Социально-экологический проект Вторая жизнь старых вещей


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский техникум сервиса и технологий»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Вторая жизнь старых вещей»

Автор работы:
Студенты группы 131
Руководитель:
Аксенова Н.С. , мастер производственного обучения
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта …………………………………………………………………………. 3
Введение …………………………………………………………………………………… 4
Цель и задачи проекта ………………………………………………………………...... 5
Этапы реализации проекта………………………………………………………………. 5
Заключение ………………………………………………………………………………… 7
Литература ………………………………………………………………………………… 8
Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Вторая жизнь старых вещей»
Автор проекта Студенты группы 131 Курганского техникума сервиса и технологий
Руководитель Аксенова Надежда Сергеевна, мастер производственного обучения
Исполнители проекта Студенты группы 131 КТСиТ и Аксенова Н.С.
Тип проекта Творческий с элементами исследования.
Актуальность проекта Актуальность данного проекта проявляется в экономном и бережном отношении к ресурсам, многие из которых не возобновляются. Ведь вторичное использование позволит значительно уменьшить площади городских свалок. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых старых вещей, а для этого им надо дать новую жизнь.
Гипотеза Если ненужные старые вещи загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично в виде полезных для дома вещей.
Цель проекта Привлечь внимание окружающих к проблеме ресурсосбережения и практического участия в их решении, улучшение экологической ситуации в городе Кургане, поменять отношение к мусору, старым вещам, научившись находить им применение после их первичного использования, изготовить изделия из старых вещей.
Задачи проекта - овладеть элементами исследовательского метода;
- показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;
- способствовать развитию творческих способностей и фантазии;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.;- формирование основ экологической культуры (мировоззрения);
- участие студентов в практическом решении проблем ресурсосбережения;
- познакомиться с разными видами творчества из бросовых материалов и старых вещей.
Методы изучения результативности Фото – и видеоматериалы о ходе реализации проекта; наблюдение, анкетирование; оформление и изготовление поделок, подарков из старых вещей. Мониторинг ценностных ориентиров обучающихся на всех этапах реализации социального проекта. Мониторинг эмоционального отношения студентов и уровня их интереса к проекту. Мониторинг влияния реализации проекта на формирование ценностной сферы личности студентов. Мониторинг уровня осведомленности обучающихся в вопросах, касающихся экологии. Используемые методы Поисковый, справочно-информационный, творческий поиск
Ожидаемый результат Приобщение к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры. Проявление гуманных чувств к природе и ко всему живому. Развитие познавательной и творческой активности. Обучение навыкам видам декоративно – прикладного творчества. Изготовление различных поделок из старых вещей. Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
Сроки реализации проекта январь – декабрь 2017 года
Этапы реализации проекта I. Информационный
II. Основной
III. Обобщающий


ВВЕДЕНИЕ
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи
заменить новыми.
По оценкам специалистов человек «вырабатывает» в год до 250 килограммов бытовых отходов. В среднестатистическом мусорном баке около 25% занимают пищевые отходы, до 10% - бумага, до 50% - полимеры, остальное приходится на металл, текстиль, стекло и прочее.
Классический путь удаления отходов (контейнер – мусоровоз – свалка - рекультивация) сегодня не эффективен и потенциально опасен, даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником «свалочного газа», стимулирующего парниковый эффект.
Люди ежедневно выбрасывают много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет. Всего и не перечислить. Многие не задумываются над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.
И тогда наша группа стала думать о том, какие интересные поделки можно смастерить из того, что буквально выброшено «на свалку» и тем самым уменьшить загрязнение окружающей среды. Так родилась идея данного проекта – подарить вторую жизнь старым вещам.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цели: привлечь внимание окружающих к проблеме ресурсосбережения и практического участия в их решении, улучшение экологической ситуации в городе Кургане, поменять отношение к мусору, старым вещам, научившись находить им применение после их первичного использования, изготовить изделия из старых вещей.
Исходя из поставленной цели, мною были намечены следующие задачи:
- овладеть элементами исследовательского метода;
- показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;
- способствовать развитию творческих способностей и фантазии;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- формирование основ экологической культуры (мировоззрения);
- участие студентов в практическом решении проблем ресурсосбережения;
- познакомиться с разными видами творчества из бросовых материалов и старых вещей.
2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Механизм реализации программы
Основой реализации проекта должно стать создание проблемного, организационного и других видов обеспечения достижения поставленных целей и задач. Механизм реализации проекта предусматривает:
- расширения социального окружения;
- формирование организационно – методического обеспечения системы духовно – нравственного воспитания обучающихся, основ экологической культуры (мировоззрения);
- формирование плана мероприятий проекта.
I этап. Информационный
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы»
А.Усачёв
Человеку в ходе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждой семье образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые выбрасываются на свалки, сжигаются.
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По наблюдению учёных, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год.
Почему же увеличивается количества бытовых отходов?
Это связано со следующими причинами:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.
Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.
Например,
бумага разлагается 2 года,
жестяная консервная банка – 90 лет,
пластиковые бутылки – 200 лет,
алюминиевая банка – 500 лет,
для распада стекла нужно более 1000 лет.
В каждой семье ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет.
Всего и не перечислить.
Вот наша группа и задумалась, какие интересные поделки и подарки можно смастерить из того, что буквально выброшено «на свалку» и тем самым уменьшить загрязнение окружающей среды.
А также вторичное использование ТБО в изготовлении привлекательных изделий, поделок позволит:
Значительно улучшить экологическую обстановку;
Исключить затраты связанные с ликвидацией экологических последствий захоронения отходов;
Значительно снизить объемы необработанных бытовых отходов, вывозимых на свалку.
Работа с такими материалами открывает широчайшие возможности для творчества и досуга, придумывать и воплощать в жизнь прекрасные идеи.

