Методическое пособие по проведению мероприятий в рамках месячника военно-патриотической работы в школах

Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования исполкома Азнакаевского муниципального района










Методическое пособие
по проведению мероприятий в рамках месячника
военно-патриотической работы в школах



Военно – патриотическая игра «Разведчики»







Авторы:

Салифов Ильгам Маскатович -
учитель физической культуры и ОБЖ
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 7 г. Азнакаево РТ.

Салифов Руслан Александрович -
учитель физической культуры и ОБЖ
МБОУ СОШ № 5 г. Азнакаево РТ.









Азнакаево – 2014г.
Пояснительная записка

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 гг.», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения- детей и молодёжи, где главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях, как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
Каждый мальчишка с детства мечтает быть воином - солдатом, бегать и стрелять, разведывать и побеждать. И воплощением данной мечты уже в подростковом возрасте может стать военно-патриотическая игра «РАЗВЕДЧИКИ», придуманная автором в целях военно-патриотического воспитания учащихся, в рамках проведения торжественных мероприятий, с привлечением представителей военкомата, совета ветеранов, участников локальных войн.
Игра «РАЗВЕДЧИКИ» рассчитана на детей в возрасте от 14-16 лет и её можно, применить в любом образовательном учреждении. Она включает разнообразные формы и методы патриотического воспитания школьников, формирует личностные качества гражданина, развивает смелость, решительность, самостоятельность, коллективизм. Игра составлена для развития творчески - познавательного потенциала учащихся старших классов и является важным средством самовыражения, пробой сил в различных конкурсах (этапах).

Цели и задачи.

Гражданско - патриотическое воспитание школьников.
Активизация и развитие познавательной деятельности подростков.
Развитие морально - волевых и физических качеств, укрепление психологической устойчивости.
Развитие музыкальных способностей детей, внимания, логического мышления, знаний, умений, навыков полученных в процессе учебной деятельности.
Формирование и развитие личностных качеств учащихся: инициативы и дисциплинированности, коллективизма, смелости, находчивости, выносливости.
Развитие навыков и умений допризывной подготовки к выполнению конституционного долга защитника Отечества.
Проведение игры.

Построение команд.
Рапорт судьи при участниках главному судье о готовности команд.
Выступление гл. судьи по программе проведения игры.
Торжественное поднятие государственных флагов РФ и РТ. (Звучит гимн РФ и РТ).
Выступление представителя военкомата и администрации учебного заведения, почётных гостей. (Ветераны ВОВ и локальных войн)
Концертный номер (песня, танец на военную тематику)
Представление команд. (Название и девиз)
Получение маршрутных карточек капитанами команд.
Старт игры.
Концертный номер (песня, танец на военную тематику)
Ход игры.
Окончание игры и подведение итогов игры.
Торжественное вручение призов победителям и поощрительных призов участникам игры.

Ход игры.

Игра проводится в форме «ралли», протяженность трассы и количество этапов зависит от количества команд. Состав команды: 5-7 человек, форма одежды спортивная. Каждая команда после церемонии открытия получает от судей личную карточку с маршрутом движения команды. Маршрут разрабатывается с учётом местности (школа, и т.д.) В карточке указываются места проведения этапов (координаты, пример: 1- этап- 2 этаж, северная сторона, 3-дверь слева, или 20 шагов на восток). Ученики, ориентируясь на местности, движутся в заданном направлении, у каждой команды свой маршрут. На каждом этапе команда выполняет задание данного этапа и набирает определённое количество баллов. Побеждает команда, которая
быстрее всех справилась с заданиями и набрала наибольшее количество баллов.

Описание этапов. 1-этап «Музыкальная разминка» ребятам предлагается вспомнить и спеть как можно больше песен военно-патриотического характера. Судья этапа-
учитель музыки. Критерии оценки: команда набирает баллы по количеству спетых песен. 1 песня- 1 бал.

2-этап «Снайпер» ребята стреляют из пневматической винтовки по мишени, расстояние- 10м. Количество выстрелов – по 1 выстрелу на каждого участника. Судья этапа - учитель ОВС. Критерии оценки: количество выбитых очков соответствует количеству баллов.

