Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «СЕРЕБРЯНОЕ ПЁРЫШКО»

Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова






Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор

«31» августа 2016г.
__________________________ /ФИО/

Протокол № _1__
«___» ________________ 2016г.












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«СЕРЕБРЯНОЕ ПЁРЫШКО»



Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 2 года


Автор составитель:
Исаева Татьяна Борисовна,
педагог дополнительного образования












г. Саров
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Журналистика – профессия энергичных, ищущих,
остро и глубоко мыслящих людей.
Журналистика – это деятельность ярких личностей
и в то же время – коллективный труд.

Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его постоянно меняющихся интересов и потребностей, просто обязано идти в ногу со временем. Это значит, что все большее преимущественное внимание должно уделяться инновационным образовательным направлениям, программам и подходам к изложению учебного материала. Особый приоритет должны получить те направления дополнительного образования, которые дают возможность ребенку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляют и определяют его профессиональный выбор.
Современное поколение подростков очень прагматично. Школьные годы многие рассматривают как стартовую площадку своей будущей профессиональной жизни. Поэтому начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании не просто актуальна и диктуется веяниями времени, а по-настоящему востребована.
Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей современного дополнительного образования. Научить ребенка мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию и оригинальность мышления, – вот то важное, что должно происходить в процессе «дополнительного» образования.
Неважно при этом, что это будет за учебная деятельность: танец, музыка, спорт и т. п. Разбуженный в ребенке творческий импульс останется с ним навсегда, ведь воздух творчества заразителен. Оригинальность мышления и творческий подход, развитые в детстве, дадут возможность ребенку затем, во взрослой жизни, полностью самореализоваться в своей профессиональной и любой другой деятельности.
Активная и продуктивная творческая деятельность позволяет помочь ценностно сориентировать ребенка в обществе и мире, развивать и формировать его потребности и способности, пробудить постоянное стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
С этой точки зрения журналистская деятельность предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации этой цели, а также решения воспитательных и развивающих задач. Журналистика дает ребенку возможность свободно выражать и выработать собственное мнение, провести своеобразную «ревизию» своего внутреннего и окружающего мира, определить свое место в социуме.
Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не дает возможность просто транслировать полученный объем знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Серебряное перышко» - это инструмент формирования у подростков потребности и мотивации к социальному творчеству, самостоятельному принятию и воплощению решений. Программа формирует самостоятельную личность, способную самостоятельно действовать на основе свободного выбора.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы - социально-педагогическая. Программа является модифицированной.
Актуальность программы в том, что её содержание направлено на формирование у воспитанников творческого объединения профессионального интереса, осуществления их профессионального самоопределения, адаптации к избранной профессии, получения знаний, умений и навыков по профессии. В программу включены подпрограммы разделы «Ликвидация политической безграмотности» (формирование активной гражданской позиции и грамотности), «Секреты твоего успеха» (обучение хорошим манерам и правилам этикета).
Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Серебряное перышко» способствует формированию у подростков интереса к событиям, происходящим в школе, Дворце детского (юношеского) творчества, городе Сарове, России, мире. Возможно, подростки, освоившие материал программы, выберут другую профессию, но умение анализировать информацию, писать заметки и статьи, общаться с людьми, опыт совместной работы в периодическом издании обязательно пригодятся им в жизни.
Отличительная особенность содержания программы заключается в опоре на теоретическую базу и эмпирический опыт российских и зарубежных журналистов. В нем обобщены и систематизированы знания по таким вопросам журналистики, как выделение жанрообразующих признаков, существование независимых средств массовой информации, пути развития современных СМИ и другие. Материал излагается в доступной и соответствующей возрасту подростков форме.
Новизна данной программы заключается в том, что:
деятельность объединения по курсу журналистики направлена на освоения навыков практической теле-, радио-, газетной и виртуальной журналистики с помощью гаджетов и фотоаппаратуры;
работа в объединении дает возможность выражать свое «я», свое мироощущение, свое видение происходящих вокруг явлений и событий;
подростки приобщаются к жизни своего города, происходит актуализация социальной компетентности;
ведется целенаправленная подготовка к творческим конкурсам, которые обязательны при поступлении на факультет журналистики.

