Конспект Развитие сети магазинов и их влияние на уровень цен и доходов населения Бардымского района(работа учащегося).

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
в области социально-гуманитарных наук

Администрация районного управления образования
МБОУ «Тюндюковская средняя общеобразовательная школа»






Направление Социально-гуманитарный блок


Тема работы
Развитие сети магазинов и их влияние на уровень цен и доходов населения Бардымского района»









Выполнила:Аширова Элиза
ученица 10 класса,
МБОУ « Тюндюковская СОШ»
Руководитель: Кучукбаева Альмира Дамировна,учитель технологии экономики,МХК.














Барда, 2014


ВВЕДЕНИЕ
. Торговля одной из первых вступила на путь рыночных отношений и существенно изменилась за годы реформ. В настоящее время для входа в рынок розничной торговли продовольствием нет высоких барьеров, поэтому на этом рынке оперирует много независимых фирм, производящих однородные услуги.
За последние пять лет у жителей Барды просто глаза разбегаются от множества красочных вывесок магазинов, зазывающих сделать покупку. Наибольшую популярность приобрели сети магазинов самообслуживания. На территории нашего района они представлены сетями магазинов «Монетка», «Магнит», «Пятерочка», «Виват»,»Сарбай базар» и т.д.
Чем руководствуется потребитель, выбирая место покупки продовольственных товаров? Как влияет развитие на территории района сети магазинов, на уровень доходов населения. Я решила исследовать потребителей этих магазинов по социально –демографическим характеристикам.
Исследование проводилось методом опроса потребителей в декабре 2013 года. Объектами исследования стали сеть розничных магазинов «Магнит»,»Монетка», «Пятерочка».
Мной были охвачены разные группы потребителей.



Цель:
Исследовать влияние развития сети магазинов на уровень цен и доходов.


Объект:
Потребители сетей магазинов «Магнит», «Монетка», «Пятерочка»


Задачи:
1. Определить факторов влияющих на выбор конкретного магазина .
2. Произвести расчет потребительской корзины для семьи из 3 человек.
3.Определить уровень влияния развития магазинов на уровень доходов населения.



Гипотезы:

1.Ведущим фактором выбора конкретного магазина является его цена.
2. Чем больше предложение, тем ниже цена.

Метод:
Опрос потребителей на дому, работа в торговом зале (определение цен)


МАГАЗИН «Монетка»
История торговой сети «Монетка» началась в Екатеринбурге в 2001 году: 19 апреля был открыт первый магазин самообслуживания на улице Бархотской, 1а. В том же месяце открылась вторая «Монетка», универсам эконом-класса на улице Сулимова, 29.
Спустя 12 лет «Монетка» стала одной из лидирующих торговых сетей Екатеринбурга и Уральского региона. К январю 2014 года в ее состав входит уже 580 магазинов, расположенных в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Томской областях, а также в Пермском крае, Республике Башкортостан, Сибирском Федеральном округе, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Более того, открыто еще более 100 магазинов «Монетка» в Москве, Московской и Калужской областях.
На территории нашего района открытие магазина «Монетка»произошло в декабре 2013 года.
МАГАЗИН «Пятерочка»
Основана в первой половине 1998 года А. В. Рогачёвым (совладелец компании «ЛЭК») и А. В. Гирдой (руководителем фирмы «Торговый дом ЛЭК»). 15 февраля 1999 года компания открыла первый магазин «Пятёрочка» в Петербурге на проспекте Славы (в помещении закрытого франчайзингового супермаркета SPAR), к концу года открылось ещё 15 универсамов. В 2001 году «Пятёрочка» появилась в Москве[1], открыв за полгода 15 магазинов. В 2002 году начато развитие франчайзинговой сети «Пятёрочка».
В 2004 году «Пятёрочка» открывает свой сотый магазин в Москве и Санкт-Петербурге, а также выходит на рынки Украины и Казахстана. В следующем 2005 году компания Pyaterochka Holding N. V., владевшая на тот момент «Пятёрочкой», проводит IPO на Лондонской фондовой бирже и приобретает 18 магазинов сети «Народная Копейка» в Санкт-Петербурге и 25 магазинов крупнейшего франчайзи сети «Копейка» в Москве и Владимире.
В мае 2006 года Pyaterochka Holding N. V. объявила о завершении слияния с Perekrestok Holdings Limited, владевшей сетью магазинов «Перекрёсток» (в результате слияния была образована компания Pyaterochka Holding N. V. переименованная в сентябре 2006 года в X5 Retail Group).
В декабре 2010 года сеть магазинов «Пятёрочка» была награждена премией «Марка № 1 в России».(2013) В этом же году был открыт тысячный магазин.

МАГАЗИН «Магнит»

Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.

