«Летят здесь в небе журавли»…( Устный журнал с лирической страницей)


Алексеева Анна Степановна, Карманова Майя Капитоновна - педагог – библиотекари Амгинского лицея им. Л.В. Киренского
«Летят здесь в небе журавли»...( Устный журнал с лирической страницей)
Материал мероприятия посвящён празднику 22 октября - День Белых Журавлей.
Пояснительная записка
Устный журнал — своеобразная форма библиотечного урока, работа по духовному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до учащихся важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.д.
Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими учащимися.
Часть журнала, который освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Общий же объем его — 3-5 «страниц».
Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано рисунками, отрывками из фильма ,может быть озвучена и т.п.
«Странички» размещают по степени их значимости: первая освещает наиболее важный вопрос, остальные конкретизируют его или освещают какие-то другие самостоятельные вопросы.
Объем журнала 5 страниц:
1 страница - « Летят здесь в небе журавли»…
2 страница – День Белых Журавлей
3 страница – Расул Гамзатов особая страница советской поэзии
4 страница – Журавли над Ильменем
5 страница – Японский журавлик
Цели: повышение мотивации к чтению и формирование эмоциональной отзывчивости на примере лирических стихов ,воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина.
Предварительная подготовка
Поиск стихотворений военных времен, репродукций в библиотеке и в интернете.
Подбор слайдов и музыкального сопровождения.
Составление презентации к устному журналу.
Оформление книжной выставки.
Работа с учащимися над выразительным чтением стихотворений.
Универсальные учебные действия: поиск информации и выбор единой темы, работа с иллюстрациями и репродукциями, прослушивание музыкальных произведений, выразительное чтение, чтение наизусть, подготовка вопросов для обсуждения. Внутрипредметные и межпредметные связи: краеведение(Журавли над Ильменем) литература(поэзия), музыка (песня в исполнении Марка Бернеса « Журавли»(слова Р.Гамзатова, музыка Я. Френкеля, песня «Японский журавлик» слова Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова), живопись (репродукции картин), кинофильм (отрывок из кинофильма «Летят журавли»),
Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- выразительно читать произведения военной лирики;
- участвовать в подготовке тематической композиции;
-устанавливать внутрипредметные связи.
«Летят здесь в небе журавли»...( Устный журнал с лирической страницей)
Материал мероприятия посвящён празднику 22 октября - День Белых Журавлей.
«Летят здесь в небе журавли,в любое время годаты здесь посол своей земли, и века, и народа…»
Игорь Пресняков
Целевая группа: старшие классы
Оборудование: мультимедийный экран, книжная выставка, репродукции картин.
Ход урока:
Тихо звучит песня в исполнении Марка Бернеса « Журавли» (слова Р.Гамзатова, музыка Я. Френкеля)
Слайд 1
Библиотекарь : Один из самых поэтичных праздников в России – это, без сомнения, День Белых Журавлей, отмечаемый в нашей стране и в бывших союзных республиках ежегодно 22октября. Он учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах.
Также литературный праздник способствует укреплению многовековых традиций дружбы народов и культур многонациональной России.
-В этот день вспоминают тех, кто положил свои жизни на алтарь победы на всех полях сражений. И в этот праздник вспоминают образ «Белых журавлей».
1-й чтец:
Праздник белых журавлей...Как ты думаешь — он чей?Праздник памяти и грусти,Тех, кто не пришёл с полей.Кто когда-то воевал,Кто остался в этой мгле...Всех, кто жизнь свою отдалРади мира на земле!
Слайд 2
1 страница - «Летят здесь в небе журавли»…
1-й ведущий : Журавль во многих народных легендах и сказаниях символизирует благополучие и мир. Там,где эта птица – свет, добро, надежда на прекрасное будущее. В японском эпосе журавль ассоциируется с долголетием и обеспеченной жизнью, а для китайцев это –символ вечной жизни. Удивительно, но не оставлен без внимания журавль и в африканских притчах. Там эта птица упоминается как посланник высших сил,посредник, через которого можно общаться с богами на небесах. А его полет –возрождение, как морального духа, так и физического тела. Христиане же считают журавля символом смирения и послушания.