ЦЕЛЬ: социализация и профессиональное самоопределение подростков через изучение основ журналистики.
ЗАДАЧИ:
метапредметные:
раскрыть творческий потенциал подростков;
развивать креативность и художественный вкус через опыт самостоятельной творческой деятельности;
повышать коммуникативные умения;
формировать навыки делового, международного и межличностного этикета;
формировать умения и навыки проектной и исследовательской работы.
предметные:
формировать представления о журналистике как виде деятельности;
обучить навыкам и приемам журналистской работы;
обучить приемам работы с техническими средствами;
формировать умение применять полученные знания для создания различных видов СМИ, наполнения сайтов, трансляции информации в социальных сетях;
подготовить потенциальных абитуриентов к выполнению дополнительного творческого задания при поступлении в ВУЗ.
личностные:
воспитывать ответственность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность;
развивать качества, необходимые журналисту (широкий кругозор, патриотизм, креативность, мобильность, доброжелательность и т.д.);
формировать навыки здорового образа жизни.

Продолжительность освоения дополнительной общеразвивающей программы
Программа рассчитана на два года обучения.
1-й год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
2-й год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
Занятия проходят в двух группах: 1 группа - для детей с 12-15 лет, 2 группа – для детей с 15-17 лет.
Образовательный процесс строится с использованием следующих форм:
фронтальная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части занятия, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, при обобщении и обсуждении итогов занятия.
групповая форма обучения применяется при решении групповых задач и принятии совместных решений.
индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной формой проведения занятий в виде индивидуальных консультаций для учащихся, намеревающихся поступать на факультет журналистики.
Формы проведения занятий: лекция, беседа; дискуссия; игра; чтение и обсуждение информационных материалов (Интернет, журнал, радиопрограмма, газета); учебные пресс-конференции; творческие конкурсы; тренинги; подготовка статей для публикации в городских СМИ; подготовка материалов для сайта; посещение музеев, выставок, концертов.

Основные результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Год
Ожидаемые результаты

1 год
Знания:
специфика журналистской деятельности;
основы фотосъемки;
культура устной речи;
этические нормы журналистов;
нормы общественного этикета.
Умения:
размещать материалы в соц.сетях;
готовить видеоряд для материалов с помощью гаджетов;
редактировать тексты;
писать эссе на социально значимые темы.

2 год
Знания:
профильные методы сбора информации;
структура журналистского текста;
основные жанры журналистики;
виды средств массовой информации;
способы и приемы взаимодействия с аудиторией;
нормы делового этикета.
Умения:
собирать, структурировать, анализировать информацию;
логично выстраивать журналистский текст;
строить кадр;
различать виды СМИ;
взаимодействовать с людьми, с аудиторией;
писать материалы в различных публицистических жанрах;
выступать перед публикой, вести беседу, дискуссию;
писать эссе на общественно-политические темы.

Контроль и формы подведения промежуточной аттестации.
Промежуточные формы контроля: контрольная работа, индивидуальное собеседование, групповой опрос, тестирование и т.д.
Основная форма отчетной работы – написание журналистских информационных материалов и сформированное портфолио обучающегося.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Уровень
Критерии

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ

0-3 балла
усвоил менее половины предложенного объема знаний, умений и навыков;
инициативы к творчеству не проявляет, выполняет задания редакции неохотно или не оперативно;
испытывает затруднения при работе над журналистскими материалами;
материалы нуждаются в правке, чаще всего правке-переделке.

УГЛУБЛЕННЫЙ

4-7 баллов
усвоил более половины теоретических и практических знаний, умений и навыков;
при подготовке материалов для газеты испытывает потребность в помощи при выборе темы и жанра;
без помощи педагога не может полностью воплотить идею жизнь, материалы нуждаются в некоторой правке.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

8-10 баллов
усвоил весь объем теоретических знаний, терминологию знает и употребляет осознанно в полном соответствии с содержанием;
проявляет любознательность, инициативу в творчестве, оригинальность и смелость мышления;
умеет пользоваться практическими приемами и навыками, знает технологию подготовки журналистского материала;
работает над материалами оперативно, выполняет задания по индивидуальному выбору, грамотно используя полученные навыки;
журналистские материалы не нуждаются в правке.


















УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения


Содержание
Общее кол-во
часов
Теория
Прак-тика
Форма
аттестации/
контроля


Вводное занятие. ТБ, правила внутреннего распорядка учащихся. Введение в образовательную программу.
2
1
1
Наблюдение


Подготовка к экзаменам по литературе. Теория и практика.
30
15
15
Самостоятель-ная работа


Профессия - журналист.
Специфика журналистской работы. Знакомство с жанрами журналистики.
34
18
16
Экспресс-опрос



Политический кругозор.
8
6
2
Опрос


Психологический практикум.
8
4
4
Тест


Секреты твоего успеха.
Культурный багаж.
Этикет.
16
10
6
Музейные уроки,
тесты


Развитие речи.
20
8
12
Практическая работа


Теория и практика написания творческой работы при поступлении в ВУЗ
16
6
10
Самостоятель-ная работа


Участие в мероприятиях ДДТ, встреча с интересными людьми
10
-
10



ИТОГО:
144
68
76















2 год обучения

№ п/п
Содержание
Общее кол-во
часов
Теория
Прак-тика
Форма
аттестации/
контроля


Вводное занятие. ТБ, правила внутреннего распорядка учащихся. Введение в образовательную программу.
2
1
1
Наблюдение


Жанры журналистики. Углубленное изучение.
22
12
10
Анализ работ


Журналистский практикум
Участие в профессиональных конкурсах, акциях, мероприятиях.
20
-
20
Обсуждение


Политический кругозор.
16
10
6
Тест


Подготовка к экзаменам по литературе. Теория и практика.
24
12
12
Проверка, зачет


Секреты твоего успеха.
Культурный багаж.
Этикет.
22
12
10
Музейные уроки
Тесты


Развитие речи.
Техника речи.
20
6
14
Практичес-кая работа


Теория и практика написания творческой работы при поступлении в ВУЗ.
10
6
4
Самостояте-льная работа


Участие в мероприятиях ДДТ, встреча с интересными людьми.
8
-
8



ИТОГО:
144
59
85





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1 года обучения

Содержание


Теория. Для того, чтобы поступить на факультет журналистики, необходимо получить высокие баллы за ЕГЭ по русскому языку и литературе. С этой целью разбираем темы школьных сочинений, учимся анализировать тексты, формулировать мысли, строить предложения.
Практика. Проговариваем главные идеи произведений, разбираем выразительные средства. Подбираем синонимы. Выстраиваем структуру сочинения. Пишем сочинения.


Промежуточная аттестация (форма). Зачет.


Теория. Когда появилась журналистика. Кто такой журналист. Его цели и задачи. Его роль в обществе. Источники информации. В чем состоит мастерство журналиста. Какой материал можно назвать качественным. Основные жанры журналистики и их особенности.
Практика. Написание эссе «Почему я хочу стать журналистом?», «Как я понимаю выражение «журналистика – четвертая власть»?», «Журналистика – зеркало или служанка?».
Подготовка пробных материалов в разных жанрах.


Промежуточная аттестация (форма). Терминологический тренинг.
Деловая игра «Я беру интервью».


Теория. Современный журналист должен уметь анализировать события социальной и политической жизни. Читаем и разбираем новости. Смотрим фрагменты политических ток-шоу.
Практика. Комментируем новости. Обсуждаем социально-политические программы радио и телевидения. Смотрим мастер-классы ведущих политических обозревателей (например, Владимир Соловьев, Петр Толстой).


Промежуточная аттестация (форма). Наблюдение.


Теория. Психологические приемы налаживания контактов, самопрезентации. Как преодолеть робость, психологические барьеры, добиться согласия на интервью, расположить к себе собеседника, держать внимание аудитории.
Практика. Смотрим и слушаем советы специалистов, ведущих журналистов. Моделируем ситуации собеседования, встречи с героем материала.


Промежуточная аттестация (форма). Деловая игра.


