Урок по географии 9 класса на тему Численность населения и естественный прирост в современной России


Конспект открытого урока по теме:
«Численность населения и демографическая ситуация в современной России»
9 класс
Цели урока:
обучающие:
- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;
-формировать навыки использования информационных технологий;
- познакомить с численностью населения России; продемонстрировать изменение демографических показателей в России и в Кинель-Черкасском районе.
- определить причины, влияющие на изменение численности населения;
-дать определение понятий «демография», «этнология», «воспроизводство», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост населения»;
развивающие:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе ИКТ), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- формировать навыки использования ИКТ;
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- формировать научное мировоззрение;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся извлекают информацию из презентации и дают определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», «Воспроизводство населения».
Учащиеся самостоятельно определяют динамику численности населения России в XX веке.
Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.
Метапредметные:
Умение определять понятия (демография) по существенным признакам.
Умение находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).
Развитие способности излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:
Учащиеся осуществляют коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Методы обучения
•Создание проблемной ситуации;
•Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
•Создание условий для развития познавательной активности учащихся,
их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
Оборудование:
-компьютер и мультимедийное оборудование;
- презентация;
- учебник « География» 9 класс;
- раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы с вами изучим тему, которая в данный момент волнует всех нас и наше общество. Посмотрите на слайд, где увидите вот такие слова:
«Демографический «взрыв» в России», «Вымираем!»,«Депопуляция в России», «Замуж за китайца», «Повышение рождаемости в России – вопрос государственной безопасности», «В России зафиксирован естественный прирост населения»…(Слайд 2)
Как вы думаете, какую тему нам предстоит изучить?
Предполагаемые ответы: тему «Население», «Демография в России».
Учитель: совершенно верно. Запишите тему урока в тетради. (Слайд 3)
«Численность населения и демографическая ситуация в современной России»
(Слайд 4) Цель урока:
-познакомиться с численностью населения страны;
-определить причины, влияющие на изменение численности населения;
-дать определение понятий «Демография», «Естественный прирост», «Демографический кризис»;
-развить умение анализировать статистический материал.
Итак, приступим.
Для начала, давайте попытаемся разобраться:
Почему эта тема так важна?
Почему именно население – главное богатство страны?
Предполагаемые ответы:
-нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места;
- сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов;
- сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.
Учитель: Какие науки занимаются изучением населения? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос и учитель просит их посмотреть на доску) ( Слайд 5)
Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, миграциях, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия.
Учитель: Какие методы учета населения вам известны из истории?
Предполагаемые ответы: Прежние методы учёта населения отличались от современных.
( слайд 6)
В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половины XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования Русского централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве — соха (позднее четверть, десятина). В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта — подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные переписи (1646 г., 1678 г., 1710 г., HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C" \o "Ландратская перепись"Ландратская перепись 1715—1717 г.).
Указом Петра I от 26 ноября 1718 года было положено начало государственным ревизиям (сказкам), которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В Советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г. (на территориях не охваченных гражданской войной), на 15 марта 1923 года (городская), а всеобщие переписи — по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Последняя перепись населения России была проведена в октябре 2010 года. ( слайд 7)
Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения. ( слайд 8)

Прогнозы статистов.
Результаты исследования Росстата о демографических процессах в РФ РИА Новости
ria.ru 2016 г
По данным Игоря Белобородова, в 2025—2030 годах в России будет демографический провал. По его мнению, при численности населения меньше 80 миллионов Россия не сможет удержать под контролем свою территорию в нынешних границах, а население страны при существующих тенденциях упадет до этой отметки к 2080 году.
По мнению российского демографа профессора МГУ Анатолия Антонова, без возрождения многодетной семьи в 2050 году в России будет жить 70 миллионов человек.
Как заявил Юрий Крупнов, если к 2035 году процент многодетных семей (три-четыре ребёнка) не достигнет половины (сейчас 7 %), то в России к концу ХХI века (а по пессимистическим прогнозам — уже к 2060 году) останется 80 млн человек. Правильны ли прогнозы наших статистов? Как вы думаете?
Учитель. Мы с вами попробуем разобраться в этом вопросе и в конце урока скажем, согласны мы со статистами или нет ? А сейчас проведем анализ численности населения в мире. Что произошло с 2002 по 2016 год с численностью населения России?
Перед вами представлена таблица. Кто желает провести анализ? ( слайд 9)
Сравнительная таблица численности населения по странам.
