Проектная деятельность в формировании УУД у младших школьников.

Формирование учебных универсальных действий
у детей с ЗПР.
В современном обществе стремительно развивается наука и техника, создаются новые технологии, которые в корне меняют жизнь людей. Также и методика работы в начальной школе за последние годы претерпела серьёзные изменения и отказалась от общепринятых моделей и форм обучения и воспитания.
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения УЧИТЬСЯ! В решении этих задач заменить школу невозможно.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания    и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся с ЗПР способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся с ЗПР.
Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую социальную среду значительно усиливает потенциал развития и самоопределения.
В данной статье представлены особенности работы в формировании универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития в средней школе № 42 г. Ульяновска.
При введении ФГОС общего образования основополагающими технологиям, на наш взгляд, являются ИКТ-технологии и метод проектов, т.к. реализация системно-деятельностного подхода, на котором основано формирование УУД у детей , в том числе у детей с ЗПР, не возможна без их применения.
При применении метода проектов формируется умение детей с ограниченными возможностями здоровья работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать ее, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация).
Не стоит забывать, что мы говорим про детей с задержкой психического развития.
Для таких детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Формирование универсальных учебных (в частности, познавательных логических) действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями зависит от сформированности у них общеучебных интеллектуальных умений, т.е. готовности и способности выполнять действия в соответствии с условиями, в которых они осуществляются.
В нашей школе работает «Комплексная диагностическая программа изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения».


15