( аудиозапись крика журавлей)
2-й ведущий: Писатели и поэты часто писали про журавлей. Вот, например: «Я плыл по лодке вниз и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли». Так выразительно описывает клин журавлей К. Паустовский в рассказе «Наедине с осенью».
2-й чтец:
И снова летят журавли
И клин режет небо рябое
О,если бы только могли
Вы взять меня, с собою!
И мысли мои, и мечты
Летят без раздумья за вами
И песнь неземной красоты…
2 страница – День белых журавлей – праздник духовности, поэзии и светлая память о павших войне.1-й ведущий : С 1986 года в Дагестане, на родине автора текста песни «Журавли», Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретает всероссийский масштаб. Созданный Расулом Гамзатовым, Праздник белых журавлей до сих пор тревожит сердца, подтверждая значимость поэтического слова в нашей жизни.
3-й чтец:
В день мира и поэзии, единства и гармонии,Забудем все обиды, посмотрим в небеса —Там стаи журавлей летят — как белая симфония,Им глядя вслед так хочется поверить в чудеса.
4-й чтец:
В День Белых Журавлей мы вспомним всех,Кого не дождались, недолюбили,Их лица светлые и их весёлый смех.Мы подвиг их великий не забыли.
5-й чтец:
Неспокойно, на сердце тревожно,Журавли так печально летят.Взгляд от них отвести невозможно,Это души погибших солдат.
6-й чтец:
Понеслись они плавно и стройноВслед за солнцем к чужим берегам.Журавли, вы несите достойно,Эти души так дороги нам.
Слайд 3
3 страница - Расул Гамзатов особая страница многонациональной советской поэзии
1-й ведущий : За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира:
•народный поэт Дагестана,
•Герой Социалистического труда,
•лауреат Ленинской премии,
•Государственных премий РСФСР и СССР,
•международной премии «Лучший поэт ХХ века» (Рим),
•лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос»,
•премий Джавахарлала Неру, Фирдуоси, Христо Ботева, а также премий Шолохова,Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы…
Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Она давно перешагнула границы родного государства и стала мировым достоянием.
2- й ведущий: Но самая известная его стихотворение положенная на музыку Яна Френкеля стала песней-реквиемом, гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а впоследствии - и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние непростые времена песня, как никогда, значима для всего мира. Ее мелодия в исполнении Марка Бернеса обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала, ее невозможно воспринимать без волнения, без слез. «Журавли» — песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну.
Слайд « Из военных времен»
Песня «Летят журавли» в исполнении Артемьевой Алены, Москвитиной Лены
Слайд 4
4 страница - Журавли над Ильменем
1 –й ведущий : Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Один из них в столице нашей Республики в городе Якутске, сквер – мемориал «Журавли над Ильменем» посвященный памяти 220 воинов – якутян, погибших 23 февраля 1943 года на озере Ильмень Новгородской области. Сквер украшает композиция из семи журавлей, у подножия которой из 220 камней выложен курган. Именно столько воинов – якутян пало в тот день на озере Ильмень.
Известный якутский поэт Сергей Васильев написал поэму «Священный Ильмень». В ней есть такие строки: «Старый Ильмень, ты помнишь их — огневых, молодых и живых». Эти слова стали гимном о погибших 23 февраля 1943 года. О воинах-якутянах помнят не только в родной республике, но и на новгородской земле.
2-й ведущий:
Старый Ильмень,
Ты помнишь их —
Огневых, Молодых,
Живых!
Их ночнойБоевой переход…
Как трещал под ногами лед…
Как коварно яснел небосвод.
Приближая зловейщий восход…
И внезапно
Налет…
Бомбы…
Бомбы
Терзали лед!
Как коварно яснел небосвод,Приближая зловещий восход…И хлестал,И сметалМеталл…И стонал.Клокотал,Ал –От огняИ от крови ран,Ты, мой Ильмень,Седой ветеран…Это был не восход –Ад…Ни вперед,Ни назад!Сжат,Умирал,УтопалБрат…А над Леной рыдалСнегопад…
7-й чтец:
Нам завещано помнить о павших,О защитниках нашей земли.Души светлые чистые вашиПонесли в небеса журавли.