2002 г 2013 г 2016 г
1.Китай 1285060203 1.Китай 1349585838 Китай 1374440000
2.Индия 1026467096 2.Индия 1220800359 Индия 1283370000
3.США 286456720 3.США 316668567 США 322694000
4.Индонезия 215675119 4.Индонезия 251160124 Индонезия 252164800
5.Бразилия 173543027 5.Бразилия 201009622 Бразилия 205521000
6.Пакистан 146096256 6.Пакистан 193238868 Пакистан 192094000
7.Россия 145276578 7.Нигерия 174507539 Нигерия 173615000
8.Бангладеш 163654860 Бангладеш 159753000
9. Россия 142500482 Россия 146544710

Предполагаемый ответ: В странах, занимающих лидирующие позиции, численность населения увеличивается. Россия перешла с 7 места на 9. Численность населения России уменьшилась с 2002 г по 2013 г, но в 2016 г мы видим, что численность возросла.
Учитель: Численность населения с 2014 г увеличилась, так как было присоединение Крыма, где численность жителей около 2 млн. Ребята ,а вы знаете, что отследить численность населения можно с помощью одного сайта – «Демоскоп».
Давайте и мы с Вами сейчас в режиме онлайн посмотрим, что происходит с численностью населения России на данный момент.
Перейдем по ссылке на данный сайт: http://demoscope.ru/weekly/app/popclock/popclock.phpВы видите общую численность населения России и число родившихся и умерших на данную минуту.
Какие выводы можно сделать о числе родившихся и умерших на данную минуту?
Предполагаемый ответ: число (умерших) превышает число ( родившихся). ( слайд 10)
Учитель: Соотношение рождаемости и смертности на 1000 человек - естественный прирост (е.п.) Рассчитывается по формуле: Р-С= Е.П.
Воспроизводство - это процесс естественного движения населения, процесс «производства» людей людьми, включающий – рождаемость, смертность, брачность, разводимость, обеспечивающие непрерывную смену поколений. ( слайд 11)
Проведем анализ по сравнительной таблице. Учащиеся проводят анализ.
Сравнительная таблица естественного движения населения России
с 1980 года по 2015 г ( на 1000 чел)
Год Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Естественный прирост
1980 15,9 11,0 +4,9
1990 13,4 11,2 +2,2
1995 9,3 15,0 -5,7
1996 8,9 14,1 -5,2
1997 8,6 13,7 -5,1
1998 8,8 13,6 -4,8
1999 8,3 14,7 -6,4
2000 8,7 15,3 -6,7
2001 9,0 15,6 -6,6
2002 9,7 16,2 -6,5
2003 10,2 16,4 -6,2
2004 10,4 16,0 -5,6
2005 10,2 16,1 -5,9
2006 10,4 15,2 -4,8
2007 11,3 14,6 -3,3
2008 12,1 14,6 -2,5
2009 12,4 14,2 -1,8
2010 12,5 14,2 -1,7
2011 12,6 13,5 -0,9
2012 13,3 13,3 0
2013 13,2 13,0 +0,2
2014 13,3 13,1 +0,2
2015 13,3 13,1 +0,2
Анализируя таблицу можно сказать, что по коэффициенту рождаемости и смертности самая высокая рождаемость и низкая смертность была в 1980-1990 годах и резкое снижение рождаемости и повышение смертности произошло с 1995 года по 2002 годы, затем рождаемость стала увеличиваться , смертность стала уменьшаться с 2012 г.. Дальше с 2013 года смертность и рождаемость была почти на одном уровне. По естественному приросту самый высокий прирост был в 1980 годы. С 1995 года у нас минусовые показатели, но вот с 2013 года уже естественный прирост стал с плюсом, хоть и + 0,2 , но на протяжение последних трёх лет. Это говорит, а том, что численность населения должна в последние годы увеличиваться.
( слайд 12)
Посмотрим и проанализируем таблицу и диаграмму динамики изменения численности населения России с 1897 г по 2016 гг и верны ли наши предположения об увеличении численности населения. Учащиеся проводят анализ таблицы.