«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 октября 2013 года сеть компании включала 7 739 магазинов, из них: 6 880 магазина в формате «магазин у дома», 150 гипермаркетов, 32 магазинов «Магнит Семейный» и 677 магазинов «Магнит Косметик».
Сеть магазинов "Магнит" сегодня это:
Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории присутствия в России 7 200 магазинов формата «у дома», 161 гипермаркет, 46 магазинов «Магнит Семейный» и 686 магазинов косметики в 1 868 населенных пунктах;
Компания с мощной логистической системой, включающей 22 распределительных центра, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 5 577 автомобилей, которые обеспечивают своевременную доставку товаров во все магазины сети;
Ведущая российская розничная компания по объему продаж. Выручка компании за 2013 год составила 579 694, 96 миллионов рублей;
Крупнейший работодатель России в компании работает около 220 000 человек. Розничная сеть «Магнит» неоднократно удостаивалась звания «Привлекательный работодатель года».


Таблица 1. Возраст.
Наименование
ед. измер.
возраст
структура,%

18-20
лет
4
8,89

20-25
лет
5
11,11

25-45
лет
18
40,00

45-60
лет
15
33,33

более 60
 
3
6,67

итого
 
45
100





Таблица 2. Образование


Наименование
Ед. из.
Образование
структура, %

высшее
кол-во
14
31,11

сред.специальное
кол-во
31
68,89

итого
 
45
100



Основной сегмент потребителей это население от 40 до 55 лет . Среди опрошенных уровень образования средний .
Таблица 3.Уровень доходов.
Наименование
ед. измер.
уровень доходов
структура,%

2000-5000
руб.
7
15,56

5000-10000
руб.
14
31,11

10000-20000
руб.
21
46,67

40000 и более
руб.
3
6,67

итого
 
45
100,00



Уровень доходов не высок ,большая часть опрошенных, это 14 из 45 чел.(46,6%) от 10 до 20 тыс.рублей.

Таблица 4 Выбор магазинов.
Наименование
ед. измер.
посещаемость
структура,%

монетка
к-во
3
6,67

магнит
к-во
30
66,67

пятерочка
к-во
5
11,11

другие
к-во
7
15,56

итого
 
45
100








Данная диаграмма показывает ,что больше всего посещают магазин «Магнит».

Определение факторов влияющих на выбор конкретного магазина.
.

Таблица 5. Факторы влияющие на посещение.
 
цена
местоположение
ассортимент
качество
близость к дому
итого

магнит
18
2
4
5
1
30

монетка
 
1
2
1
 
3

пятерочка
4
 
 
1
 
5

другие
2
2
 
1
2
7

 
 
 
 
 
 
 










Таблица 6 Объем потребления, стоимость потребляемых товаров (цены на 1 января 2014 года)
Наименование
Единица измерения
Объем потребления(в среднем на одного человека вгод)
Количество членов семьи ( 3 человек)
Стоимость ,руб (кг)



Трудоспособное население
пенсионеры
дети

М-н "Пятерочка"
М-н "Монетка"
М-н "Магнит"

Картофель
кг
100
80
88,1
288,9
17
17
18

Овощи бахчевые
кг
115
98
113
341,7
 
 
 

капуста
кг
84,6
58
53
222,2
17
17
17

морковь
кг
20
20
40
80
17
18
18

свекла
кг
10
20
20
40
27
28
25

Фрукты свежие
кг
60
45
118
238,1
 
 
 

яблоки
кг
40
35
70
150
55
57
50

мандарины
кг
20
10
48
88
39
44
35

апельсины
кг
 
 
 
 
 
 
 

груши
кг
 
 
 
 
 
 
 

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар
кг
23,8
21,2
21,8
69,4
31
35
30

Мясопродукты
кг
58,6
54
44
161,2
 
 
 

Мясо курицы
кг
25
30
29
79
88
110
89

Мясо говядина

 
26
19
10
62
200
200
200

колбаса
кг
7,6
5
5
20,2
200
210
180

Рыбопродукты
кг
18,5
16
18,6
55,6
 
 
 

минтай
кг
15
11
15
45
69
79
65

хек
кг
 
 
 
 
 
 
 

терпуг
кг
 
 
 
 
 
 
 

скумбрия
кг
13,5
5
4
31
99
99
87

Молоко и молопродукты
кг
290
258
361
940,7
 
 
 

Молоко
кг
190
158
241
621
38
42
35

Творог
кг
50
60
70
170
46
46
44

кефир
кг
50
60
50
150
36
35
30

Яйца
кг
210
200
201
621
44
42
40

Масло растительное,маргарин и другие жиры
кг
11
10
5
27
 
 
 

Масло сливочное
кг
5
4
3
13
64
65
60

Маргарин
кг
 
 
 
 
 
 
 

Масло растительное
кг
6
5
2
14
49
44
47

Хлебобулочные
кг
4,9
4,2
3,6
13,4
18
18
18

ИТОГО
 
 
 
 
 
 
 
 


Благоприятное развитие сети магазинов в районе влияет на ценообразование так, как предложение (товаров) увеличивается, поэтому возникает конкуренция за потребителя , что отражается в цене. По данным таблицы можно сказать, что цены в магазинах разные.
Для характеристики уровня жизни семей используется понятие потребительская корзина. Это ежедневный набор продуктов, вещей, которые покупает семья. Необходимо определить, как развитие сети магазинов влияет на уровень доходов населения? Для этого сделала расчет стоимости потребительской корзины.