8-й чтец:
Те воины, что проливали кровь когда — то,На склонах гор, средь леса и полей.Не умирали вовсе, те солдаты,А принимали облик журавлей.
Слайд 5
5 страница – Бумажный журавлик
1-й Ведущий: Стихотворение«Журавли» Расул Гамзатов написал под впечатлением посещения известного памятника белым журавлям в Хиросиме, и рассказа о хиросимской девочке - жертве последствий ядерной бомбардировки, которая умерла, не успев вырезать из бумаги тысячу журавликов.
Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было всего два года. Семья ее проживала в нескольких километрах от места трагедии и потому не пострадала. Но через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта. В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду,что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление.
2-й Ведущий: Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…
До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.
Слайд 6
9-й чтец:
Сделаю бумажного журавлика,Отпущу по ветру, пусть летит.Он до стран далеких доберётся,На твоё окошко сесть решит.
10-й чтец:
Отдохнёт бумажная игрушка,Ты, мой друг, расправь ему крыла.Подсуши, разгладь его немножко,И отправь в далёкие края.
11-й чтец:
Пусть летит, и будет всем на счастье,Разнесёт по странам мира свет.Память он подарит всем и радость,И в сердцах оставит добрый след.
Песня «Японский журавлик»
Слова Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова в исполнении Розы Рымбаевой
Заключение
12 –й чтец:
Журавль птица счастья, птица мира,Хранит всю память прожитых боев.Они отображают честь мундираХотя, это понятно и без слов.
13-й чтец:
Ведь символ чести, выразить словамиНельзя, сквозь миллионы дней.Для этого придуман общий праздникИ это праздник Белых Журавлей!
Ведущий:

Праздник«Белых журавлей» раздвигает исторические и географические рамки, он вне времени пространства, а главное - этот праздник интернационален - ибо в этот день мы вспоминаем погибших в Хатыни и Хиросиме, в Чечне и Каспийске, в Нью-Йорке и в Москве.
Праздник Белых Журавлей уже несколько лет отмечают во многих странах мира…
Сохраним эту традицию, пусть Белый Журавль собирает своих друзей еще многие и многие годы!
Вопросы к участникам устного журнала:
- Какие легенды о журавлях вы узнали?
- Как звали девочку из Японии?
- В каком городе она жила?
- Какие песни военных лет вы слышали?
- Какие фильмы о войне вы знаете?
- Какие чувства и мысли вызывают у вас лирика военных лет?
- Почему необходимо вспоминать о войне, о нашей Победе?
Заканчивая урок , мы просим вас выбрать фразу (несколько фраз), закончить ее (их)
самостоятельно
Я понял(а), что …_________________________________________________
Я почувствовал(а), что… ___________________________________________
Я попробую… ____________________________________________________
Урок дал мне для жизни… _________________________________________
Мне захотелось… _________________________________________________
Расскажу дома, что _______________________________________________
Технологическая карта урока
Краткое описание этапов Перечень УУД, выполняемых учащимися
На первом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущего урока:
Поиск стихотворений военных времен, репродукций в библиотеке и в интернете.
Подбор слайдов и музыкального сопровождения.
Составление презентации к устному журналу.
- поиск информации и выбор единой темы, -работа с иллюстрациями и репродукциями,
-прослушивание музыкальных произведений,
-выразительное чтение,
-чтение наизусть,
-подготовка группами вопросов для обсуждения.
Использованная литература:
1.Священная война… : Стихи о Великой Отечественной Войне. – М. : Художественная литература, 1966.
2. Родина мужественных: Стихотворения и поэмы военных лет / Сост. Юрьев И.Я. – Ярославль. Верх.-Волж. КН. Изд-во, 1985.
3. Русская поэзия. ХХ век: Антология/ Под ред. В.А.Кострова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
4.Гамзатов Расул Гамзатович Википедия. /https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.Литературный праздник «Белые журавли» // www.calend.ru › Праздники России