Внеурочное занятиеСтруктура доходов семьи



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС

Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Волгоградской области



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Структура дохода семьи»
























Волгоград
2017

Содержание

Введение
3-4

1. Общая характеристика занятия
5

2. Педагогическая характеристика занятия
6-7

3. Методическая характеристика занятия
8

Заключение
9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
10

Приложения
11





































Введение
Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет. Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда. Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.
Семейный бюджет составляется для:
- контроля  за финансовым положением семьи;
- достижения  финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);
- финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).
Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять  ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в  семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.
Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам  хватило денег на жизнь.  Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье. Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления. Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям. Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.
Методическая разработка занятия на тему: «Структура дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход; источники и виды дохода) - есть часть бюджета любой семьи, призванная обеспечивать ее благополучие.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.


Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта
Объект:
Место: г. Волгоград
Название образовательной организации:
МОУ СШ №85 Дзержинского района, МОУ СШ №33 Дзержинского района,
МОУ СШ №97 Дзержинского района,
Участники проекта: педагоги:
Архипова Елена Николаевна, МОУ СШ №85, учитель начальных классов;
Замесова Лилия Николаева, МОУ СШ №33, учитель начальных классов;
Качегина Инна Викторовна, МОУ СШ №85, учитель начальных классов;
Уляхина Жанна Владимировна, МОУ СШ №97, учитель начальных классов
Учащиеся: 3 класс
Название курса: внеурочная деятельность
Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
Вид деятельности учащихся: внеурочная
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3 / 2
Тип занятия: комбинированный
Формы проведения: занятие по внеурочной деятельности
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Учебно-методическое обеспечение:
интернет-источники:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт журнала «Семейный бюджет»; 2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по основам финансовой грамотности; 3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по основам финансовой грамотности.
Литература:
1. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина.  – Волгоград: Учитель, 2008.  2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Структура дохода семьи»
Цели занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи

Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы,
доходы семьи, определять семейный бюджет.

Метапредметные образовательные результаты:
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Этап
Продолжитель-ность
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Мотивация
2 мин
Слушают стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку» и анализируют представленную ситуацию

Актуализация учебной задачи
3 мин
Разбирают проблемную ситуацию, ищут решение на основе своего жизненного опыта

Усвоение новых знаний
10 мин
Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы

Решение практических задач
20 мин
Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач

Рефлексия
5 мин
Отвечают на вопросы, делают выводы, выполняют задания в тестовой форме



Этап
Метод
Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Мотивация
Словесный
Работа со стихотворением Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

Актуализация учебной задачи
Проблемно-диалогический, частично-поисковый
Решение проблемной ситуации

Усвоение новых знаний
Наглядный, словесный, игровой
Игра «Доскажи словечко», игра – диалог «Доход-расход»

Решение практических задач
Наглядный, групповой, частично-поисковый
Работа в группах «Распредели бюджет семьи»

Рефлексия
Наглядный, игровой
Мини-тест, задание «Выбери монетку»


















Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов), используемых на занятии:
- словесные (объяснение нового материала, беседа);
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);
- работа учащихся в группах (решение практических задач);
- проблемно-диалогический, частично-поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы).

Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов
Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
Что бы вы изменили в занятии?
Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?























Заключение
Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д.
Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина.  – Волгоград: Учитель, 2008. 
3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по основам финансовой грамотности;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт журнала «Семейный бюджет»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по основам финансовой
грамотности.






















ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия на тему: «Структура дохода семьи»
Цели занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи

Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы,
доходы семьи, определять семейный бюджет.
Метапредметные образовательные результаты:
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Класс: 3 класс
Форма проведения: занятие по внеурочной деятельности
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-
поисковый, работа в группах.

Ход занятия:
Мотивация.
Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
 Пять копеек он дает ей: "Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить..."

- Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).
- Почему? Как вы считаете?     (Потому что,  пять копеек это мало денег).
- А что  можно купить на пять копеек?     (Ответы детей)


Актуализация учебной задачи.

- Дайте определение, что такое семья.
(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)
- Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
- На основе чего состоят взаимоотношения в семье?
- Назовите правила поведения в семье.
(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)
- Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)
- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город  или  небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.

- А что такое БЮДЖЕТ?

