Урок обществознания Конституция РФ как основной закон государства


МБОУ Гимназия имени А.С. Пушкина






КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С
использованием ИКТ
В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
« Конституция РФ как основной закон государства»
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ЕфимецО.А.



МБОУ Гимназия имени А.С. Пушкина
2013 ГОД



ТЕМА:
Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
ЦЕЛИ:
формирование российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России;
познакомить обучающихся с Конституцией России;
воспитывать чувство гордости за свою страну;
объяснить основные обществоведческие понятия:
Конституция России;
Права и обязанности граждан России;
Конституция – устройство государства;
Федерация – договор, союз;
Демократия – народ и власть, народовластие;
Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом;
Государственная Дума – законодательная власть, избирается народом;
Правительство – исполнительная власть;
Государственные символы страны – Герб РФ, Гимн РФ, Флаг РФ, Столица РФ, Конституция РФ, Президент РФ;
Многонациональный народ РФ;
Национальные ценности.
Задачи:
формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
ОБОРУДОВАНИЕ:

В качестве наглядных пособий брошюры конституции, символика России,
проект и мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России».

Материалы к уроку:
Конституция РФ, рабочая тетрадь, словарь.

ХОД УРОКА:
ОРГ. МОМЕНТ
Мотивирование к учебной деятельности.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (слайд 1)
Стадия вызова. Введение в проблему.
Учитель. Сегодня мы необычно начнем наш урок, вы сами определите тему нашего урока. Послушайте высказывание известного  древнеримского  политика  и философа, блестящего оратора Марка Тулия Цицерона.
« Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными!»
(Марк Тулий Цицерон)
-Как вы понимаете слова Цицерона?
( Ответы учащихся)
Учитель. Человеку помогло выжить и стать человеком создание правил.
-Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
( Ответы учащихся)
Конституция РФ - основной закон граждан РФ. (Слайд №2)
Запись в тетради темы урока.
3.ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Россия всегда была богата своей историей. Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Российская символика - это целая история, дорога во времени. Она уходит в глубь веков. Российская символика складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, государства, общества. (Слайд №2,3,4)
Россия-родина выдающихся исторических личностей, благодаря которым  и появились наши  символы.  Символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.  Государственные символы представляют нашу страну за границей: например, при победе российских спортсменов  поднимают российский флаг и звучит российский гимн.    
Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой великой Родины, которая в дни опасностей и больших испытаний вся от края и до края становится вдруг до боли близка и дорога.
Под красным знаменем совершали боевые подвиги наши герои - земляки. С именем Родины, с символами России они шли в бой и побеждали. Мы гордимся нашими героями – земляками. Но не только на военном поприще символы  играют большую роль, но и в обычной жизни. Так во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а люди знают, что  у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и выстоят они. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной - значит, готов помогать ей, защищать её.
Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.
Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. (Слайд №5)
Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.
Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
В декабре 2013 г. Исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20- летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства был образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утвержден его состав.
Конституция РФ является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства. Конституция Российской Федерации имеет определенную структуру. Быть гражданином Российской Федерации очень почетно и граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;
Вот как она начинается:
( Высвечивается на экране преамбулы конституции) (Слайд №6)
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Учитель. Перед вами лежит Конституция РФ, откройте статью №1

В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”.
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Запись в словарь понятий: Конституция, федерация.
Учитель.
-А вы знаете, сколько национальностей и народностей проживает на территории России?
( Ответы учащихся)
Учитель. Более 180 национальностей, народностей и этнических групп населяют нашу страну.
Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
(Учащиеся работают с конституцией)
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Ст. 3.1 Конституции РФ:
«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель предлагает обсудить в группах и сформулировать ответы на вопросы. В каждой группе определяют
« координатора» - организует работу;
« секретаря» - фиксирует результат работы группы;
« шкипера» -представляет выступление.
Вопросы для обсуждения:
( На экране высвечиваются вопросы) (Слайд №7)

Кто такие россияне и что их объединяет?
Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?
Что означает выражение «соединенные общей судьбой на своей земле»?
Что такое гражданский мир и согласие?
Какие права и свободы имеются у всех граждан России?
Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную»? Известны ли вам такие соотечественники?
Что такое национальные ценности?
Назовите людей, которыми гордится вся Россия?
( Гимназисты подбирают соответствующие примеры, раскрывающие идею общего вклада многонационального народа России в национальное достояние страны в различных сферах жизни. Поднимаются темы народного подвига в годы великих испытаний, совместного труда, достижений в покорении космоса, достижений в науке, искусстве, литературных произведений, спортивных достижений, организации спортивных соревнований, прославляющих имя России и создающих достойный имидж страны в мире.
5.РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель предлагает начать индивидуальную работу и выполнить следующее задание:
-Сформулируйте свою точку зрения о национальных ценностях России, определенных Конституцией РФ.
Ответы учащихся:
– утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
–равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
– суверенная государственность и незыблемость демократической основы;
- благополучие и процветание Отечества;
– ответственность за свою Родину перед прошлым, нынешним и будущими поколениями;
–осознание себя частью мирового сообщества.
5.ИТОГИ УРОКА. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. Символы возникли и существуют с древнейших времен, и будут существовать вечно. Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства, основной закон страны. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно без гражданской составляющей. Кроме того, знакомство с символами государства и Конституцией РФ подводит нас к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственные символы и нарушение закона во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу; влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством страны. Недопустимо пренебрежительное отношение к государственным символам, как и к памяти предков, ибо в данном случае память предков и уважение к символам страны – дань, которую достойные граждане отождествляют в своем сознании с уважением к самим себе и возлагают на алтарь Отечества!
6. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе по теме:
«Конституция РФ - основной закон государства»
Оценки за урок.
-«5»-за прочные знания, активную работу, за работу « шкипера». За логичность работы «секретаря».
-«4»-за работу в группе, за участие в обсуждении.
Спасибо за урок!