Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Как хорошо уметь читать 4 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей у учающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;   развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Как хорошо уметь читать» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные результаты: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные результаты: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме; учиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).Коммуникативные результаты: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;   формулировать собственное мнение и позицию;   использовать речь для регуляции своего действия.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Как хорошо уметь читать» учащиеся научатся:
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос, составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
читать по ролям литературное произведение;
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
  
Формы занятий:
Урок - беседа.
Урок - ролевая игра.
Урок - путешествие.
Урок – конференция
Литературный ринг
Урок - спектакль
Урок – КВН
Частично поисковая работа.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом.
1. Введение
2. Основная часть
Первая остановка «Сказочная»
Вторая остановка «Детская» («Незнайка» Н.Н.Носов)
Третья остановка «Здравствуй, лес!»
Четвертая остановка «Зоопарк»
Пятая остановка «Песенная»
3. Подведение итогов по уроку-путешествию
Тема 2: Мир - в котором я живу
Введение: Беседа
Основная часть: Анализ стихотворений, сопоставление
Подведение итогов
Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится
Беседа. Тема урока и цели
Анализ произведения, основная идея
Подведение итогов
Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
Введение: Организационный момент
Первый раунд «Поэзия»
Второй раунд «Детективный»
Третий раунд «Сказочный»
Итог
Тема 5-6: М.М.Пришвин - певец русской природы
Организационный момент: разгадывание кроссворда
Рассказ о писателе
Работа над произведениями
Чтение рассказа «Ежовые рукавицы»
Об охране природы
Тема 7-8: В.Осеева «Воспитанный ребенок»
Организационный момент: решение проблемного вопроса.
Инсценирование рассказа В.Осеева «Волшебное слово»
Поиск ответа на вопрос: «Какой должен быть воспитанный ребенок?»
Анализ произведений «Синие листья», «Три товарища», «Отомстила», «Сыновья».
Тема 9: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»
Организационный момент
Путешествие по страницам волшебной книги
Устное народное творчество
Ознакомление с новым материалом
Знакомство с шедеврами мировой культуры
Ролевая игра
Просмотр фрагмента мультфильма
Итоги
Тема 10: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)
Организационный момент: разгадывание кроссворда
Знакомство с автором
Работа с книгой
Тир «Бей прямо в цель»
Подведение итогов
Тема 11-12: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого
Организационный момент
Станция «Библиографическая»
Станция «Узнай героя»
Станция «Игровая - плясовая»
Станция «Пословицы и поговорки»
Станция «Узнай произведение»
Станция «Кроссворд»
Станция «Поздравительная»
Тема 13-14: Сбережем родную природу во всей ее красе
Вводная беседа
Инсценирование
Правила
Выводы
Тема 15: Крылатое чудо
Разминка
1 Конкурс «Про наших птиц»
2 конкурс «Ты - мне, я - тебе» (Домашнее задание)
3 Конкурс «Дальше, да»
4 конкурс Знаки - «Осторожно, наши меньшие братья»
Итоги игры
Тема 16-17: Басни И.А.Крылова
Вводная беседа
Чтение по ролям
Выявление морали
Инсценирование
Тема 18: Творчество С.Есенина для детей
Речевая разминка
Сопоставление и обобщение информации в разных частях стихотворения
Анализ
Работа над выразительностью чтения
Рисуем иллюстрацию
Тема 19-20: Русская литература конца XIX – начала XX века.
Знакомство с поэзией
Чтение произведений с использованием различных видов чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное
Средства выразительности в произведениях
Заучивание наизусть по выбору
Тема 21-22: Классика современной литературы
Биография М. Горького
Чтение отрывка М.Горького «В людях»
Соотношение поступка героя с современностью
Определение микротем и главной мысли
Обсуждение прочитанногоТема 23-24: Самое дорогое слово на свете
Чтение произведения Е.Пермяка «Мама и мы»
Анализ текста
Деление текста на смысловые части
Сжатый пересказ
Тема 25-26: ФГОСТЕСТ. Олимпиада по литературному чтению
Регистрация
Выполнение работ
Анализ работ
Тема 27-28: Мы идем в библиотеку
Участие в конкурсе
Сочинение-миниатюра
Анализ
Тема 29-30: Зарубежная литература. Сказки народов мира.
«Златовласка» (Чешская сказка)
Обсуждение прочитанногоЧтение по ролям
Отзыв
Тема 31: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)
Слово учителя
Поэзия военных лет
Рассказы о войне
«Блокадный хлеб»
Викторина
Тема 32 «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»
Организационный момент
Знакомство с членами клуба
Выводы, итоги
Тема 33-34: Защита проектных работ
Тематическое планирование
№ занятия Тема Количество часов, отводимых на изучение данной темы Дата проведения
1 Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 2 «Мир - в котором я живу»
Майков А.Н. «Ласточка примчалась…», «Осень» 1 3 «Делай добро и оно тебе возвратится»
Куприн А.И. «Чудесный доктор» 1 4 Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина 1 5-6 М.М.Пришвин - певец русской природы 2 7-8 В.Осеева «Воспитанный ребенок», «Синие листья», «Три товарища» 2 9 В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка» 1 10 Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)
1 11-12 Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого 2 13-14 Сбережем родную природу во всей ее красе
Паустовский К.Г. «Корзина с еловыми шишками» 2 15 Крылатое чудо. Книги о пернатых 1 16-17 Басни И.А.Крылова 2 18 Творчество С.Есенина для детей 1 19-20 Русская литература конца XIX – начала XX века. 2 21-22 Классика современной литературы
М.Горького «В людях» (отрывок) 2 23-24 Самое дорогое слово на свете
Е.Пермяка «Мама и мы» 2 25 ФГОСТЕСТ. Олимпиада по литературному чтению 1 26 Анализ олимпиадных работ по литературному чтению 1 27-28 Мы идем в библиотеку 1 29-30 Зарубежная литература. Сказки народов мира. 2 31 «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне) 1 32 «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья» 1 33-34 Защита проектных работ 2