План подготовки к итоговой аттестации по биологии

План подготовки к итоговой аттестации по биологии
в 11классах
учителя биологии Плотниковой Р.Ф.
Единый государственный экзамен по биологии – экзамен по выбору, но с каждым годом эта форма государственной итоговой аттестации приобретает всё большее доверие школьников. Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Даже те ученики, которые имеют высокий уровень предметной подготовки, часто сталкиваются с рядом проблем, как только речь заходит о любых формах аттестации. Особенно серьезными эти проблемы могут быть при сдаче выпускных экзаменов, результаты которых существенно влияют на будущую карьеру выпускников.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
На своих уроках, в зависимости от ситуации и возраста учащихся, особенностей класса, я использую различные педагогические технологии, т. е. различные способы организации учебного процесса, позволяющие достичь заданных целей обучения. Это проблемное и проектное, исследовательское обучение. Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий.
При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделам «Зоология» и «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы зоологии и ботаники, которые они изучали несколько лет назад.
Еще одним из приемов подготовки к экзамену является отработка умений решать биологические тесты. Все проверочные работы по биологии с 6 по 11 класс построены по типу КИМов, т. е состоят из трех частей. В качестве проверки усвоения учебного материала можно использовать также компьютерные тесты. Такие тесты содержат программы «1С-Репетитор. Биология»,сайт «Биоуроки» и другие. В своей работе я применяю различные тестовые задания, в некоторых случаях учащиеся сами составляют тесты к теме проверочной работы.
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или с устного терминологического диктанта.
Задания части «С» задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.
Для того, чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности .Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.
1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов
5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.
Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На сайте ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.
Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.
Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Биология. Электронный учебник.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Открытая биология.Физикон 2.6.
Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.
Abiturcenter – где можно пройти тесты on-line,
Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).
Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности)
Сдать экзамен просто 4егэ на Яндексе.
План последовательного изучения материала курса «Подготовка к итоговой аттестации по биологии »
Предмет и методы биологии.
1. Уровни организации живых систем.
2. Свойства биологических систем.
3. Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
4. Организм как биологическая система.
5. Разнообразие организмов.
6. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
7. Закономерности наследственности и изменчивости.
8. Селекция.
9. Надорганизменные системы.
10. Эволюция органического мира.
11. Антропогенез.
12. Биология растений.
13. Биология животных.
14. Биология человека.
15. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Учебную программу я планирую пройти в марте 2012 года. С апреля вплотную подойти к подготовке к ЕГЭ на уроках. Внеурочные занятия по подготовке к ЕГЭ я провожу один раз в неделю. Из сдающих ЕГЭ Абдюкова Алина 11 А класс и Гибадуллина Эльвира 11 Б класс тренировочные тесты, проверочные работы ими выполняются на низкий балл. Оценки по биологии
Фамилия,имя
итог 10 класс
1 полугодие 11 класс

Абдюкова Алина
4 (хорошо)
4 (хорошо)

Гибадуллина Эльвира
4 (хорошо)
3(удовл)


Таким образом, на мой взгляд, можно выделить следующие этапы в работе при подготовке к итоговой аттестации:
1. Овладение материалом через формирование познавательного интереса у учащихся,
2. Применение на практике биологических знаний в ходе решения тестовых заданий,
3. Результативность (результаты ЕГЭ от 36 баллов)

Справочные материалы
1. сайт: www.fipi.ru
2. сайт: http://ege.edu.ru.
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. / Г.И. Лернер – М. Просвещение, ЭКСМО, 2005.
4. Биология растений, грибов, лишайников. М. «Дрофа», 2007 г.
5. Н. Ф. Бодрова .Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов по биологии в тестовой форме. В. ВОИПК и ПРО, 2008 г.
6. ЕГЭ 2012 ФИПИ Биология