урок Жизнь сюжетов старых басен во времени


Технологическая карта урока
Тема урока
«Жизнь старых басен во времени». Место урока в теме
Заключительный урок в разделе «Басни»
Тип урока:
Урок систематизации и обобщения знаний и умений Формы организации учебной деятельности :
фронтальный опрос, самостоятельная работа в парах , группах, индивидуальные задания, творческое задание.
Цель урока:
Обобщить знания детей по изученной теме, учить самостоятельно делать выводы. Задачи урока
Предметные:
- систематизировать теоретические знания по теме « Басня»
- способствовать формированию умения сопоставлять позиции авторов,
создавших произведения на близкие сюжеты (на примере басен Эзопа , Лафонтена
и И.А.Крылова)
- обучать сравнительному анализу текстов; умению анализировать содержание басен;
- развивать творческое мышление;
- совершенствовать умения коммуникативного общения;
- расширять и углублять читательский интерес уч-ся .- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
Знать:
литературоведческие понятия: басня, мораль, аллегория ,
« эзопов язык»;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
– отличать жанр басни от других жанров
–давать анализ поступков героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
Компетенции/УУД
Метапредметные:
А) познавательныеУУД:
-развитие умения извлекать информацию из текста.
- обобщать и классифицировать учебный материал;
-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Б) коммуникативные УУД
-Формирование умения работать в группах,
-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.
-умение читать выразительно.
В)регулятивныеУУД-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;
- умение планировать свою деятельность при работе в группах, парах.
3. Личностные:
-Воспитывать морально-нравственные качества личности через изучение басен.
Педагогические технологии: исследовательская, технология организации проблемного диалога , проектная , ИКТ, здоровьесберегающая .
Методы:
Проблемного обучении
Обучение в сотрудничестве
Обучение оценке и самооценке
Обуч
Оборудование:
Презентация
Сборник басен
И.А. Крылова
Выставочный стенд книгами .
Карточки для индивидуальной и групповой работы .
Цель/ задача этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова интереса к теме
Организационный момент.
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Подготовка класса к работе . Активизация каждого учащегося.
Мы начинаем урок литературного чтения . А это значит мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое.
Чтобы наш урок был интересным и познавательным . давайте создадим установку.
Включение в рабочий ритм.
Надо
хочу
могу
(Урок требует от нас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга)
Проектирование темы и цели урока.
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Постановка проблемного вопроса
Целеполагание. Просит определить тему над которой будем работать на уроке . Организует беседу, выявляющую знания учащихся по теме . Контролирует правильность ответов обучающихся
Чему мы посвятим наш урок вы узнаете , прочитав слова известного русского писателя Петра Вяземского. Какое слово вы бы вставили вместо пропуска? Какие слова доказывают что это басня?
СЛАЙД 1
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль:
Он__________ себя прославил,
И слава эта – наша быль.
Какие слова вам помогли понять , что это басня ?
Вы уже догадались мы посвятим наш урок ……………..
Кому могли быть посвящены эти строки?
Мы уже много уроков посвятили этой теме .
Давайте попробуем определить тему этого урока?
Прочтите вторую часть стихотворения Вяземского , в каких словах заключена основную мысль ?
И не забудут этой были ,
Пока по – русски говорят.
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Верно. Басня не будет забыта и будет жить веками.
Создаёт проблемную ситуацию.
Уточняет тему урока
О чем вас заставили задуматься эти строки. (почему басни живут веками)
На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.
СЛАЙД 2
«Жизнь сюжетов старых басен во времени». – так звучит тема нашего урока:
Выдвигают предположение и обосновывают его . Осуществляют актуализацию личного опыта.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Ставят цели, формулируют
тему урока
Построение плана урока
Организует учащихся к построению плана
выхода из проблемной ситуации.
Предложите вопросы, которые мы должны обсудить , чтобы понять почему басни живут тысячи лет. Давайте вместе составим план урока.
(выслушиваются ответы )( что такое басня, когда появились первые басни и кто их написал)
А еще мы узнаем о басне , сюжет которой живет вот уже более 25 веков и попробуем выяснить почему.
Слайд 3
Оценка деятельности.
Составляют план достижения
цели .
Что такое басня.
История басенного жанра .
Жизнь сюжета старой басни .
Стадия осмысления
Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
1.Актуализация знаний.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .
Выявляет уровень знаний.
А кто знает , сколько живет басня ? Как вы думаете это много или мало? Что же особенного в этом жанре , коль он живет 26 веков . Давайте вспомним об этом жанре .
Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске и составим рассказ , используя опорные слова .
Организует работу в парах
Приложение 1
Индивидуальная работа по карточкам
Приложение 2
Ученик , работающий по карточке дополнит рассказ и напомнит нам что такое аллегория , мораль, диалог .

Мы успешно справились с 1 частью плана урока , вспомнили что такое басня . Подумайте , какие особенности древнего жанра привлекают современного читателя?
Примерные ответы : занимательность , нравоучение .
Нам пора переходить к следующему этапу , но сначала дадим возможность отдохнуть глазам. СЛАЙД 4
Работа у доски с презентацией .
Поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей.
Самостоятельная работа в парах с
самопроверкой по образцу .
Физкультминутка для глаз 2. Открытие новых знаний
3. Оценка деятельности Постановка проблемного вопроса .
Организация поисковой деятельности .
Прием «Инсерт» ( чтение с пометкой)
Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто был основателем басенного жанра? Сейчас вы будете работать с текстом и карандашом делать пометки .
( чтение 1 учеником , класс работает карандашом)