Теория. Рекомендации по расширению кругозора через чтение: «Список Бродского». Изучение мифов Древней Греции. Изучение правил этикета. Экскурсии на выставки, концерты, в музеи, театр.
Практика. Читаем книги из списка. Обсуждаем и инсценируем мифы, ищем мифологических героев в произведениях искусства. Тренинг основ этикета.


Промежуточная аттестация (форма). Тест.



Теория. Расширение лексического запаса. Изучение фразеологизмов. Трудные случаи ударения в словах.
Практика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чтение по ролям. Выразительное чтение стихов. Тренинги: «Я – ведущий программы новостей», «Я выступаю с презентацией».


Промежуточная аттестация (форма). Деловая игра.


Теория. Отрабатываем тесты и задания творческих конкурсов в разных ВУЗах.
Практика. Написание эссе по темам творческих конкурсов. Решаем пробные тесты.


Промежуточная аттестация (форма). Анализ работ.


Практика. Приглашаем на встречи интересных людей, бывших кружковцев, ставших студентами факультетов журналистики.
Участвуем в мероприятиях и акциях Дворца. Готовим материалы в СМИ, социальные сети и на сайт Дворца.


Промежуточная аттестация (форма). Групповая и индивидуальная работа.


Содержание программы 2 года обучения

Содержание


Теория. Углубленное изучение жанров журналистики: аналитические, информационные, литературно-художественные. Борьба со штампами. Структура каждого жанра. Заголовки.
Практика. Составление медиаплана. Подготовка информации на сайт и в СМИ, телеинтервью, фото- и видеорепортажей в социальные сети.


Промежуточная аттестация (форма). Публикация.


Практика. Подготовка материалов на конкурсы и Чтения. Участие в акциях «Письмо моряку», «Расскажи о новом движении школьников».


Промежуточная аттестация (форма). Дипломы участников, призеров, победителей.


Теория. Продолжаем анализировать события внутренней и внешней политической жизни страны.
Практика. Каждый из учащихся по очереди готовит «Обзор событий в мире». Групповое обсуждение.


Промежуточная аттестация (форма). Выполнение задания.


Теория. Продолжаем разбирать темы школьных сочинений, анализируем тексты литературных произведений по программе, учимся формулировать и излагать мысли лаконично и емко.
Практика. Анализируем написанные в школе работы. Исправляем речевые и лексические ошибки. Составляем планы предстоящих сочинений. Пишем пробные работы.


Промежуточная аттестация (форма). Электронный дневник и статистика оценок.


Теория. Знакомимся с шедеврами мирового кинематографа в рамках цикла «Сложное кино». Изучаем основные библейские сюжеты. Продолжаем изучать правила делового и бытового этикета. Экскурсии выставки, концерты, в музеи, театр.
Практика. Смотрим и обсуждаем фильмы, узнаем имена знаменитых российских и европейских режиссеров. Ищем библейских героев в произведениях искусства. Тренинг основ этикета.


Промежуточная аттестация (форма). Тест.


Теория. Пополнение лексического запаса. Изучение фразеологизмов. Актуальная журналистская лексика. Трудные случаи словоупотребления. Ударения.
Практика. Дыхательная гимнастика. Скороговорки. Занятия по системе подготовки дикторов. Техника речи: интервью в кадре. Тренинг «Ведущий программы». Произнесение речи (спич по поводу).


Промежуточная аттестация (форма). Деловая игра.


Теория. Отрабатываем тесты и задания творческих конкурсов в разных ВУЗах.
Практика. Написание эссе по темам творческих конкурсов. Решаем пробные тесты.


Промежуточная аттестация (форма). Анализ работ.


Практика. Приглашаем на встречи интересных людей, бывших кружковцев, ставших студентами факультетов журналистики.
Участвуем в мероприятиях и акциях Дворца. Готовим материалы в СМИ, социальные сети и на сайт Дворца.


