Практическая работа по теме Роль бюджета бюджетной системы РФ


Практическая работа №3.
Тема: «Роль бюджета и бюджетной системы Российской Федерации»
Цель: закрепить теоретические знания по теме «Роль бюджета и бюджетной системы РФ»
Форма организации занятия –индивидуальное
Форма отчетности по занятию: письменная работа в рабочих тетрадях.
Студент должен
знать:
использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативно
правовые акты в своей профессиональной деятельности.
уметь:
законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;
структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения;
бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.Теоретический материал
Государство – политическая организация общества с определенной формой правления. Государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций. Можно выделить универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем: правовая, распределительная, перераспределительная и стабилизационная. Каждая функция обладает рядом особенностей связанных с типом государственного устройства и управления (федеративным или унитарным).
Одним из механизмов позволяющих государству проводить принятую политику служит финансовая система государства, центральным звеном которой является совокупность бюджетов, образующих бюджетную систему государства. Каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций органов власти. По сути бюджет является формой образования и расходования денежных средств. В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. Значение бюджета заключается в концентрации в бюджете средств для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны.
Являясь финансовой категорией бюджет выполняет ряд функций как общего характера (общие функции финансов): воспроизводственная (аккумулирующая); распределительная (перераспределительная); контрольная, так и некоторые специфические: плановая, регулирующая, аналитическая (информационная), стабилизирующая, социальная. Каждая из которых несет важную нагрузку для государства и общества. Воспроизводственная - представляет собой процесс аккумуляции денежных средств в доходной части бюджета. Распределительная – производит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов. Контрольная - обеспечивает неукоснительное выполнение бюджета, для чего создаются органы государственного (муниципального) финансового контроля. Плановая функция бюджета выражается в установлении пропорций в развитии национальной экономики. Регулирующая функция бюджета проявляется во взаимодействии с различными участниками общественного воспроизводства. Аналитическая функция бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества. Социальная функция позволяет добиваться развития человеческих способностей – главного двигателя общественного прогресса.
Структура бюджетной системы государства во многом определяется типом его государственного устройства и полностью ему соответствует. Федеративное устройство России закреплено в Конституции и предопределяет трехуровневую структуру бюджетной системы РФ: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и региональные бюджеты государственных внебюджетных фондов: местные бюджеты.
Главенствующая роль в бюджетной системе принадлежит федеральному бюджету. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов и законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме решений местных органов власти. Основным критерием эффективности бюджетной деятельности выступает достаточность бюджетов, отсутствие бюджетного дефицита.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования (организации) бюджетной системы; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства РФ является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.
Об эффективности бюджетного федерализма в государстве можно судить по конечному результату применения соответствующих финансовых механизмов.
Структура бюджетной системы в РФ представлена тремя уровнями. Принципы функционирования бюджетной системы определены Бюджетным Кодексом и представляют собой тринадцать взаимосвязанных принципов: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.
Бюджетная классификация является инструментом обеспечения прозрачности и полноты отражения показателей бюджета. Она позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы и является единой для всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства и меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции.
Во-первых, обеспечивает создание общественных благ. В этом состоит исходная и основная функция госбюджета.
Во-вторых, создается материальная база для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств.
В-третьих, формируется основа для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов.
Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развития национальной экономики. Однако такое состояние бюджета исключает возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую стабилизирующую направленность.
С
Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер.
Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.
Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.
Третья концепция ориентируется на идею так называемых «функциональных финансов». В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета. Политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием
бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
2. Задание для практического занятия
Дать письменный ответ на вопросы:
1. Дать определение понятия «Государство»
2.Раскрыть основные функции государства.
3. Роль и значение бюджета для государства
4. Какие функции выполняет бюджет?
5.Что может сделать правительство, чтобы сбалансировать бюджет?
6. Что может привести к усилению инфляции?
7.Основные направления развития бюджетной политики РФ.
3. Сделайте вывод о проделанной работе