Годы 1897 1913 1920 1926 1939 1946 1959 1970 1979 1989 1995 2002 2005 2007 2010 2013 2016
Чел. млн67,5 90,0 88,2 92,7 108 98 117,8 130,1 137,4 147 148 145,6 141 143 142,8 142,5 146,5

Предполагаемый анализ: численность населения России с 1897 года возрастала, снижение численности произошло с 1920-1930, затем опять численность возрастала до 1941 г., а с 1941-1950 годы , снова снижение численности. С 1970 года явно видно увеличение численности до 2000 года. А вот с 2002 г по 2006 г происходит снижение численности. С 2010 г. года резких скачков в изменении численности больших нет. ( 13 слайд)
Учитель: Провалы в численности населения называют демографический кризис (депопуляция).
Противоположный процесс называется - Демографический взрыв – резкий скачок в численности населения.
Скажите, а как вы думаете, почему были такие скачки в снижении численности населения?
Предполагаемые ответы. ( 14 слайд)
Демографические кризисы.
1 демографический кризис: 1914-1922 годы.
Связан с Первой мировой войной, революцией 1917 года, гражданской войной, массовой эмиграцией, эпидемией гриппа. (15 слайд)
2 демографический кризис: 1932–1937 годы.
Связан с коллективизацией сельского хозяйства, голод 1933–1934 года, репрессии.(16 слайд)
3 демографический кризис: 1941-1945 годы
Многие мужчины ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Общие людские потери Советского Союза в войне составили примерно 27 млн. человек. ( 17 слайд)
4 демографический кризис: 1990 годы — настоящее время.
Связан с экономическим кризисом, нестабильностью, неблагоприятной экологической обстановкой.
Этот кризис называют современным. (18 слайд)
Демографические кризисы отражаются половозрастной пирамидой. Население России будет сокращаться, если каждая женщина за детородный период родит в среднем менее двух детей. В России же сейчас на 100 женщин 140 рождений — и это главная причина демографического кризиса.(19 слайд)
Физминутка ( Упражнения для шеи)

Продолжим урок и сейчас, я думаю, ,вам будет ещё интересней. Посмотрите на слайд, на нём представлены данные по Кинель-Черкасскому району.
Изменение численности населений Кинель- Черкасского района с 2000-2015 ггГоды 2000 2002 2008 2010 2012 2013 2014 2015
Человек 49720 48922
47964 47362 46940 46418 45822 45276
Кто, мне поможет и проведет анализ численности населения Кинель- Черкасского района.
Анализ этих данных не утешителен, мы видим, что численность Кинель- Черкасского района уменьшается ежегодно на 500 человек. А сейчас посмотрим в чём же причина такого большого уменьшения численности? Посмотрите на следующую таблицу, учащиеся анализируют и делают вывод.
Сравнительная таблица естественного движения населения по Кинель-Черкасскому району с 2000 года по 2015 г ( на 1000 чел)
Год Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Естественный прирост
2000 7,9 20,8 -12,9
2010 11,8 16,1 -4,3
2012 13,3 15,8 -2,5
2013 14,2 16,4 -2,2
2014 14,4 16,2 -1,8
2015 12,9 16,1 -3,2
Вывод: Естественная прибыль населения Кинель-Черкасского района идёт с минусом, по сравнению с общероссийскими показателями рождаемость почти на уровне, а вот смертность очень высокая, на 3 человека больше, поэтому численность населения уменьшается и конечно большой отток населения в города в поисках работы.
Учитель: Почему, рождаемость последние годы была меньше смертности, а численность населения России все же увеличивалась?(сайд)
Предполагаемые ответы: приезжают люди из других мест, в том числе – стран. Сейчас много из Украины.
Учитель: Совершенно верно. Численность населения зависит не только от естественного прироста – рождаемости и смертности, но и от механического прироста - притока населения за счет миграции. ( 21 слайд)
Сейчас посмотрим на некоторые Российские показатели и что мы видим:
I место в мире по числу абортов.
II место по числу разводов.
II место по количеству убийств
(на 1000 человек).
II место по количеству заключённых (на 1000 человек).
100 место по продолжительности жизни.
Учитель: Поскольку основная причина снижения численности – это рост смертности, то давайте остановимся на таком важном вопросе. Каковы же причины роста смертности?
Учащиеся отвечают. (22 слайд)
Предполагаемые ответы:
Причины роста смертности:
1.Старение нации (22% старше 65 лет). Источники: Всемирный банк, Росстат, «Эксперт».
2. Вредные привычки (в год -1,3 млн. чел. гибнет)
3.Нарушение техники безопасности
4.Плохая экология -30% болезней
5.Экономический кризис
6. Ухудшение здоровья - рост ССЗ (в 3 раза за 15 лет), НС, ДС
7.ДТП (ежегодно - около 30 тыс.ч. ) ( 23 слайд)
Учитель: До революции 1917 года русская семья была одной из самых больших в мире, 8 детей считалось малым числом, обычно их было 12-14.
Иметь троих наследников в представлении русского народа было "необходимым минимумом". Вспомнить хотя бы русскую поговорку: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. Самое большое количество детей, рожденных одной женщиной 69. Этот рекорд, установленный русской крестьянкой около двухсот лет назад, до сих пор не удалось «побить» ни одной женщине в мире. Первая из двух жен крестьянина Шуйского уезда Федора Васильева (1707-1782) рожала 27 раз: 16 раз приносила двойняшек -близнецов , 7 раз тройняшек и 4 раза по 4 ребенка. Выжило 67 детей. Причем, большинство из них дожило до взрослого возраста. Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 года в Москву из Никольского монастыря была прислана ведомость. Сама Екатерина II отметила сей феномен деторождения. А сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Дворянские русские семьи тоже нередко были весьма многодетными. Рекордное число детей в клане российских правителей было у царя Алексея Михайловича — 14, у Петра Первого было 14 детей, у Льва Толстого — 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева.
Почему же сейчас в семьях по 1-реже 2 ребёнка? ( 24 слайд)
Проведя опрос в вашем классе мы, можем увидеть данные по числу детей рожденных в ваших семьях по поколениям.
№ п/ пФамилия, имя Количество детей в семье по линии отца Количество детей в семье по линии матери Количество детей в семье ребенка
1. Бугакова Виктория 2 3 2
2. Волкова Анастасия 2 3 4
3. Воссина Лидия 4 2 2
4. Дорошенко Сергей 3 2 1
5. Изюмская Олеся 6 1 2
6. Калинина Анастасия 2 2 2
7. Кирина Анастасия 2 2 2
8. Кузьмин Илья 2 3 3
9. Меркушин Сергей 2 3 3
10. Пелюхно Роман 2 2 3
11. Проскурина Александра 2 2 2
12. Раимкулов Арсен5 4 3
13. Рудюк Александр 1 4 2
14. Тепсуркаев Имран8 5 3
15. Тепсуркаев Наиб 8 5 3
16. Черепанова Анастасия 2 4 2
17. Шаров Александр 1 3 1
ИТОГО: 55 48 41
Среднее количество детей в семье 3,1 2,8 2,4
Анализ и вывод по количеству детей по поколения в вашем классе. Самое большое количество детей были в семьях по линии отца, уменьшение видно по материнской линии, но и конечно в ваших семьях сейчас самое наименьшее количество детей.
Скажите, как вы думаете, почему сейчас в ваших семьях меньше детей? ( 25 слайд)
Причины снижения рождаемости:
1.Распад патриархальной семьи
2. Рост затрат на образование и воспитание
3. Урбанизация
4. Неуверенность в завтрашнем дне
5. Экологический кризис
6. Экономический кризис (снижение уровня жизни)
7. Безработица.
Проведя исследования и анализ статистических данных, мы согласимся с нашими статистами, которые прогнозировали очередной провал или спад численности населения? Учащиеся отвечают. ( 26 слайд)
Вот уже четвёртый год русские опрокидывают прогнозы демографов
Ведь после 2011 года нашей стране предсказывали новый провал, очередной спад численности населения.
Однако ни экономический кризис, ни сокращение числа молодых женщин не привели к снижению русской рождаемости. Статистические итоги с 2013 по 2015 годы свидетельствуют, что в Российской Федерации сохраняется естественный прирост населения и идёт с маленьким, + 0,2 чел. на 1000 населения.
Расчёты, основанные на численности материнских поколений, заставляют предположить, что с 2010-го по 2015-й год количество появляющихся на свет маленьких россиян должно было сократиться на 150-200 тысяч, а естественная убыль достичь 400 тысяч человек в год.
А на деле – рождаемость увеличивается и уже третий год подряд устойчиво, хотя и ненамного, превышает смертность.
Увеличение рождаемости на фоне сокращения числа мам означает лишь одно: в России растёт размер семьи. Двух и трёхдетных родителей становится больше, однодетных – меньше.
Достигнутый на сегодня уровень пока ещё ниже того, который обеспечивает простое замещение поколений, но зато выше уровня любой страны континентальной Европы, кроме Франции.
Правда, во Франции рост рождаемости последних лет обеспечен, в основном, мигрантами. В России, напротив, позитивная тенденция последнего десятилетия целиком обеспечена русскими.
