НОЯБРЬ 2016Г. «Формирование ключевых компетенций обучающихся на примере проекта «Я помню! Я горжусь!» в начальной школе»

МОУ СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова
г. Тихвин



«Формирование
ключевых компетенций обучающихся
на примере проекта
«Я помню! Я горжусь!»
в начальной школе»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Мероприятие подготовила и провела
учитель начальных классов:
Зверева Н.В.



25.11.16г.




1 СЛАЙД.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. 


2 СЛАЙД.
В программе УМК «Школа России», по которому занимается наша начальная школа, имеется перечень проектов по каждому классу и по каждому предмету, работу по которым, учителям следует организовывать. Количество проектов достаточно большое.


1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Итого

Русский язык
2
2
4
2
10

Литературное чтение
2
2
2
4
10

Математика
2
2
2
2
8

Окружающий мир
4
5
6
5
20

Технология
4
4
2
2
12

Итого
14
15
16
15
60


При таком большом количестве проектов задаешься вопросом, где взять время, чтобы осуществляемая работа проводилась не ради галочки, а приносила реальную пользу ученикам. Выход из этого положения был найден.
Проектная деятельность у нас в начальной школе осуществляется как в урочное время, так и в ходе внеурочной деятельности. У нас есть курс, который называется «Узнаем сами». На него отводится 2 часа в неделю. И он является большим подспорьем для осуществления качественной деятельности в данном направлении.


Для чего уделяется такое огромное внимание проектной деятельности?
Для формирования ключевых компетенций обучающихся в начальной школе.
Перечень ключевых компетенций, которые можно реализовать в ходе работы над проектом, достаточно велик. Я сегодня постараюсь представить реализацию некоторых из них на конкретном примере.
Мы рассмотрим формирование следующих компетенций:
коммуникативных;
информационных;
учебно-познавательных.


Проекты, работу над которыми мы организовываем, бывают разными.
Есть монопроекты, которые проходят в рамках одного урока, есть тематические проекты, работа над которыми осуществляется в течение изучения той или иной темы, бывают длительные проекты, работа над которыми может идти от одного месяца и дольше.


3 СЛАЙД.
Я хочу вам представить работу по формированию вышеуказанных компетенций на примере организации и внедрения проекта нравственно – патриотической направленности по теме «Я помню! Я горжусь!», который красной нитью проходит через все четыре года обучения. Так же рассажу, о том, что этот проект в итоге дал участникам проекта
4 СЛАЙД. – Характеристика проекта

5 СЛАЙД.
Участниками данного проекта являются ученики, учитель, родители, помощники.
Особое внимание хочется сказать о родителях, без которых организация исследовательской деятельности в данном проекте была бы невозможна.
В первом классе к работе над проектом нужно готовить не только учеников, но и их родителей т.к. многие из них изначально не понимают основных задач работы над проектом, которые ставятся пред учеником, не понимают «внутренний механизм» работы проектной деятельности. Поэтому, перед тем, как родителей вводить в проект, необходимо на родительском собрании провести разъяснительную работу о том, что такое проект и для чего он нужен. Родители в работе над проектом являются помощниками. Они могут быть участниками различных мероприятий проекта, это детям очень нравиться. Но, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы родители вместо того, чтобы помогать ребёнку, стали за него полностью всё выполнять, стремясь сделать так, чтобы всё было хорошо и красиво.


Следует сказать, что работа по данному проекту с нынешним классом, была частично апробирована при работе с учащимися, которые сейчас учатся в 6 классе. Мы с ними данным проектом занимались 2 года, в 3-4 классе. Одним из видов презентации работы по проекту у нас были творческие выступления перед жителями пос. Берёзовик, деревни Лазаревичи и дер. Паголда. Т.е. работа по проекту, на тот период, вышла на уровень района, а потом и области.
Ну, и в ноябре 2016 г. поступило приглашение - пожелание, уже можно сказать традиционно, принять участие в торжественных мероприятиях посвященных Дню освобождения г. Тихвина от немецко – фашистских захватчиков.
А у нас первый класс. Я на своём уровне, на свой страх и риск отказываться не стала, т.к. дело достаточно важное и нужное.
Но конечное решение, участвовать в данном мероприятии принимали сами дети, при этом осознав, что к данному мероприятию надо отнестись со всей ответственностью.
И здесь вступает в работу формирование ценностно-смысловых компетенции.
Вот с этого толчка и началась наша работа в проекте с нынешним классом.


Организация исследовательской деятельности осуществляется по плану.
1. Проблема.
При работе с детьми, в ходе бесед с ними, были выявлены следующие проблемы:
дети практически ничего не знают о ВОВ и совсем ничего не знали о своих родных участвующих в войне.

6 СЛАЙД.
2. Цель.
Надо что – то сделать, чтобы данные проблемы решить.


3. Планирование работы по исследованию проблемы.
Ну а так, как эта работа у нас началась только в ноябре прошлого года, то начальные сведения о военном историческом прошлом нашего города, дала детям я сама. Этому способствовали серия классных часов, цель которых донести до детей важность рассматриваемой темы.
Затем, мы вместе с детьми обсудили, что нужно сделать, для того чтобы, наше выступление было хорошим и доставило радость ветеранам войны и жителям Тихвинского района. Мы подготовили хороший концерт, у нас работала творческая мастерская по изготовлению открыток.
Таким образом, произошло введение детей в проект.
А так же на фоне этой работы шло формирование учебно-познавательных компетенции и компетенции личностного самосовершенствования
В дальнейшем стал вопрос о том, что в мае мы будем отмечать 71 - годовщину победы в ВОВ. Рассуждая о том, как отмечается 9 мая, какие традиции его празднования появились в последние годы, вышли на такую традицию как шествие «Бессмертного полка» А через это вышли на проблему, что дети не знают военное прошлое своей семьи, не знают кто из родных жил во время войны, кто воевал, кто был в тылу, кто был «дитя войны»
И с этого началась активная фаза исследовательской деятельности детей в первом классе, задача которой была, узнать информацию о родственниках участвующих в ВОВ.


