СтатьяИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРОМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРОМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ.

В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что 70-75% детей составляют длительно болеющие, а 15-20% детей имеют хронические заболевания. Эти дети приходят в школу, которая усугубляет состояние их здоровья перегрузкой, невозможностью в массовой школе в полной мере осуществлять подход к обучению, развитию и комплексной реабилитации детей, страдающих различными заболеваниями. На фоне усиления воздействия на растущий организм различных факторов, обусловленных классно-урочной системой, снижается адаптационно-приспособительный резерв детей. В результате больные дети попадают в разряд «двоечников», неудачников, что способствует разрушению психического и физического здоровья учащихся. В связи с этим медико-психолого-педагогические консилиумы, лечебно-профилактические и государственные службы медико-социальной экспертизы стали выдавать справки и заключения с рекомендациями индивидуального обучения таких детей на дому. Вместе с тем индивидуальное обучение таких детей нередко приводило к изоляции ребенка от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.
Тогда перед педагогами встали конкретные проблемы:
А) Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка?
Б) Как обучать детей, имеющих слабое здоровье, и не только подготовить их к усвоению Госстандарта, но и научить выполнять задания повышенного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
В) Как обучить больного ребенка, если по нормам учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?
Г) как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории?
Д) Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении учебного курса?
Е) Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимся учебных программ?
Учителя, обучающие детей данной категории, сталкиваются с проблемами организации и самого учебного процесса. Практически нет современных адаптированных методических разработок для обучения больных детей на дому. Но учитель может составить свою индивидуальную программу, ориентируемую строго на обучение конкретного ученика, выстраивая ее в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребенка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития.
Исходя из цели комплексной реабилитации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому, необходимо решение следующих задач:
1.Обеспечение рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения больного ребенка, основанного на преемственности содержания, форм, методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья;
2.Адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка;
3.Создание адаптированных учебных программ по предметам общеобразовательной школы, в том числе индивидуальных программ обучения больных детей и детей, нуждающихся в комплексной реабилитации, с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.
Все эти задачи в той или иной мере помогает решать информатизация учебного процесса индивидуального обучения больных детей на дому. Компьютер выступает в роли эффективного средства как для наглядной иллюстрации математических понятий, так и предоставляет большие возможности в развитии творчества обучащегося.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения учителя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, рефераты, выполнение заданий на электронных карточках, компьютерное тестирование), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
В настоящее время области применения информационных технологий при изучении математики разнообразны. Рациональное использование новых информационных технологий способствует повышению интереса к предмету, лучшему усвоений знаний, формированию компьютерной культуры подростков. Одновременно актуальным становится вопрос выявления оптимальных способов организации урока.
Опишу некоторые, на мой взгляд, удачные аспекты опыта использования компьютера на уроках математики с больными детьми обучающимися на дому:
В пятом классе, используя возможности программы Microsoft Power Point, были созданы презентации по темам: “Задачи на нахождение площадей фигур”,“Задачи на движение”, “Задачи на работу”, “Задачи на уравнивание”, “Задачи на части”. Применение этих презентаций существенно повысили уровень наглядности при обучении обучащегося решению задач. За счет демонстрации схем и иллюстраций к задачам более рационально использовалось время урока. Это позволяло на уроке решить больше задач дало возможность решить задачи разными способами.
Невозможно переоценить роль готовых электронных обучающих программ для уроков геометрии. В 7-9 классах они используются в обучении доказательству теорем, что позволяет организовать эффективную работу на уроке. В 10 – 11 классах программы способствуют пониманию и решению пространственных задач. Одной из основных проблем при изучении геометрии на дому является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность.
На уроках алгебры использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и их преобразование графиков.
Приведу пример использования компьютерных технологий на уроке математике в 6 классе по теме “Задачи на движение”. Для объяснения и закрепления нового материала была создана презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания я применила эффекты анимации (появление и движение объектов на экране). Следующий этап урока – отработка навыков. Задача “прописывалась” на экране, обсуждалось ее решение. Затем ученик прописывает решение задачи в тетради.
Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т. д.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ:
- здоровьесберегающая;
- адаптационная;
- реабилитационная;
- компенсирующая;
- коррекционная;
- развивающая;
- обучающая;
- воспитательная.
Мы, все знаем, что предельно-допустимая нагрузка на ученика, находящегося на индивидуальном обучении не должна превышать:
5-8 классы: до 15 часов в неделю, из них в нашей школе отводится 2-2,5 часа на математику.
9-е классы: до 17 часов в неделю, из них 2,5-3 часа на алгебру, геометрию.
10-11 классы: до 18 часов в неделю, из них 3 часа на алгебру и геометрию.
А из этого следует и расчет времени, которое можно отвести на изучение той или иной темы, при составлении тематического планирования. Например, на изучение темы: «Обыкновенные дроби» в 5 классе отводится 25 часов при 6 часах в неделю, а если выделено на индивидуальное обучение 2 часа в неделю, то соответственно и тема эта должна изучаться всего 8-9 часов.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ. РЕЖИМ.
Мое учебное занятие длится не более 40 минут с 10-15 минутным перерывом:
- 20 мин – первая часть занятия с использованием ИКТ;
- 10 мин – физпаузы, развивающие минуты;
- 20 мин – вторая часть занятия, работа в тетради.
Оптимальные дни для учебных занятий:
- понедельник, вторник, среда и пятница;
- четверг – наблюдение у специалистов;
- суббота – кружковая и досуговая деятельность.
Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий при индивидуальном обучении больных детей на дому – режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей обучающихся.

РЕЖИМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ( по Н.Т.Лебедевой).

класс
Длительность
Работы с компьютером
Количество занятий в день
Гимнастика для глаз в ходе занятий
Физкультминутка на рабочем месте
Длительность
перерывов
между занятиями

5
15
1
3-5 упражнений
по 5 и более
раз каждое
7-8 упражнений
по 4-6 раз каждое
10-20 минут

6-7
20
1
То же
То же
10-20 минут

8-9
25
2
5-7 упражнений
по 8-10 раз каждое
8-9 упражнений
по 6-8 раз каждое
50-60 минут

10-11
25, при сдвоенных уроках
30 и 15.

2

То же

То же
50-60 мин.






Итак, урок с использованием информационных технологий становится:
1. Более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе у подростка. Обучение на дому превратилась из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ.
2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
3. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивается до 65%. Компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
4. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
5. Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Использование на уроках компьютеров имеет свои очевидные преимущества, однако в этом, к сожалению, имеются и недостатки:
1. Обычно подготовка подобного урока трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.























МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»







Тезисы на тему:


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРОМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ.»



Автор: Куклева М.М., учитель математики.










г. Череповец - 2009