Рождаемость народов Северного Кавказа и южной Сибири, прежде отличавшихся многодетными семьями, сейчас сокращается, постепенно приближаясь к среднероссийскому уровню. На примере цифр, полученных в 2015 году, это выглядит так:
В группе из десяти национальных регионов с традиционно высокой рождаемостью (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Башкирия, Якутия, Тува) в минувшем году родилось на 8 499 человек меньше, чем в 2014 году.В группе из шестидесяти субъектов Федерации без национального статуса, где абсолютное большинство населения составляют русские, родилось на 7 525 человек больше.
Тенденция кажется ещё контрастнее, если учесть, что число потенциальных мам в русских регионах из-за провала девяностых уменьшается, а в большинстве национальных республик, где в девяностые такого глубокого провала не наблюдалось, материнская когорта продолжает расти. То есть, на Кавказе женщин родительского возраста становится больше, младенцев меньше, а в центральной России – наоборот.
Это говорит о том, что разница в размере семей между русскими и некоторыми национальными меньшинствами, сложившаяся во второй половине ХХ века, теперь сокращается ещё быстрее. Об этом можно судить по приведённым выше абсолютным цифрам.
Наконец, приведём десятку регионов, где в 2015 году рождаемость росла самыми высокими темпами:
Севастополь + 12,1 %
Калужская область + 7,8 %
Ненецкий АО + 6,3 %
Санкт-Петербург + 5,2 %
Московская область + 5,2 %
Тульская область + 4,0 %
Москва + 3,5 %
Брянская область + 3,0 %
Владимирская область + 3,0 %
Нижегородская область + 2,5 %
Символично, что венчает этот рейтинг вернувшийся на Родину город-герой Севастополь. Не менее показательно то, что среди лидеров демографического возрождения преобладают области центральной и северо-западной России, что недавно переживали наиболее жестокий кризис.
Для сравнения я вывела на слайд показатели Самарской области и мы видим, что у нас снижение рождаемости на - 1,4 %. ( 27 слайд)
Кризис будет иметь тяжёлые последствия, когда на пенсию начнут массово выходить многочисленные представители поколения 50-х годов, а на смену им в трудоспособный возраст вступит малочисленное поколение начала 90-х годов.
Демографическая проблема регулярно обсуждается на заседании правительства. ( 28 слайд)
Начиная с 2007 года, российские семьи с детьми пользуются возможностью улучшить свои жилищные условия, дать детям качественное и доступное образование и сформировать накопительную часть пенсии матерей за счёт средств государственного бюджета — материнского капитала. ( 29 слайд)
Пути решения демографической проблемы.
1.Увеличение продолжительности жизни населения за счёт улучшения качества жизни.
2.Снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой.
3. Сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности. (30 слайд)
4. Стимулирование желания иметь детей, развитие трёхдетной семьи.
5. Всесторонняя поддержка семейно-брачных отношений. (31 слайд)
И сейчас мне хочется обратиться именно к Вам, вы должны понимать, что будущее нашего государства за Вами. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился» она говорит о том, что человек может и должен делать все, зависящее от него, чтобы найти себе применение у себя на родине.
На этом сегодня мы наш разговор по теме «Население» не закончим, у нас еще много вопросов по данной теме, которые мы будем рассматривать и дальше. А сейчас давайте посмотрим, как вы усвоили урок.
Для закрепления изученного материала: вы получите карточки с тестовыми заданиями для подготовки к ГИА. Сейчас решим одну из задач.
Демографические показатели регионов России в 2010 г
Регион Численность населения Рождаемость ( на 1 тыс. чел., % )Смертность ( на 1 тыс. чел, %)Республика Саха
( Якутия) 951 16,2 10,1
Эвенский АО 1674 17,5 14,5
Иркутская область 2508 15 14,1
Ростовская область 4254 10,8 15
Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения в республике Саха ( Якутия) в 2010 г ( на 1 тыс. чел) Ответ запишите в виде числа.
Ответ запишите в виде числа. Ответ___________ %.

Запишем задание на дом :
Прочитать п. 5
Выполнить задания в карточке.
Написать эссе
«Пути решения демографической проблемы в Кинель- Черкасском районе»
Продолжите предложения на листочках. Выставление оценок.
Рефлексия:
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение …
Материал урока мне был …
Учитель: Спасибо за урок. До свидания.