Таблица 7 Расчет потребительской корзины.
Наименование
Единица измерения
Стоимость потребительской карзины (год)
Стоимость потребительской карзины в месяц.



М-н "Пятерочка"
М-н "Монетка"
М-н "Магнит"
М-н "Пятерочка"
М-н "Монетка"
М-н "Магнит"

Картофель
кг
4911,3
4911,3
5200,2
409,28
409,28
433,35

Овощи бахчевые
кг
 
 
 
 
 
 

капуста
кг
3777,4
3777,4
3777,4
314,78
314,78
314,78

морковь
кг
1360
1440
1440
113,33
120,00
120,00

свекла
кг
1080
1120
1000
90,00
93,33
83,33

Фрукты свежие
кг
 
 
 
 
 
 

яблоки
кг
8250
8550
7500
687,50
712,50
625,00

мандарины
кг
3432
3872
3080
286,00
322,67
256,67

апельсины
кг
 
 
 
 
 
 

груши
кг
 
 
 
 
 
 

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар
кг
2151,4
2429
2082
179,28
202,42
173,50

Мясопродукты
кг
 
 
 
 
 
 

Мясо курицы
кг
6952
8690
7031
579,33
724,17
585,92

Мясо говядина

 
12400
12400
12400
1033,33
1033,33
1033,33

колбаса
кг
4040
4242
3636
336,67
353,50
303,00

Рыбопродукты
кг
 
 
 
 
 
 

минтай
кг
3105
3555
2925
258,75
296,25
243,75

хек
кг
 
 
 
 
 
 

терпуг
кг
 
 
 
 
 
 

скумбрия
кг
3069
3069
2697
255,75
255,75
224,75

Молоко и молопродукты
кг
 
 
 
 
 
 

Молоко
кг
23598
26082
21735
1966,50
2173,50
1811,25

Творог
кг
7820
7820
7480
651,67
651,67
623,33

кефир
кг
5400
5250
4500
450,00
437,50
375,00

Яйца
кг
27324
26082
24840
2277,00
2173,50
2070,00

Масло растительное,маргарин и другие жиры
кг
 
 
 
 
 
 

Масло сливочное
кг
832
845
780
69,33
70,42
65,00

Маргарин
кг
 
 
 
 
 
 

Масло растительное
кг
686
616
235
57,17
51,33
19,58

Хлебобулочные
кг
241,2
241,2
75,6
20,10
20,10
6,30

ИТОГО
 
120429,3
124991,9
112414,2
10035,78
10415,9917
9367,85


Из расчетов видно, что для семьи состоящей из 3 человек (2 взрослых 1 ребенка), стоимость потребительской корзины меняется в зависимости от уровня цен. Самый дешевый набор продуктов наблюдается в магазине «Магнит».Самый дорогой « Монетка» . Развитие сети магазинов на территории нашего района благоприятно влияет на уровень доходов населения, так как сумма экономии между самым дорогим магазином и магазином с более низкими ценами составляет в расчете за год 12577,7 руб.
ВЫВОДЫ
По результатам исследования мы смогли подтвердить следующие гипотезы:
1. Ведущим фактором выбора конкретного магазина является его цена.
Эта гипотеза подтвердилась : по «Магниту» и «Пятерочка»
2. В магазине «Монетка» потребителей привлекает широкий ассортимент.

Исходя из результатов исследования, мы выявили потребителей, которые отличаются друг от друга по своим характеристикам.
Можно сказать потребители магазина «Монетка»- это люди, которые уже чего-то добились в жизни, имеют постоянный высокий доход, кроме продовольственных товаров они покупают и повседневные (промышленные товары) такой ассортимент товаров предложен в магазине « Монетка». Кроме этой группы потребителей также присутствует довольно большая группа потребителей – пенсионеры, которых магазин привлекает % скидкой, а также люди, чувствительные к цене, поэтому для них каждый месяц на группу товаров устанавливаются специальные сниженные цены «Красная цена» в магазине «Пятерочка».










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Симоненко В.Д. Семейная экономика. . М.: Вита, 2000.– 110с.
Липсиц И.В Экономика М.; Вита.2002
3. Краткий экономический словарь. М.: Политиздат, 1989.– 399 с.








































13PAGE 142115


13PAGE 14215