Занятие мы с вами начинаем И в экономику вникаем. “Семейный бюджет” вот тема нашего занятия. Задача наша – обсудить бюджет семьи,  Зачем он нужен, для чего? Узнать, как можно распланировать его. Дискуссией мы будем заниматься,  То есть обсуждать, беседовать и спорить, Искать ответы на эти вот вопросы.

Усвоение новых знаний.

Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.
- Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.
А что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем.
Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)
- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает ? (Стипендию)
- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).
- А что такое расходы? (Ответы детей).
Учитель обобщает ответы детей.
- Какие могут быть в семье незапланированные доходы и расходы?

Решение практических задач.
Работа в группах.
Задания для работы в группе.

Описание ситуации.
Семья Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь.
Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц, написал книгу и получил гонорар 200 000 руб.
Мама (работает): зарплата 30 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб.
Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес.
Дочь (школьница) __________________________.
На текущие покупки семья тратит 50 000 руб. в месяц
За коммунальные услуги семья платит 20 000 руб. в месяц.
На транспорт семья тратит 5 000 руб. в месяц.
На лекарства уходит 5 000 рублей в год.
В этом году семья купила телевизор за 40 000 рублей и компьютер за 30 000 рублей.
Отдых всей семьи обошелся в 200 000 рублей.
Ежемесячно на занятия танцами дочери уходит 2 000 рублей, на занятия английским языком сына – 5 000 рублей.

Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек.
Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка 4000 рублей
Дочь – 13 лет (учится в школе, посещает музыкальную школу)
Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей
На текущие покупки семья тратит 8 000 руб. в месяц
За коммунальные услуги семья платит 3 000 руб. в месяц.
На транспорт семья тратит 1 000 руб. в месяц.
На лекарства уходит 2000 рублей в год.
В этом году семья купила холодильник за 15 000 рублей.
Ежемесячно на занятия в музыкальной школе дочери уходит 1 000 рублей.

Задания.
1. Заполните таблицу «Доходы и расходы»
Виды доходов
Сумма в месяц
Сумма в год









Итого




Виды расходов
Сумма в месяц
Сумма в год













Итого




- Посчитайте, какова разница между доходами и расходами семьи.
- Как вы думаете, правильно ли семья распоряжается своим бюджетом?

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
- На чем можно экономить в семье?
Игра «Доскажи словечко»

Мама с папой на работе,
У станков стоят все дни.
За труды их есть награда,
Называется ___________.

И бюджет из года в год
Пополняет ___________.
Если хочешь урожай,
То давай поли, сажай.

Чтобы денег больше было,
Мама в магазин ходила,
Папа может сдать в __________
Дом, гараж, машину, землю.

Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он ____________ несет,
И бюджет семьи растет.

А двадцатого числа
Деду _______ пришла.

Денег много накопили,
В банк скорее поспешили.
Валютный счет семьи открыли,
За год ________ получили.

Игра – диалог «Доход-расход».
Правила игры. Учитель предлагает детям определить, является ли названное  доходом, или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.
Папа получил зарплату Д.
Бабушка заболела Р.
Выиграли в лотерею Д.
Потеряли кошелёк Р.
Продали часть урожая помидор Д.
Нашли 20 рублей Д.
Порвались штаны Р.
Заплатили за воду Р.
Купили арбуз Р.

Рефлексия.
Что такое семейный бюджет?
2. Какие виды доходов может получать семья?
Перечисли самые необходимые семейные расходы.
Мини-тест.
Отметьте, что может являться доходом семьи:
заработная плата;
покупка велосипеда;
гонорар;
пенсия бабушек и дедушек;
оплата жилья;
покупка лекарств;
пособие на детей.
Отметьте, что является расходом семейного бюджета?
прибыль от работы фирмы;
стипендия;
оплата транспорта;
покупка билетов в кино;
выигрыш в лотерею.

На чем может экономить семья?
покупка сладостей;
покупка лекарств;
бережное отношение к личным вещам.

- Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:
золотая – на занятии было интересно, все полезно, у вас все получилось;
серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;
медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!









13PAGE \* MERGEFORMAT14615



Рисунок 2Рисунок 1Лђ Заголовок 115