Разработка урока на тему: Холокост 9-11 классы

дорога смерти »

Задачи урока :
1.Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.
2. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
3.Вопитывать уважительное неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
4. Учить учащихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

Подготовительная работа.
1 Подготовка сообщений
2 Подбор стихотворений по данной теме.
3. Подбор видеороликов по данной теме.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.
( звучит «Реквием», слайды на экране о холокосте)
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же
В безбрежности теряется тропа
От той войны, в которой черепа,
Ушедших в вечность, не нашли могилы.
И где иных казнили – не узнать,
А боль утрат поныне не унять,
Хотя и сгинули нацистские гориллы.

Учитель. Как-то так складывается, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. Сегодня на нашем классном часе мы узнаем, что такое Холокост и о тех, кто стал жертвами Холокоста, узнаем, как чтят память сегодня по погибшим в те ужасные дни Одной из трагедией Великой Войны является «ХОЛОКОСТ», что это за слово, и какие характерные черты имеет? Внимание на экран.

( презентация о холокосте)

Ученик 1. Холокост всесожжение, катастрофа
В истории есть эпизод такой.
Когда невинность под ботфортом,
Когда живой вдруг стал золой.

Ученик 2 Такое не забудешь никогда,
Трагедию ничем ту не измеришь,
И слез не хватит, хоть соленая вода
Как индикатор горя с колыбели.


Ученик 3 Не важно, сколько тебе лет,
Какой ты веры, роста.
Пусть память сохраняет след
О жертвах Холокоста.

Ученик Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Учитель Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Ученик Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. .В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями. 9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы,кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы. За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Учитель . Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня.

(просмотр видео «Бабий Яр»)

Выступления учащихся
Усталые от жизни лица.
Водитель мрачно: «Бабий Яр»!
И болью в сердце мне стучится год сорок первый, тот сентябрь
Всегда печальная страница жестокой памятной войны Мне часто по ночам не спится, а если сплю, то плачут сны

2. Я, как и многие из нас, живу тогда, как и сейчас.
Я, как и многие сейчас, живу за них, живу за нас.
Шесть миллионов мертвых глаз
зовут меня – смотри за нас,
Шесть миллионов мертвых рук
зовут меня – «бери, мой друг!
Бери снега, бери цветы, рисуй прекрасные мечты,
Черты любимые ласкай и другу руку пожимай.
И ты живи в любви своей – в шесть миллионов раз сильней.
В шесть миллионов больше сил потрать,
чтоб мир нас не забыл!»
И, принимая эту роль,
не заглушая в сердце боль,
В вечерней мирной тишине мы загораемся в огне.
Сливаясь с памятью иной,
к печам за страшною стеной
Мы возвращаемся опять,
Чтоб вместе с Ними - умирать

Мой сын сказал однажды – Мама!
Ну, сколько можно крови литься?
К чему забытой жизни драма,
Когда вокруг живые лица?
Давно земля войну забыла,
И холокост ушел в забвенье.
А тут – как вскрытая могила –
Опять твое стихотворенье.
Других занятий не найдется?
К чему опять тревожить память? –
Тебе, сынок, простить придется
Своей неугомонной маме
Ее встревоженную душу,
Что память бережет чужую.
Я ваш покой сегодня рушу,
Я вас тревожу и волную,
Чтоб вы случайно не забылись,
Чтоб вы беспечно не уснули.
Чтоб в ваши спины не вонзились
Когда-то пущенные пули.

Учитель : Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау. В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое).С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных . По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт 728 поляков. На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие. Концентрационных лагерей было около 14 тысяч

(Просмотр видео « Концлагеря»)

Учитель: Шесть миллионов человеческих жизней было уничтожено только потому, что они люди другой нации. Как же победить это зло? Знание и понимание прошлого помогают избежать ошибок в настоящем. Все живущиена Земле связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. И именно мы должны сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу. Видимо, поэтому был учреждён Международный день толерантности, который отмечается 16 ноября. Нет ничего дороже на Земле, чем человеческая жизнь . Человек улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти? Давайте на сегодняшнем мероприятии предложим свои правила мирной жизни.

Ученики
1.Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих поступков, моих действий.
2.Совершая действия, помни, что ты – Человек!
3.Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
4. Протяни руку не для удара, а для помощи.
5.Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Учитель. Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,
Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать,
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.
Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.
Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти.
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

Завершить наше мероприятие хочется словами ваших сверстников
- О чём звучит набат?
О чём предупреждает?
Мы дети 2000-х лет
Кого мы должны жалеть.
Нам все твердят, что многого не знаем,
А если и не знаем
Так Вы нам расскажите
О детях Холокоста, о плаче в Бабьем Яре,
Об одногодках наших, что заживо сожжены.
Рассказ ваш будет труден,
И пострашней кино
Но этого мы не забудем, расскажем про него.

Учитель : Сила человеческого сознания заключена в памяти, когда она умирает, человека нет. Познать и понять трагические события Холокоста невозможно без боли в сердце. В Декларации Стокгольмского международного форума по Холокосту есть такие строки: «Мы вместе с теми, кто испытал страдания, и черпаем вдохновение в их борьбе. Наша обязанность – помнить о жертвах, которые погибли, уважать тех, кто выжил, и укреплять усилия всего человечества ради взаимопонимания». Холокост – это болевая точка в истории современной цивилизации. Спасибо за внимание.

Звучит песня « Пусть всегда будет солнце» в исполнении учащихся начальной школы.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Останинская средняя общеобразовательная школа"
Ленинского района Республики Крым












Международный конкурс

« Память о холокосте – путь к толерантности»

Номинация: Методические разработки по теме Холокоста

Участник : учитель истории и обществознания МБОУ Останинская СОШ

Олейник Юлия Капитоновна



Тема урока: «Холокост – дорога смерти »










2015/2016г.






Заявка
участника Международного конкурса

« Память о холокосте – путь к толерантности»





1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Останинская средняя общеобразовательная школа"
Ленинского района Республики Крым

Ф.И.О. участника: Олейник Юлия Капитоновна, учитель истории и
обществознания

Дата рождения: 10.11.1981г.
Адрес: р.Крым, Ленинский район, с. Останино, ул. Титаренко, д.1, кв.13.
тел.+79788341989
Номинация: методические разработки по теме Холокоста.
Стаж работы: 14 лет, категория СЗД.