Промежуточная аттестация (форма). Групповая и индивидуальная работа.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Серебряное перышко» предполагает определённую организацию образовательного процесса.
Основные виды занятий: теоретические (лекции, беседы), демонстрационные (просмотр теле- и видеопрограмм, анализ, оценка), практические (учебно-практические задания, творческие работы, экскурсии, издание газеты).
Учебные занятия включают теоретические и практические вопросы. В теоретической части основное внимание уделяется выработке навыков литературного труда, работе с источниками информации, фиксации наблюдений, общению, оформлению собранных материалов.
Практические занятия организуются в форме творческих мастерских, где ребята получат уникальную возможность создать свой информационный творческий продукт. Это позволяет обучающимся составить представление о специфике труда журналиста, сложностях и перспективах данного направления профессиональной деятельности. Проводятся экскурсии на теле- и радиостанции города, где воспитанники творческого объединения видят настоящую работу профессионалов. В рамках этих занятий ребята знакомятся с разнообразием современных СМИ и узнают о принципах и особенностях работы, что в дальнейшем, это может помочь им при обучении в высших учебных заведениях.
Специфика занятий – творческий характер деятельности. Существует необходимость проведения индивидуальных консультаций, где отрабатываются профессиональные навыки журналиста с каждым обучающимся. Индивидуальная работа с детьми опирается на особые слагаемые личности: характер, мировоззрение, стремление к профессиональному мастерству.
Важной формой работы являются чтение статей из качественных российских СМИ, просмотры и прослушивания теле- и радиопрограмм и их последующий анализ.
Методы обучения.
словесные методы: рассказ, лекция, беседа, объяснение, диалог, консультация;
работа с печатным изданием и книгой;
метод наблюдения: запись наблюдений, запись на диктофон, фото-, видеосъёмка;
методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему;
наглядные методы: метод иллюстрации, метод демонстрации;
проектные и проектно-конструкторские методы обучения: моделирование ситуации, создание творческих работ;
проведение занятий с использованием средств искусства: литература, театр, кино, радио, телевидение;
психологические и социлогические методы и приёмы: анкетирование, интервьюирование, создание и решение различных ситуаций, деловая игра;
методы контроля и самоконтроля в обучении: методы получения информации педагога и обучающихся о результативности процесса обучения позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т.д.


МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«СЕРЕБРЯНОЕ ПЕРЫШКО»

Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное количество баллов
Методы диагностики

1. Гражданская позиция

1.1. Уважительное отношение к культуре, традициям своей страны
Степень развития уважительного отношения
Общекультурный:
нет устойчивого интереса к истории, культуре, традициям, природе родного края.
Углубленный:
Проявляет устойчивый интерес к истории, культуре, традициям, природе родного края.
Проф.-ориентированный: Уважительно относится к природе, культуре, традициям родного края.
1



5,5



10
Наблюдение за воспитанником во время занятий, его позиции в спорных вопросах в ходе семинаров и полемик.


1.2. Интерес к профессии журналист
Уровень интереса к профессии журналист
Минимальный уровень интереса к профессии журналист.
Средний уровень интереса к профессии журналист.
Высокий уровень интереса к профессии журналист.
1


5,5

10
Наблюдение за активностью воспитанника на занятиях, его участие в работе творческих групп.
Журнал посещения занятий.

2. Развитие критического мышления, творческого воображения и художественного вкуса

2.1 Уровень критического мышления
Степень развития критического мышления
Общекультурный уровень
Углубленный уровень
Проф.-ориентированный уровень
1
5,5
10
Наблюдение

2.2. Уровень художественного вкуса и творческих способностей
Степень развития художественного вкуса и творческих способностей
Общекультурный уровень
Углубленный уровень
Проф.-ориентированный уровень
1
5,5
10
Наблюдение
Тестирование

3.Развитие коммуникативных умений и навыков

3.1. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи подготовленной информации
Общекультурный уровень
умений владения и подачи информации (с листа).
Углубленный уровень
умений владения и подачи информации (с листа с привлечением ТСО).
Проф.-ориентированный уровень умений владения и подачи информации (свободно с использованием ТСО).
1


5,5



10
Открытые занятия, конференции, семинары, круглые столы и другие мероприятия.

3.2. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления
Общекультурный уровень
умений в построении дискуссионного выступления.
Углубленный уровень
умений владения в построении дискуссионного выступления.
Проф.-ориентированный уровень умений в построении дискуссионного выступления.
1



5,5


10
Дискуссии на острые социальные или проблемные темы, круглые столы с обсуждением спорных вопросов журналистики.

