик. Сначала ему по очереди задают вопросы ученики, фамилии которых называет учитель. Потом в той же очерёдности следуют ответы. Ученик ответил, и ему задают новый вопрос.)Ученик 1:
- Мы изучаем экономическую и социальную географию мира. Что означает слово «социальная»?
Ученик:
- Слово «социальная» означает: география изучает население.
Ученик 2:
- Размести в правильной последовательности следующие понятия: «природа», «хозяйство», «население».
Ученик:
- «Природа», «население», «хозяйство».
Ученик 3: Как ты думаешь, какие понятия мы будем использовать, изучая тему Численность и воспроизводство населения мира?  :
Ученик: Численность населения, естественный прирост, миграции и т.дУченик 4: Как ты думаешь, какие знания необходимы, чтобы охарактеризовать структуру населения страны?
Ученик: Численность возрастных групп, численность населения, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения.
Ученик 5: Какие источники информации помогут нам в работе?                                
Ученик: Статистические материалы, атласы и т.д.
Ученик6: С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию?              
Ученик: Строить графики, диаграммы,  сравнивать результаты.
2.Объяснение нового материала – Вопрос к тексту.
Прочитать материал учебника и задайте свои вопросы к тексту
3. Закрепление. Работа в группах
Задания для групп:
-Сравните показатели рождаемости, смертности, ест прироста. Запишите в таблицу. Перед вами 2 разных типа воспроизводства (1 и 2). Первый характерен для каких по уровню развития стран?(развитых) А второй? (развивающихся)
- В каких детей будет больше?(в развивающихся) А в каких пожилых?(в развитых)
-Оцените работу в группах. Для этого сравните вашу контурную карту с картой «Типы воспроизводства населения мира» в учебнике стр.63.
-Какие несоответствия выявили? (Китай относится к 1 типу воспроизводства)
-Почему Китай в последнее время стали относить к стране с 1 типом воспроизводства? (потому что естественный прирост невысокий)
-Как правительство пытается регулировать численность населения в странах с разным типом воспроизводства? (проводит разную демографическую политику)
Демографическая политика – задания по группам. Придумайте (вспомните) лозунги для пропаганды увеличения или снижения рождаемости согласно вашей демографической политике.
-Можно ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
-А все- таки, почему в развивающихся странах, где условия хуже, выше рождаемость?
Демографы утверждают, что любое общество проходит несколько этапов в естественном движении.
Миниисследования (перед уроком дается задание: составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье).
Проанализируйте свои исследования. Что заметили? (со временем количество детей уменьшается). Самооценка.
-На каком этапе демографического перехода находятся развитые страны? (3 фаза)
-На каком этапе демографического перехода находятся развивающиеся страны? (2 фаза)
4. Повторение.
1. Каковы основные признаки первого и второго типов воспроизводства населения?
2.какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?
3.Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии миграции населения?
4.А Россия? Какие демографические процессы характерны для нашей страны?
5.В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество. Это сложное понятие, включающее экономические, социальные, культурные, экологические и другие условия жизни людей.
Откройте справочник «Социально- экономическая география мира» стр. 16
-Изучая население мира, не стоит забывать о том, что мы живем в России.
Лидерство России в народонаселении:
1 место по числу абортов,
2 место по числу разводов
2место по количеству убийств (на 1000 чел)
2 место по количеству заключенных (на 1000 чел)
100 место по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие «русский крест». Есть ли у нас будущее? Конечно. Вы – наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
5.Контроль - Фактологический диктант
Процесс уменьшения численности населения с одновременным ухудшением его качественных характеристик называют (Депопуляция )
Степень заселения территории на 1 км 2 (Плотность населения)
Естественный прирост - это .. (разница между рождаемостью и смертностью)
Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды (Субурбанизация)
Выезд населения из страны... (Иммиграция)
Разница между количеством иммигрантов и количеством эмигрантов (сальдо миграции).
Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения (Демографическая политика)
Соотношение различных возрастных групп в общей численности населения называют ... (возрастной структурой населения)
Соотношение мужчин и женщин в общей численности населения называют ... (половой структуре населения).
Огромные скопления городов и агломераций (Мегаполис)
Группа людей, которая исторически сложившаяся на определенной территории и характеризуется общностью языка, культуры, быта, обычаев, традиций, образа жизни и самосознанием это ... (этнос)
Принудительное переселение народа в другой район страны называют ... (депортацией)
Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века («Демографический взрыв»)
Слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры и нередко потери национального сознания называют ... (ассимиляцией)
Народы, жившие на своих землях до прихода переселенцев из других районов называют ... (коренными народами).
6. Домашнее задание – 3 уровня
1. Рассмотреть таблицу «Рост численности населения мира в 1950-2001 годах»(1 уровень).        
2. Сравнить таблицы «Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения» и «Развивающиеся страны с естественным приростом населения» (2 уровень).        
3. Проанализировать изменения в численности населения в отдельных странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в дальнейшем (3 уровень).     
Конец урока – Роль «Психолог».
В конце урока «Психолог» оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому ученику, в том числе и учителю.