4. Обсуждение того, где ищем необходимую информацию.
В первом классе источником информации, по данной проблеме, конечно же, стали родители.

5. Поиск и сбор информации.
Дети спрашивали родителей о родных участвующих в ВОВ.
Мы вместе с ними определили то, что мы должны узнать на данном этапе.
А именно:
Ф.И.О
Воинское звание.
Годы жизни
Фотография
Т.о. у нас шла работа по развитию информационных компетентностей

5. Определение задач исследования .
Задачи исследования - собрать информацию о родственниках и создать бессмертный полк класса.

Фунцкии каждого участника проекта.
Родители - дают информацию.
Дети её обрабатывают по составленному плану.
Учитель – создает фотографию для таблички «бессмертного полка»
Дети - сверяют ещё раз информацию на черновике таблички
Родители – ламинируют табличку и приделывают к ней держатель.

7 СЛАЙД.
9. Оформление результатов исследования.
Создание табличек «Бессмертного полка класса». И соответственно здесь прослеживается практическая направленность проекта.

8-9 СЛАЙД.
10. Презентация проделанной работы.
Участие в торжественных мероприятиях посвященных Дню победы.
Участие детей класса 9 мая с табличками в шествие Бессмертного полка.

11. Оценка работы со стороны.
Для учеников начальной школы очень важна оценка их работы со стороны. Наша работа в рамках проекта по первому блоку была отмечена устной благодарностью жителей Тихвинского района, и благодарственным письмом классу от главы администрации Тихвинского района Пастуховой Веры Васильевны, а так же есть благодарственные письма и от главы Тихвинского района  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 

12. Рефлексия.
По итогам проекта осуществляется рефлексия, где дети высказывают своё мнение о том, удовлетворены ли они проделанной работой, что им особенно понравилось, что пошло не так, почему. Это способствует развитию умения анализировать и оценивать свою деятельность.


Планируемая исследовательская работа в рамках проекта во втором классе - это создание книги памяти класса.

10 СЛАЙД.
Работая по данному проекту, стоит отметить, что кроме участников проекта у нас есть ещё и помощники. Это администрация школы, которая нам помогла организовать и провести акцию «Я помню! Я горжусь!» в рамках областного телевизионного проекта телеканала «Ореол», работники библиотек школьной и детской городской, с которой мы тесно сотрудничаем вот уже не один год.

Сотрудничество с другими организациями города
11 СЛАЙД.

12 СЛАЙД. Виды работы используемые для реализации проекта



13 СЛАЙД. Содержание проекта



14-15 СЛАЙД.
В итоге окончания работы по каждому блоку, мы с ребятами в дальнейшем работаем формуле «Научился сам – научи другого»
Вот уже 3 года, этот будет 4, когда мы для учащихся нашей начальной школы и ребят детских садов, и учеников других школ города проводим торжественные классные часы, посвященные военным датам – 9декабря и 9 мая.
В прошлом году первоклашки, которые отучились 4 месяца в школе, проводили классный час, посвященный 9 декабря для 5- классников.
Здесь, самым ярким образом, прослеживается развитие коммуникативных компетентностей.

Что мы получили от работы над этим проектом за 3,5 года:
На сегодняшний день созданы «Бессмертные полки 2-х классов», а это, значит, увековечена память как минимум 60 человек, принесших нам Победу в 45 – году.
Показ бессмертных полков
9 мая мы видим таблички, изготовленные в рамках проекта, которые несут дети и их родители в шествии «Бессмертного полка»
Создана Книга памяти класса тех детей, которые сейчас учатся в 6 классе. А это значит, что для ребёнка, подистершаяся за долгие годы фотография родственника в военной форме, не просто карточка, а история семьи, память, которая будет передаваться из поколения в поколение. Данную работу мы в этом году планируем и со второклассниками. Показ книги памяти класса
Мы участвуем в общественных школьных, городских, районных, областных мероприятиях, тем самым, считая себя нужными обществу людьми и приносящему ему пользу.
Мы уже участвовали в телевизионных проектах ФИЛЬМ
Мы получили общественную признательность за нашу деятельность.
Показ грамот

То, чем мы гордимся.
19-20 СЛАЙД.
Наш класс тесно дружит с ветераном ВОВ Лебедевым Борисом Петровичем. Именно ему была вручена 23.02.2011 года на тот момент президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Кремле почетная грамота с приказом о присвоении нашему городу звания «Города воинской славы»
18-20 СЛАЙД.
А Борис Петрович в том, году вручал лично ученикам нашего класса - ученические билеты на празднике «Посвящение в первоклассники», что это как ни историческое событие, связанное с каждым ребёнком класса и историей родного города.

Что дал проект лично мне, как учителю.
Накоплена достаточная база данных по военной истории города Тихвина, которая в дальнейшем, будет пополнятся.
Накоплен музыкальный, художественно – литературный материал, фото и видео материал, связанный с военной историей города.
Разработаны и апробированы методические материалы для проведения классных часов и бесед, творческих выступлений и митингов.
Разработан сам проект «Я помню!!! Я горжусь!!!»
Участие и победа в районном конкурсе методических разработок в номинации «Проектная деятельность»











13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115