4. Теоретическая подготовка по основам журналистики

4.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана)
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям
Общекультурный уровень
объем усвоенных знаний составляет менее чем Ѕ объема знаний предусмотренных программой.
Углубленный уровень
Усвоено более Ѕ объема знаний.
Проф.-ориентированный уровень освоил весь объем знаний, предусмотренных программой.
1




5,5


10
Проверочные работы.
Тесты

4.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
Общекультурный уровень
не употребляет специальные термины.
Углубленный уровень
использует специальную терминологию.
Проф.-ориентированный уровень осознанно употребляет математическую терминологию.
1
5,5
10
Собеседование.
Наблюдение в ходе практических занятий и работы над материалами.

5. Практическая подготовка по основам журналистики

5.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой
(по основным разделам учебно-тематического плана)
Соответствие практических умений и навыков ребенка программным требованиям
Общекультурный уровень
правильно выполнил не менее 50% предусмотренных программой практических заданий.
Углубленный уровень
правильно выполнил   более 60%.
Проф.-ориентированный уровень выполнил от 80 до 100% заданий,
предусмотренных программой.
1



5,5



10
Дневник наблюдений.
Портфолио из журналистских материалов обучающихся

5.2. Творческие навыки
Степень самостоятельности при выполнении творческих заданий
Общекультурный уровень
может выполнить простейшие творческие задания по образцу с помощью педагога.
Углубленный уровень
самостоятельное выполнение творческих заданий на основе образца.
Проф.-ориентированный уровень
самостоятельно воплощает свой творческий замысел.
1
5,5
10
Наблюдение за работой воспитанника над материалами
Портфолио из журналистских статей обучающихся.
Качество материалов.

6. Умения и навыки для проектной и исследовательской деятельности

6.1.Работа с литературными источниками
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
Общекультурный уровень
испытывает серьезные затруднения при работе с литературой.
Углубленный уровень
работает с помощью педагога.
Проф.-ориентированный уровень работает с литературой самостоятельно, не испытывает трудностей.
1



5,5


10


Наблюдение за работой воспитанника над материалами.
Наблюдение за работой воспитанника на практических занятиях.

6.2.Умение работать с Интернет-ресурсами
Самостоятельность в пользовании электронных ресурсов
Общекультурный уровень умений
испытывает серьезные затруднения при работе с компьютером и электронными информационными ресурсами.
Углубленный уровень
работает с помощью педагога.
Проф.-ориентированный уровень работает с данной категорией ресурсов самостоятельно, не испытывает трудностей.
1



5,5



10


Наблюдение за работой воспитанника над материалами.
Эффективное использование сети Интернет в качестве источника информации в работе.

6.3. Умение выполнять журналистскую работу (писать статьи, самостоятельно выбирать и разрабатывать темы материалов)
Самостоятельность в работе
Общекультурный уровень
испытывает серьезные затруднения в журналистской работе.
Углубленный уровень
работает с помощью педагога.
Проф.-ориентированный уровень придумывает темы и работает над материалами самостоятельно, не испытывает трудностей.
1



5,5

10



Наблюдение за работой воспитанника над материалами.
Самоанализ деятельности.
Отзывы.