II этап. Основной
Определение этапов и сроков реализации проекта, разработка тематического планирования с учётом экологической направленности, составление планов внеклассных мероприятий и практической деятельности.
Предметная деятельность (в течении всего периода):
Разработка системы уроков экологической направленности;
Проектно - исследовательская деятельность.
Внеклассные мероприятия:
Час общения «Год экологии»;
Знакомство с сайтом «Экологический центр «экосистема»»;
Виртуальная экскурсия «История Баргузинского заповедника» в библиотеке имени Горького;
Эко час «Её величество - Вода» в библиотеке имени Маяковского;
Собрать информацию о художниках мастерах, которые используют в своей работе нетрадиционные материалы, отходы;
Встреча и мастер класс с Сергеем Дорониным в библиотеке имени Маяковского;
Экологический час общения «День леса и Земли» в библиотеке КТСиТ;
Виртуальная экскурсия «Заповедные места России» в библиотеке имени Маяковского;
Обзор книжно – иллюстрационной выставки к году экологии в библиотеке КТСиТ;
Опрос – анкета «Знание экологической культуры»;
Викторина «Экология здоровья»;
Посещение Краеведческого музея;
Час экологии «Уроки Чернобыля» в библиотеке имени Горького;
Отчёт о каждом проведенном мероприятии на сайте техникума.
Участие в конкурсах:
«Марафон добрых дел» акция экологических дел;
Разработка и защита листовок «Экологический серпантин»;
«Экологический турнир»;
Сочинение «Экологическая безопасность»;
Конкурс стихотворений по экологической тематике;
Профессиональные пробы в рамках реализации проекта «Зауральский навигатор» раздел «Агробизнес образования»;
ДОУ «Дизайн упаковки товаров: Фурашики – экологичная упаковка и не только»;
Заочный экологический конкурс города Санкт – Петербург «Мы за чистые города России» с темой «Полезные поделки из отходов» - «Дарите сладости красиво»;
Заочный экологический конкурс города Санкт – Петербург «Мы за чистые города России» с темой «Новое – это хорошо переработанное старое»;
«Вторая жизнь старых, ненужных вещей».
Практическая деятельность:
Очистка от мусора территории;
Высадка цветов;
Изготовление и распространение листовок;
Проведение опрос – анкеты;
Изготовление поделок из старых вещей.
III этап. Обобщающий
На обобщающем этапе работы над нашим экологическим проектом группа занялась его оформлением, сфотографировали все поделки, подвели итоги уже проделанных конкурсов и мероприятий, составили план действий на следующие месяцы, запланировали повторную диагностику уровня экологической культуры студентов и анализ результативности проекта.

Перспективы развития проекта:
Дальнейшая реализация проекта;
Увеличение числа его участников;
Привлечение жителей города к природоохранным мероприятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, наша группа серьезно задумалась о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняла, что частично решить эту проблему может каждый. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.
В результате проведенных исследований по применению старых вещей, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы, подтвердив нашу гипотезу:
Экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);
Эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);
Экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и других старых вещей, мы не засоряем окружающую среду).
Наш проект хоть и не закончен, но его можно считать успешным, так как он актуален в наше время.
Результатом нашего экологического проекта стали поделки из упаковок, которые будут представлены на выставке «Вторая жизнь старых вещей».
Итогов у данного проекта будет много, но самое главное: забота об окружающей среде и желание защитить свою планету от гибели, раскрыть таланты в процессе творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
Анкетировование по методике Глазачева С.Н. «Влияние экологической культуры обучающихся».
Винокурова, Н.Ф. Глобальная экология. – 2012, 270 с.
Голованова, Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников, 2012.
Чернова, Н.М. Основы экологии. – 2013.- 288 с.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
htpp://www.ecokom.het/
htpp://www.grenpeace.org/russa/ru
htpp://www.alleng/ru/edu/ecologi.html
htpp://www.naveki.ru/