Открытый урок Человеческая ценность повести А.А. Пушкина Барышня-крестьянка

Тема: человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цель: создание условий для проявления познавательной активности
учеников в процессе исследования текста;
развитие критического мышления;
воспитание нравственных качеств уч-ся.
Задачи: формировать навыки исследовательской деятельности учащихся в составе группы;
развивать речь уч-ся.
Оборудование: презентация, карточки.

ХОД УРОКА
Оргмомент. Мотивация.
Унылая пора! Очей очарованье! Слайд 1-5 Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.
- О каком времени года говорит А.С Пушкин в этих строках?
Слайд 6 «Болдинская осень», «Осень чудная» эта тайна в истории нашей словесности до сих пор не разгадана – как мог один писатель за три месяца произвести на свет столько великих созданий. Ехал Александр Сергеевич по предсвадебным имущественным делам недели на три, от силы на месяц, а застрял из-за эпидемии холеры на всю осень – Болдинскую! «Работу охраняют тишина и осень», - сказал один из пушкинистов. Итог этой работы оказался потрясающим. О своем творческом подъеме он написал в стихотворении «Осень»: Слайд7

И пробуждается поэзия во мне
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут
 
Но сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии, а о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка». Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это? В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»? Наша задача: разобраться и ответить на этот вопрос.
Проверка знания содержания повести. Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.
Прием «Да-нетка»

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)
Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)
Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)
Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)
Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)
Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)
Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)
Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)
Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

3.Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.
Предлагаю исследовать текст и при помощи приема «6 шляп» сделать вывод: в чем ценность повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?
Слайд 8 Напоминаю правила работы «в шляпах»:
«Белая шляпа»: факты, информация.
«Жёлтая шляпа»: плюсы, , только положительные стороны.
«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.
«Красная шляпа» чувства, эмоции.
«Зелёная шляпа»: новые идеи, творчество.
«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам.

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение, исследуя текст.
Какие два поколения представлены в повести. (Ученики отвечают: старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение).
В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор. Итак, мы начинаем наше исследование, первое задание группам. /раздаю карточки группам/
3.Защита первой части исследования.
1 группа работает в белой шляпе: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.


Факты из текста
Берестов Иван Петрович
Григорий Иванович Муромский

Название имения



Ведение хозяйства, дел



Воспитание детей




В желтой шляпе работает 2 группа: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.
Положительные стороны помещика (Берестова старшего?, Муромского?) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.
Положительные стороны помещика (Берестова старшего?, Муромского?) – всё время вводил что-то новое, хороший отец./
В Черной шляпе работают ребята 3 группы: назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского.
(Берестов старший?, Муромский?) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.
(Берестов старший?, Муромский?) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским./
В красной шляпе работают ребята 4 группы: 1. Задание: какие чувства у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия.
/ недовольство, уважение, сочувствие влюбленным ./
В Зеленой шляпе работает 5 группа: Представьте, что было бы, если бы Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, враждующие помещики, не помирились. Расскажите, как тогда сложилась бы судьба Алексея и Лизы.

В Синей шляпе работаю я: подвожу итоги, делаем выводы.
Перед нами типичные помещики того времени. Один - хозяин, другой - англоман. Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.
Слайд 9 Мы видим в повести признаки исторической эпохи:
- существование помещиков и крепостных, причем, каждый помещик был полноправным хозяином своих земель и крепостных;
- браки по принуждению, невозможность женитьбы представителями разных социальных сословий.
Во всем этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»
- А в чем же её человеческая ценность? Назовите главных героев повести
5. Прежде чем продолжить наше исследование, давайте посмотрим кадры из фильма «Барышня-крестьянка» и вспомним, как развивались между ними отношения.
Физпауза: Пока я включаю фильм, вы встаньте и потянитесь.
6. Слайд10 Кадры из фильма «Барышня-крестьянка»
7. Задания группам, опять используем прием «6 шляп».
8. Защита второй части исследования.
- Работает группа в белой шляпе: Зачитайте цитаты из текста и скажите, о ком эта информация.
1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.
2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.
- Молодые люди полюбили. Давайте выясним, какие качества характера вызвали симпатию героев друг к другу?
- Слово группе в желтой шляпе. Продолжите высказывания:
1. Алексей понравился Лизе, потому что
а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;
б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что
а) она была красивой барышней из богатой семьи;
б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

Теперь вопрос ребятам в черной шляпе: Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого? Выберите вариант ответа:
а) Плохо то, что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.
б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.
Слово группе в зеленой шляпе: Продолжите рассуждение, используя опорные фразы:
Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел . (1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).
Выступление группы в красной шляпе
Повесть заканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?
1) Радость за счастье героев, они по-настоящему. искренне любят и заслуживают счастья.
2) Мне все равно.
Учитель в синей шляпе: Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и та же девушка. Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.
Слайд 11 Мы выяснили: для автора главными ценностями в человеке являются простота, искренность, ум, живость, естественность в проявлении чувств, верность в любви, доброта. Только тогда человек имеет право на счастье.
А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?
Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.
Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.
Оценки за урок.

Приложение 1
1задание 1 группе в белой шляпе: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.


Факты из текста
Берестов Иван Петрович
Григорий Иванович Муромский

Название имения



Ведение хозяйства, дел



Воспитание детей





1задание 2 группе в желтой шляпе: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.
Положительные стороны помещика (Берестова старшего?, Муромского?) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.
Положительные стороны помещика (Берестова старшего?, Муромского?) – всё время вводил что-то новое, хороший отец.

1задание 3 группе в Черной шляпе: назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского.
(Берестов старший?, Муромский?) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.
(Берестов старший?, Муромский?) Муромский живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским.

1задание 4 группе в красной шляпе: 1. Задание: какие чувства у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия.
/ недовольство, уважение, сочувствие влюбленным ./

1 задание группе в Зеленой шляпе: Представьте, что было бы, если бы Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, враждующие помещики, не помирились. Расскажите, как тогда сложилась бы судьба Алексея и Лизы.

Приложение 2
2 задание группе в белой шляпе: Зачитайте цитаты из текста и скажите, о ком эта информация.
1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.
2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.


2 задание группе в желтой шляпе. Продолжите высказывания:
1. Алексей понравился Лизе, потому что
а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;
б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что
а) она была красивой барышней из богатой семьи;
б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.



2 задание группе в черной шляпе: Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого? Выберите вариант ответа:
а) Плохо то, что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.
б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.


2 задание группе в зеленой шляпе: продолжите рассуждение, используя опорные фразы:
Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел . (1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).


2 задание группе в красной шляпе
Повесть заканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?
1) Радость за счастье героев.
2) Мне все равно.










13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315