Градация принята условно (информация может быть представлена ребенку только в процессе строго индивидуальной работы в совокупности с портфолио, заполняемым воспитанником)
Техническое оснащение программы.
Для успешной реализации программы имеются:
кабинет с мультимедийным комплексом;
столы, стулья;
персональный компьютер, принтер;
Интернет, электронная почта;
программное обеспечение для работы по верстке, работы с фотоизображениями.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Аграновский В. А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.– М.: Вагриус, 2000.–416 с.
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Айслер-Мертц. Язык жестов / пер. с нем. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 160 с.
Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ в кадре и за кадром. – М.: Искусство, 1990.
Введение в журналистику. Курс лекций. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. (Цвик В. Л.).
Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997. (Беззубов А. Н.).
Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. Т.1. – М.: Омега-Л, 2003. – 416 с. (Прутцков Г.В.).
Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. Т.2. – М. : Омега-Л, 2003. (Прутцков Г. В.).
Волкова В.В., Газанджиев С.Г., галкин С.И.. Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. – М., 2003.
Волынец М.М. Профессия - оператор. Учебное пособие для студентов вузов (Серия «Телевизионный мастер-класс»). - М.: «Аспект Пресс», 2004.
Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. – 288 с.
Газетный заголовок. Сборник материалов. (Шишкин Н.Э.).
Галкин С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. - М.: Аспект Пресс, 2005
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие для студентов вузов (Серия "Телевизионный мастер-класс"). - М.: "Аспект Пресс", 2004.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.,2000.
Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. - М.: "Аспект Пресс", 2004.
Есин Б.И. Краткий очерк развития газетного дела в России ХVII – XIХ веков. – М., 1980.
Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). – М., 2002.
Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2000. (Тертычный А. А.).
Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. (Смирнов В.В.).
Журналистика как творчество. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 222 с. (Олешко В. Ф.).
Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 448 с. (Михайлов С. А.).
Журналистское мастерство: Хрестоматия, 2007. (Сост. Барнева Е.В., Петрова О.А., Шишкин Н.Э.).
Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. (Шепель В.М.).
Информационная безопасность и средства массовой информации: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 48 с. (Поляков Ю.А.).
Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Под ред. Г.Ф. Вороненковой. – М., 2000. (Погорелый Ю. А.).
История мировой журналистики. – Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2003. – 432 с. (Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др.).
История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – начало 90-х годов). – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 304 с. (Овсепян Р. П.).
История отечественной журналистики (1917–2000). – М.: Флинта: Наука, 2002 г. (Кузнецов И. В.).
История рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с. (Ученова В. В., Старых Н. В.).
История русской журналистики (1703–1917): учебно-методичекий комплект. – М.: Флинта: Наука, 2000. (Есин Б.И.).
История русской журналистики XVIII–XIX веков / Под ред. Западова А.В. – М.: Высшая школа, 1973.
История цензуры в России XIX–XX вв. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 368 с. (Жирков Г. В.).
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2001.
Кастельс М. Информационная эпоха / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ Высшая школа экономики, 2000. – 608 с.
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. Учебное пособие для студентов вузов (Серия «Телевизионный мастер-класс»). - М.: «Аспект Пресс», 2004.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – М.. 2004.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2001.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. - СПб.: Изд. Михайлова, 2004.
Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2004. (Имшинская И.Я.).
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.
Лукина М.М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003.
Моя профессия – репортер. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. (Устинова З. К.).
Новейшие коммуникационные технологии: Учебно-методический комплекс. – Минск, 2003. (Вашкевич В.Р., Шибут И.П.).
Ныркова Л.М. Как делается газета. – М., 1998.
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие - М.: Издательство МГУ, 1999.
Основы журналистского образования: сборник научных статей / Отв. ред. Буданцев Ю.П. – Москва, 2001.
Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Коркосенко. - СПб., 2000.
От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации. – СПб., 2001 – 115 с. (Понзин В. Ф.).
Очерки истории российской рекламы / Учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. – СПб., 2001. – 138 с. (Сляднева О. В.).
Паблик рилейшнз. Учебное пособие для вузов. Перевод с английского под редакцией Б.Л. Еремина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. (Джефкинс Фрэнк, Ядин Дэниэл).
Почкай Е.П. Выразительность средств ТВ и РВ. - СПб., 2003.
Правовые основы журналистики. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 432 с. (Федотов М. А.).
Правовые основы средств массовой информации. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2005 – 72 с.
Редакторская подготовка изданий. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. – М.: Издательство МГУП, 2002. – 468 с. (Ред. Антонова С.Г.).
Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП–холдинг, 2001. (Шостак М.И.).
Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Новгород; СПб., 1999.
Сагал Г. 25 интервью. Так работают журналисты. – М.: Политиздат, 1974. – 285 с.
Свитич Л.Г. Профессия: журналист: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003
Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи. - М., 1997.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов /Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 259 с.
Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. - М.: Аспект Пресс, 2002.
Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2002.
Солганик Г.Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения около 6000 слов и выражений - М.: ООО Издательство АСТ: ООО изд. Астрель, 2002.
Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. – М., 1998.
ТВ – эволюция нетерпимости. История и конфликты этических представлений. – М.: Б.и., 2000. – 241 с. (Муратов С. А.).
Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов. – Казань, 2000. (Туманов Д. В.).
Теленовости: секреты журналистского мастерства. – M.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1997. Часть I - 75 с; Часть 2 - 143. (Реферат книги И.Фэнга «Теленовости, радионовости», Сент-Пол, 1985).
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002
Технология интервью. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с. (Лукина М. М.).
Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Издательство МГУ «Высшая школа», 2002.
Экономика и менеджмент СМИ: учеб.-метод. комплекс. – Мн.: БГУ, 2005. – 155 с. (Потребин А. В.).
Экономика отечественных СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с. (Гуревич С. М.).
Экономика редакции газеты. – М.: Аспект Пресс, 2002. (Киверин В.И.).