3-этап «Великая Отечественная Война, год за годом» Викторина, вопросы по курсу школьной программы по истории и знание материала из истории родного края. Готовит вопросы этапа - учитель истории. Критерии оценки: количество правильных ответов соответствуют количеству баллов.
4-этап «Кто сильней?» ребята подтягиваются на перекладине. Судья этапа - учитель физкультуры. Критерии оценки: 1 подтягивание -1 бал.

5- этап «Знатоки оружия» ребята на этапе, выполняют норматив по разборке и сборке автомата «Калашникова». Судья этапа - учитель ОВС или представитель военкомата. Критерии оценки: результат оценивается по времени и записывается в маршрутной карточке команды, за ошибки при выполнении норматива – плюс 3 секунды за каждую ошибку к общему результату команды. При подведении итогов после финиша всей игры, судья переводит результаты команд в баллы, по занятым местам, по наименьшему времени.

6- этап «Определи азимут» каждый участник команды определяет азимут, предложенного ему ориентира по компасу. Судья этапа - учитель географии.
Критерии оценки: за каждое правильное определение – 1 бал, если компас -2 градусный, то погрешность в ответе до 4 градусов.

7 –этап «Основы разведки» на этапе проверяется внимание и память каждого ученика. На столе раскладываются 5 фигур (танк, пушка, солдатик.) из цветной бумаги размером -10см разных цветов и ученик за 5 секунд должен запомнить расположение по цвету, затем после того, как судья поменяет их расположение, воспроизводит первоначальную расстановку. Критерии оценки: за правильное воспроизведение – 1 бал.

8- этап «Помоги другу» на этапе ребята оказывают первую медицинскую помощь. Вопросы по данному этапу готовит медсестра. Критерии оценки: за правильный ответ – 1 бал.








Методические рекомендации.
Этапы можно сократить или добавить, в зависимости от количества судей и участвующих команд. В карточке – маршрутке у каждой команды свой маршрут движения, организаторам необходимо учесть при составлении координат и маршрута движения команды и тот фактор как, чтобы команды не оказались на одном этапе одновременно. На карточках в звёздочках судьи проставляют баллы, заработанные командой и свою подпись. В процессе хода игры, болельщикам и гостям предлагается посмотреть концертные номера, подготовленные учениками школы.

3 этап 5 этап
7 этап

1 этап






2 этап 4 этап 6 этап


8 этап

Образец маршрутной карточки команды:


Координаты этапов
1. Северное крыло школы, 3 этаж, 2 дверь слева.
2. 2 этаж, самый большой кабинет школы.
3. 5 дверь в восточном крыле школы, 4 этаж.
4. Южное крыло школы, слева направо 25 шагов.
5. 1 этаж, западное крыло, справа 2 кабинет.
6. Южное крыло, 3 этаж, справа 4 дверь.
7. Проход через тоннель, 2 дверь сразу налево.
8. 3 этаж, 5 дверь справа, северное крыло.









Примерные вопросы тестов викторины «Великая Отечественная Война, год за годом».

1. День начала Великой Отечественной Войны.
а) 4 мая 1938 г.
б) 1 сентября 1939 г.
в) 22 июня 1941 г.
2. День разгрома фашистских войск в танковом сражении на Курской дуге.
а) 2 февраля 1943 г.
б) 23 августа 1943 г.
в) 5 декабря 1941 г.
3. Битва под Москвой, развеявшая миф о непобедимости фашистских войск, произошла?
а) 2 февраля 1943 г.
б) 23 августа 1943 г.
в) 5 декабря 1941 г.
4. Кто стал четырежды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной Войны?
а) И. Н.Кожедуб.
б) А. И. Покрышкин.
в) Г. К. Жуков.
5. Когда принято праздновать День Победы?
а) 1 июня.
б) 9 мая.
в) 22 июня.
6. Битва под Сталинградом, положившая начало коренному перелому в Великой Отечественной Войне, завершилась?
а) 2 февраля 1943 г.
б) 23 августа 1943 г.
в) 5 декабря 1941 г.
7. В каком районе Татарстана родился Герой Советского Союза генерал Акрам Валиев?
а) Аксубаевский район.
б) Азнакаевский район.
в) Альметьевский район.

Примерные вопросы этапа «Помоги другу»

1. Первая медицинская помощь при тепловом ударе?
2. Первая медицинская помощь при сердечном приступе?
3. Первая медицинская помощь при отравлении?
4. Первая медицинская помощь при переохлаждении?
5. Первая медицинская помощь при ожогах?