Презентация на тему: Сентиментализм. Карамзин Бедная Лиза


Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» 2010 Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма. В литературе сентиментализма изображалась не столько сама действительность, сколько её отражение в чувствах повествователя и персонажей. 1 группа: Как изображена природа (пейзаж) в повести?2 группа: как в повести изображается быт?3 группа: как изображен человек (Лиза)?4 группа: как изображен человек (Эраст)?5 группа: какие особенности языка присутствуют в повести? ЛизаИмя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка. Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827. Читает Татьяна Телегина (02:50) Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках. Читает Татьяна Телегина (01:32) ЭрастИмя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии. А.Н. Федоров. Эраст. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза» Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично. В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег».Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов. Изображение человека в произведении сентиментализма Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения, на противоречия внутренней жизни. А Лиза любит всем сердцем, вся её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня. Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство. Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со склонёнными над водой ивами, освещённые лунным светом рощи, картины гармонии человека с природой. Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть, для того, что она его знала наперед, побежала на погреб - принесла чистуюкринку, покрытую чистым деревянным кружком, - схватила стакан, вымыла,вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Как изображается быт в произведениисентиментализма? . Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного. Все предметы быта соответствуют чистой душе героини. Особенности языка произведения сентиментализма. …я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая травадля овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок дляшляпы твоей". Эпизод из повести «Бедная Лиза» Какие слова и выражения делают речь героини столь поэтичной? …я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая травадля овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок дляшляпы твоей". Специально отобраны прекрасные предметыи слова, несущие определённуюстилистическую иэмоциональную окраску, -они передают нежное трогательное чувство Лизы любезный пастушок,с улыбкою,зелёная трава,алеют цветы Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте. Сравните Своё стадоТвоих овецТвоей шляпы Стадо своёОвец твоих Шляпы твоей Карамзин открыл в языке возможностиизображения чувства, тонких движений человеческой души, средства поэтизации любовного переживания. На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.Соответственно подбирались «приятные», «красивые» слова.Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза.Текст насыщался сравнениями, метафорами.Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью. далее Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения. Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ейпредставлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берегМосквы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие каплина зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птичкивспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности. Кто из героев заслуживает восхищения автора? И почему? Прекрасна искренняя, чистая Лиза, умеющая самоотверженно любить. Прекрасна её мать, которая хранит память об умершем муже и любит свою дочь. И даже Эраст достоин прощения, потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив, не мог утешиться и почитал себя убийцею. Поэтому Карамзин высказывает надежду на примирение героев в ином мире. Что является предметом изображения в сентиментализме? Не служение государству, а человеческие чувства, личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей-сентименталистов. В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу.Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза». Словарь Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») — в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).Частным случаем перифраза является эвфемизм — описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»). назад Живопись эпохи сентиментализма. Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла не парадный, а интимный портрет. Всмотритесь в портрет М.И.Лопухиной, созданный художником В.Л.Боровиковским. Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины гармонирует с природой, на фоне которой она изображена.Эти чувства переданы и в колорите картины – в её голубоватых размытых тонах. Об этом портрете писал Я.П.Полонский. Она давно прошла, и нет уже тех глаз,И той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье, тень любви и мысли, след печали, Но красоту её Боровиковский спас. Практикум. Сравните описания внешности героинь. Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод о различии словесного выражения в произведениях сентиментализма и реализма. Много цветов в поле, в рощах ина лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много былокрасавиц в Москве белокаменной, ибо царство Русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться сНатальею - Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще небудет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. А на пятнадцатом году она стала совсем как девушка, и народ дивился ее миловидности: золотисто-белый цвет ее продолговатого лица чуть играл топким румянцем; брови у нее были густые, светло-русые, глаза синие; легкая, ладная, - разве что не в меру высокая, тонкая и долгорукая, - тихо и хорошо поднимала она длинные свои ресницы. «Наталья, боярская дочь», Карамзин «Аглая», Бунин Обобщим сказанное Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.Учебник словесности под редакцией А.И.Горшкова.