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Борецкий Р. Осторожно, телевидение. - Изд. «Икар», 2002.
Волкова В.В., Газанджиев С.Г., галкин С.И.. Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. – М., 2003.
Делаем новости!: Учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2003. (Васильева Л. А.)
Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.,2000.
Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). – М., 2002.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2001.
Как преподносить новости. – М.: Национальный институт прессы, издательство «Виоланта», 1998. (Коппероуд Р., Нельсон Р. П.).
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие. М.: Изд. Московского университета, 2004.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2003.
Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М., 2002.
Ныркова Л.М. Как делается газета. – М., 1998.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – Екатеринбург, 2002.
Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. – М., 2004.
Ради единого слова. – М.: Мысль, 1978. – 168 с. (Аграновский В.А.).
Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Новгород; СПб., 1999.
Саруханов В.А. Азбука телевидения. Учебное пособие - М.: «Аспект Пресс», 2003.
Система средств массовой информации / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2003.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2002.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.
Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика. – М., 2001.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
On-line библиотеки, каталоги
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт «МедиаСпрут» Каталоги СМИ России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека журналиста [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека Гумер - гуманитарные науки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека центра экстремальной журналистики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Книги для журналистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Архив журналиста, все о структурной власти в России. Досье на политиков, телефонный справочник, исторические справки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека по культурологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Каталог статей журналистам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Каталоги и базы данных ГПНТБ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR, а также ряду других сопутствующих теоретических и практических знаний. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека Максима Мошкова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека православной литературы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Научная библиотека Томского ГУ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российская государственная библиотека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Российская национальная библиотека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русская виртуальная библиотека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русская литература и фольклор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] библиотека О.Колесникова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] русская фантастика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] кафедра русской литературы Тартуского университета
Для начинающих журналистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт о журналистике и для журналистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт для начинающих журналистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Как научиться писать и быть журналистом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Полезные ссылки журналистам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Полезные ресурсы рунета для  журналистов и авторов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] правил для журналистов на пресс-конференции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Практические рекомендации для журналистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Полезные ссылки для студентов факультета журналистики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Полезный сайт для авторов, писателей, журналистов, пиарщиков и блоггеров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пособие для начинающих журналистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ошибки начинающих журналистов

Информационные сайты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заголовки дня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] информационное агентство Росбалт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РИА новости [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лента последних российских и зарубежных новостей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] российские и зарубежные новости [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] российские и зарубежные новости [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] BBC Russian [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] последние новости Украины и мира [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обзоры иностранной прессы  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] IT-дайджест [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] официальный сайт первого канала



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ саморазвития ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Ф.И.________________________________
Дата заполнения____________________

№ п/п
Направление
саморазвития
Задачи
Темы
Пути
решения
Планируемый результат
Сроки

1.
Самообразование
 
 
 
 

2.
Самооздоровление
 
 
 
 

3.
Профессиональное самоопределение (выбор и самостоятельная постановка целей)
 
 
 
 


Маршрут заполняется обучающимся в начале учебного года.
По итогам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Серебряное перышко» проводится индивидуальный анализ реализации маршрута, выявляются пробелы, составляется перспективный маршрут на следующий учебный год.








13PAGE \* MERGEFORMAT14615


13PAGE \* MERGEFORMAT14615