Конспект классного часа Блокадный Ленинград.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 г. Павлово




Классный час на тему:
«Блокадный Ленинград».


























Разработал:
классный руководитель 6а класса
Ларионова Вероника Борисовна












г. Павлово. 2016 г.
Задачи классного часа:

совершенствование духовно - патриотического развития учащихся,
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну,
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны,
способствовать развитию мышления и познавательной активности.

Оснащение: презентация « Блокадный Ленинград».

Учитель:
Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов. Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!... Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге.
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство.
Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на несколько долгих лет.
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мертвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодежь оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда.
Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения .Сюда попали и войска, защищавшие город; никто из них даже и не рассматривал никаких призывов сдаться.
На защиту родного города поднялись все её жители .В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы.
Ученик:
Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным
возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер
не сдадим!..
( О. Берггольц)
Продовольствие и топливные запасы – всё было очень ограничено ( только на 1-2 месяца )
Весь общественный транспорт остановился. К зиме 1941/42 г. г не осталось никаких топливных запасов, водных поставок, почти никакой электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. В январе 1942 г. в разгар необычно холодной зимы было зарегистрировано самое низкое количество продовольствия в городе: на человека приходилось только по 125 граммов хлеба в день. Крошечный почти невесомый ломтик:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Только за два месяца, - январь и февраль 1942г., - 200 тысяч ленинградцев умерли от холода и голода. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.
Ученик:
На салазках кокон пряменький
Спеленав, везет
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метет.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей, вот тоже, дочери
Схоронен вчерась.
Бог прибрал, и слава Господу,
Легче им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих со ста грамм».
Труден путь, далек до кладбища,
Как с могилкой быть?
Довезти сама смогла б еще,
Сможет ли зарыть?
А не сможет - сложат в братскую,
Сложат, как дрова,
В трудовую, Ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки, -
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней,
мой маленький,
Легче умереть. (Наталья Крандиевская-Толстая)
Учитель:
Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей: ( Слайд 14 )
Ученик:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Учитель:
Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и... учились! Учились, несмотря ни на что.
Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало -- около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при тусклом свете коптилки, скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня - по часам.
Находили все способы, чтобы накормить людей. Из дрожжей приготовляли супы, которые засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся по карточке. Тарелка дрожжевого супа часто была единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей. Из мездры шкурок молодых телят, найденных на кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня был крайне неприятен, но кто обращал на это внимание? Голод подавлял все чувства. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же отправляли в хлебопечение.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.
21 октября 1941 года молодежная газета "Смена" опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ "К пионерам и школьникам Ленинграда" с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда.
Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.
Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.
Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.
Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами.
Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли "часовыми ленинградских крыш".
Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.
Ученик:

· Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье
( О. Берггольц )
Учитель:
В связи с прекращением связи с Большой землёй особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной « Дорогой жизни». По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.
Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.
Ученик:
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
- Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
( О. Берггольц)
Учитель:
Наступила весна 1942года. 25 марта 1942 года было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.
В городе работали театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкал ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.
Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах.
2июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде.
22декабря1942 года была учреждена медаль « За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, а годом позже – 27 января 1944г. – была полностью снята.
В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди
( В. Рождественский)
Учитель:
Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников. Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города. В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта», созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения. Инициатором создания этого памятника были учащиеся 144-й средней школы Санкт-Петербурга. Ученица:
Мне и самой порою не понять,
Всего, что выдержали мы с тобою
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
Мы выдержали испытанье боем.
И, каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
( О. Берггольц)
Учитель:
"О камни! Будьте стойкими как люди!" Памяти жителей блокадного Ленинграда посвящается...
14 апреля 2007 Санкт-Петербург
Словами, принадлежащими поэту Юрию Воронову, встречает посетителей мемориал на площади Победы Тук - тук, тук - тук Звук - метронома - мерное биение механического пульса времени. Удары, меряющие жизнь осажденного города. Отмечающие жизни спасенные и погубленные. Отсчитывающие мгновения до его освобождения. Звук не замирающий, звук, не умолкающий под сумрачными сводами подземного зала Памяти Монумента героическим защитникам Ленинграда. И лишь позывным Совинформ бюро позволено прервать его Звук, прозвучавший впервые 8 сентября 1941 года, когда с захватом города Шлиссельбурга началась блокада, самые страшные дни, месяцы, годы его истории
Кровью связано с войной, блокадой само место расположения мемориала. Некогда здесь, по фронтовой дороге, шли на бой с врагом защитники Ленинграда: солдаты, матросы, батальоны народного ополчения Рядом железной полосой въелась в ленинградскую землю линия фронта. Отсюда началось наступление дивизий Ленинградского фронта в январе 1944 года. Здесь летом 1945 воздвигли триумфальную арку, встречавшую вернувшихся с фронта. И, наконец, здесь 9 мая 1975 года был открыт главный памятник Зеленого пояса Славы, хранящего в мемориалах очертания блокадного кольца
Уже более 30 лет назад гранитной стрелой вознесся в небеса обелиск на площади Победы, о победе этот монумент, о ее цене. И потому не гаснут в каменном кольце факелы вечного огня, факелы памяти, в обрамлении бронзовых изображений военных наград города-героя.
Каменные ступени, погруженной в сумрак лестницы, ведут вниз, в подземный Памятный зал музея-памятника, музея-мавзолея, музея-храма. Попавших в его вечный полумрак неизменно влечет молочная белизна света гранитных витрин - саркофагов. В них символы тех 900 дней. Каждый, из которых отмечен красным светом электрической свечи, поднимающимся из гильз 76-миллиметровых снарядов. Так болью горят они в памяти людей и в памяти города. 900 дней - 900 страниц "Летописи героических дней блокады Ленинграда", хранящей в бронзе страниц события каждого из них. И ежедневно переворачивают их , будто здесь год за годом их переживают вновь и вновь.
Вот самый главный и самый ценный экспонат, в стеклянном кубе. Маленький, чудовищно маленький, кусок черного хлеба. Те самые печально знаменитые 125 блокадных грамм, "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" из колющих память и душу стихов Ольги Берггольц, чей тихий голос стал тогда голосом самого Ленинграда. Хлеб - это надежда, слабая надежда на жизнь. А рядом снаряды. Днем и ночью немецкие бомбы падали на город. Днем и ночью не замолкали станки в цехах. Все для фронта, все для победы. В другой витрине удостоверения шоферов Дороги жизни. Они везли зерно в голодающий город, они эвакуировали его жителей. Но около миллиона их жизней унесла блокада.
Но умирающий в голоде и холоде город жил. 9 августа 1942 года зажглись огни Большого зала филармонии. Звучала 7-я, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Программка этого концерта сегодня в музее рядом с одной скрипок, звучавшей в нем. И рядом школьная тетрадь, через стекло витрины, пространство и время смотрим мы на аккуратный подчерк ученика одной из 39 школ, продолжавших работать в осажденном городе. Черная тарелка радиоприемника. Ничем не примечательная вещь довоенного быта приобрела в Блокаду совершенно особое значение. Порой только его речь, позволяла верить, что в мертвом городе, населенном почерневшими от голода и горя жителями - призраками еще теплиться жизнь.
Ученик:
Через века, через года
Помните
О тех,
Кто уже не придёт никогда,
Помните,
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны.
( Роберт Рождественский)





















Интернет-русурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]