Какая информация в тексте для вас была новой?
( Эзопов язык)
У вас есть предположения, что такое эзопов язык ?
(Это особенность его речи )
Что вы узнали об особенности речи Эзопа ? Прочитайте, что об этом говорится в тексте?
Найдите в тексте слово , которое поясняет , что такое эзопов язык ? (литературный прием)
Как в литературе называется такой прием , который скрывает под именами животных характеры и взаимоотношения людей? ( аллегория )
Сделайте вывод . Что такое эзопов язык? ( язык аллегорий)
Что такое аллегория ?
Какие синонимы можете подобрать к приему « эзопов язык» (иносказание , скрытый смысл)
Сравните свой вывод со сведениями из словаря Ожегова.
СЛАЙД-5
Для чего мы познакомились с этим приемом? Как его можно связать с темой урока ? ( если басни живут более 25 веков ,то лит. прием использовали и другие баснописцы)
Работа в парах
Чтение текста . Прием «Инсерт»
+ Знакомая информация
Как известно первым автором басни называют древнегреческого хромого раба Эзопа. Жил он примерно в VI веке до нашей эры . Эзоп славился своим остроумием. Он был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу.
- Я думаю иначе.
Басни Эзопа дошли до нас в стихотворном изложении.
? Новая информация
Такой литературный приём назвали - эзоповым языком.
В коротких историях Эзопа животные говорят, думают, действуют как люди. Они были узнаваемы. Среди них многие покажутся нам знакомыми.
- Поскольку Эзоп был рабом и говорить о пороках окружающих не мог, он обращался к языку аллегорий, скрывавшему под именами животных характеры и взаимоотношения людей. Такой литературный приём назвали - эзоповым языком.
Индивидуальная работа
1 ученик работает со словарем Ожегова.
Сравнивают собственные выводы со словарем.
4. Подведение к этапу формирования у учащихся собственного отношения к изучаемому.
Физкультминутка Кто является последователем и учеником Эзопа?
Назовите его имя . Учеником Эзопа считал себя французский баснописец , кот. жил 17 веке.
Почему Жан де Лафонтен спустя много веков стал последователем Эзопа?
Жан де Лафонтен и И.А. Крылов заимствовали сюжеты басен у Эзопа . Для чего они это делали? Давайте попробуем это выяснить.
Нам поможет активизировать мыслительную деятельность ….
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
5.
Структуирование полученного материала , формулирование вывода по теме урока. Организует деятельность в группах
Послушайте задание.
Нам басню пора прочитать.
Мораль ее надо понять ,
Чтоб с басней Эзопа сравнить,
Их сходство, отличие вместе открыть .
Деление на группы .
Обсуждение правил групповой работы
Распределение ролей : (капитан, оформитель, выступающий, чтец )
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Задание для групп
Приложения 3-8
ЕК ЦОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cb90e845-daa7-4ce4-bcd2-acc056a6971a/view/Капитан оценивает работу групп.
СЛАЙД 6
(появление на экране сводной таблицы)
Я для себя составила такую же таблицу на слайде . Обратите внимание , чем похожи и чем отличаются графы таблицы?
(Все басни рассказывают об одном событии (один сюжет),
менялись авторы и время , не менялась мораль)
Почему Лафонтен и Крылов, прочитав басню Эзопа, решили переписать ее для своего народа.
Почему они считали это важным? ( хотели донести мораль басни)
Так давайте ответим на главный вопрос нашего урока.
Почему незатейливый сюжет басни пережил века?
Крылов и Лафонтен пересказали басню Эзопа по своему . Для чего они это сделали?
Почему сюжет басни пережил века и живет в наши дни?
ОЦЕНКА ( можно дать оценку работы группы капитану) Формулируют вывод
Крылова и Лафонтена волновали одни и те же проблемы, что и Эзопа , и они по-своему хотели о них рассказать. Они считали , что людям нужно напоминать об их пороках, чтобы от них избавляться.
6. Обобщение и систематизация материала.
7
Домашнее задание .
Развитие творческих способностей через презентацию мини- проектов учащихся
А знаете , что Крылов и Лафонтен пересказали многие басни Эзопа. Давайте вспомним эти басни.
Ответим на вопросы теста .
Работа с ЦОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/view/О каких пороках напоминали баснописцы. Что они высмеивали и в каких баснях. ( работа группы
Мотивация к выполнению .
А знаете ли вы современных баснописцев . Послушайте басню С.Михалкова
ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО
Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час -
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!..
Предлагаю посетить школьную библиотеку или интернет и прочитать эту басню.
Действительно сюжеты басен живут веками. А где басни живут сейчас? Значит они нужны современным детям? Почему?
Обращается к выставке книг .
В нашей школьной библиотеке хранятся книги с баснями……
Оказалось , вы не только любите читать басни, но и умеете их сочинять. (чтение басен )
Как вы думаете , сколько еще будут жить басни?
Давайте представим на миг , что все басни исчезли. Исчезли их сюжеты, герои, мораль, « эзопов язык» . Что случится ?
Значит вопрос , который мы подняли в начале урока важен для всех поколений? Почему сюжеты басен живут? ( живут пороки и о них нужно напоминать) Работа с тестом ЭОР
Чтение басен , сочиненных учащимися
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Стадия рефлексии
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Организует рефлексию
Вам понравился урок? Какова была его цель?
Нам удалось ответить на главный вопрос урока ?
А теперь дадим оценку своей работы на уроке .
Обратите внимание на свой лист самооценки. С обратной его стороны лестница успеха . Оцените свою работу.
СЛАЙД
Я узнал ….
Я понял , что…..
Наш урок прошёл не зря
Пожелаю вам, друзья,
Нужно с баснями дружить
И воспитанными быть!
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия