Проект Экологическое благополучие места проживания



МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Тема проекта:
«Экологическое благополучие места проживания»

Руководитель работы:
Козлова Татьяна Александровна
Село Васильевка Конышевского района Курской области

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

 Реализация проекта обучающихся, направленного на изменение и улучшение школьной территории и территории села ………………….6
1. Сбор информации. Анализ нормативно-правовой базы…………..6
2. Каким хочешь видеть своё село (опрос обучающихся и педагогов).. ......................................................................................7
3.«Мы за чистое село!» (обращение участников проекта)…………..8
4.Трудовые акции по уборке территории…………………………. ….8
5.Озеленение села……………………………………………………….9
6.Благоустройство села   ………………………..……………………...9
Виды деятельности по реализации проекта…………………………. 10
Конкретные результаты…………………………………………………10
Оценка результатов…………………………………………………… 10
Перспективы дальнейшего развития проекта………………………… 11
Заключение………………………………………………………………………12
Программа действий в работе над проектом…………………………………..13
Мероприятия проекта……………………………………………………………13
Список использованных источников и литературы …………………………17
Приложение………………………………………………………………………18
Введение 
Наша школа размещается на территории села Васильевка Конышевского района Курской области.
Благоустройству территории школы, ремонту и созданию уюта внутри школы ежегодно уделяется большое внимание. На школьной территории расположены спортивная площадка, цветочные клумбы, кустарники, деревья, школьный огород. Обучающиеся и педагоги нашей школы работают над развитием и улучшением ландшафта пришкольной территории. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся. Эту работу мы рассматриваем как часть системы социального становления личности.
В последние годы проблема экологического благополучия места проживания становится актуальной не только для школы, но и для всего села.
Уровень общей культуры сельского населения низок, практически отсутствует экологическая культура. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах светлого и чистого села, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы. Чтобы воспитать красивую личность, надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни села. [6]
Таким образом, выявилось противоречие между запросами педагогического коллектива, учеников и родителей нашей школы и теми условиями, которые созданы в селе.
В рамках Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» у обучающихся школы возник интерес самим разработать и реализовать предложения по благоустройству села и школы. Охватить всю территорию села сразу невозможно, поэтому в первую очередь решено заняться благоустройством школьной территории и близ лежащих улиц.
Проблема нашего проекта: экология, охрана природы, озеленение, благоустройство села. 
На основании этого поставлена цель нашего проекта:  улучшение окружающей среды, создание психологически комфортных, эстетически воспитывающих и безопасных условий во взаимодействии общеобразовательного учреждения с социумом, привлечение молодежи к участию в трудовой деятельности, формирование экологически грамотного и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:
 создание проекта;
 взаимодействие школы с социумом в вопросах по благоустройству села;
  уборка территории от мусора;
  озеленение и благоустройство села;
  благоустройство школьной территории и близ лежащих улиц;
 создание благоприятных условий для проведения уроков, мероприятий в урочное и внеурочное время;создание дополнительного комфортного пространства для работы летнего лагеря, находящегося на территории школы;создание благоприятных условий для ожидания школьного автобуса детьми близлежащих сёл, обучающихся в школе, их родителей;развитие наблюдательности и любознательности, воображения и творческих способностей обучающихся;
воспитание умения видеть красоту природы, уважения к созидательной деятельности человека и негативного отношения к разрушительной деятельности по отношению к природе;
привитие навыков экологически грамотного поведения.[3]
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
1.  формирование экологически безопасной, здоровьесберегающей образовательной среды;
2.  повышение социальной активности обучающихся;
3.  сотрудничество и взаимодействие обучающихся, родителей, педагогов и других жителей села;
4.  внедрение информационных технологий в экологическое, эстетическое воспитание школьников;
5.  повышение авторитета школы;
6.  представление школы на районном уровне (в рамках акции «Летопись добрых дел по сохранению природы»). [8, 85]
А также в ходе работы:
Будет собрана и систематизирована информация об экологическом состоянии села.
Будет проведен экологический мониторинг.
Будут отобраны активная часть молодежи, школьников, учителей и объединены в единую команду.
Будут проведены учебные семинары по социальному проектированию.
Будет проект по благоустройству села.
Будет круг заинтересованных партнеров по реализации проекта.
Будет одна интересная работа для всех и каждый найдет себе занятие по интересам.
Измениться экологическая культура населения, школьников: «От экологического образования к экологической деятельности».
Будут устранены многие экологические нарушения.
Улучшиться эстетичный вид села.
Будут созданы клумбы, ухожена спортивная площадка. [1, 170]
Новизна проекта
Новизна нашего проекта состоит в том, что в его основу включена работа группы старшеклассников по благоустройству территории села, выполненная под руководством педагогов.
 
 
Продолжительность реализации проекта
Данный проект долгосрочный. В этом году работа по благоустройству села и школьной территории не заканчивается. У коллектива учителей и обучающихся много предложений и идей для работы в будущем.

Формы работы над проектом:
экскурсия
интервью с администрацией школы
интервью с родителями
интервью с учителями
социальный опрос
конкурсы
мониторинг
выпуск листовок
изучение документов
         Реализация проекта обучающихся, направленного на изменение и улучшение школьной территории и территории села
Сбор информации. Анализ нормативно-правовой базы
1. Конвенция о правах ребенка от 1959 г.
Статья 27.
1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 29.
1. Государства участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено:
е) на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31.
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг…
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Статья 29.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенные законами.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 130.
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ
Статья 1. Основные принципы земельного законодательства.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Статья 29. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.
1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право:
на участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.[5, 58 - 61]
  Каким хочешь видеть своё село (опрос обучающихся и педагогов) 
Рассмотрение предложений участниками акции
 
Командой акции были выбраны наиболее подходящие для реализации проекта предложения, сформулирована актуальная социальная проблема и определены шаги по составлению рабочего плана проекта:
 определение целевой аудитории, на которую рассчитан проект (возраст, количество);
 изучение возможностей своей команды;
 определение последовательности работы;
 определение исполнителей проекта, включая обязанности и ответственность.
3.  «Мы за чистое село!» (обращение участников проекта) 
Лучшим способом для выявления социально значимой проблемы школьники сочли экскурсию по селу, в ходе которой был определен круг актуальных вопросов.
Социальный ландшафт представляет печальное зрелище:
Около некоторых домов свалки мусора
Заброшенные участки превратились в пустыри, заросшие травой


Сейчас


Около жилых домов нет цветников и деревьев
Старые сухие деревья представляют угрозу для прохожих

С информацией по социальной проблеме команда ознакомила общественность и обратилась за помощью в администрацию сельского совета:
 изучение статьи «О чистоте» в районной газете «Трибуна»;
 выступление перед обучающимися школы с идеей о создании и реализации проекта;
 выпуск листовок «Уважаемые односельчане…»;
 обращение к главе администрации Наумовского сельсовета Новиковой В.А.;
рассмотрение и изучение плана  организационных мероприятий по подготовке и проведению санитарной очистки подведомственных территорий по Наумовскому сельсовету с целью планирования совместных действий.
4.  Трудовые акции по уборке территории 
Территория требует благоустройства, поэтому одной из главных задач проекта является уборка и улучшение внешнего вида пришкольной территории и прилегающих улиц села. Ребятами был разработан план мероприятий по очистке территории от мусора, по уборке школьного двора от сучьев и сухой травы.

5.  Озеленение села 
«Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков и садов, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов. Школьники занялись озеленением территории села, посадкой цветников и кустарников. Они чувствовали и понимали, что создавая эту красоту, будут радоваться не только они, но и все окружающие. [2]
Каждый был уверен, что человек с присущей ему гордостью за свои поступки, сегодня убирающий мусор, высаживающий цветы на месте бывшей свалки, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Выиграют, конечно же, все – участники проекта в первую очередь и жители села в целом.
Педагоги школы принимают активное участие в подготовке и реализации проекта обучающихся. Ярким примером является и то, что многие учителя озеленяют территорию около своих жилых домов, разбивают прекрасные цветники во дворах и перед фасадом домов.
  6.  Благоустройство села 
Школьники решили собственными силами без материальных затрат улучшить благосостояние села. Они под руководством педагогов разработали план мероприятий по благоустройству своего населённого пункта, начав эту работу с прилегающей к школе территории:
 
Обрезка деревьев
Покраска изгороди
Расчистка и окультуривание участков земли
Скашивание травы в школьном дворе
Разбивка клумб
Посадка деревьев и кустарников
Выращивание рассады
Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности: 
1) исследовательскую (исследовали экологическое состояние  пришкольной территории, зелёных насаждений, возделывание культур на школьном огороде;
2) проектную (реализация проекта по улучшению экологической ситуации); 3) пропагандистскую (выступления на родительских собраниях, конференциях, праздниках); 4)просветительскую; 
5) внеклассную работу (школьное научное общество обучающихся, классные часы, предметные недели). 
КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта будут получены: 
1) ухоженная территория школы; 2) красивые зелёные насаждения; З) место для проведения занятий с детьми, которые посещают летний лагерь; 4) комфортные условия для ожидания школьного автобуса детьми, проживающих в других сёлах; 5) создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Критериями оценки эффективности проекта считать следующее:
1.Посадка зеленых насаждений, разбивка цветочных клумб, что позволит сохранять и укреплять здоровье обучающихся и работников школы.2 Уход за растениями и территорией школы с целью приобщения обучающихся к труду и приобщения к живой природе.3.Улучшение и разнообразие учебно-воспитательного процесса на свежем воздухе в комфортных условиях.
Работа над данным проектом позволит добиться предполагаемых результатов:
*организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
* комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;
* приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
* создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся,
представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
* создание благоприятных условий жизни;
* привитие трудовых навыков и навыков экологически грамотного поведения в повседневной жизни. [4]
Эффективность данного проекта высока: 
1) клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз обучающихся, учителей, родителей и гостей школы, 2) лавочки около школы позволят детям ждать автобус в комфортных условиях, а также обучающиеся смогут там проводить время на переменах, возможно проведение уроков на свежем воздухе, что будет своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение обучающихся и эффективность учебного процесса. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
1) Уход за пришкольной территорией во все сезоны (расчистка снега, посадка цветов, обновление деревьев и кустарников, покраска лавочек и изгороди, замена забора, побелка деревьев, уборка листвы). 2)Благоустройство спортивной площадки. 
3)Озеленение школьной территории. 
4) Разбивка клумб и посадка цветов.
Заключение 
Создание и реализация данного проекта - благоустройство села и пришкольной территории способствует улучшению условий жизни социума.
Ценность этой работы заключается в следующем:
1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами обучающихся.
2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию.
3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.
4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.
В результате реализации проекта была создана команда единомышленников из школьников, учителей и общественности, проведён анализ и оценка экологического состояния села, проведена работа по повышению уровня самосознания населения.
На территории школы и социума создаются безопасные, психологически комфортные и эстетически воспитывающие условия.
Этот проект – начало огромной работы по благоустройству села.
Выявив актуальность данной проблемы для школы, поставив цели и задачи,
которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. Наметили для себя программу действий. [7]



Программа действий в работе над проектом
№ п/пНазвание этапа Цель Срок
выполнения
1 Подготовительный Мотивация, целеполаганиепроекта Апрель
2 Проектировочный
Построение ориентировочнойсхемы деятельности Апрель
3 Практический Реализация проекта Апрель– октябрь
4 Аналитико-
коррекционный
Анализ промежуточныхрезультатов работы и внесение изменений Май – сентябрь
5 Заключительный Сопоставление действительных и
желаемых результатов работы Декабрь
Мероприятия проекта:
Содержание проекта Срок Ответственные Результат
Организационные мероприятия
Создание в школе команды обучающихся и учителей по социальному проектированию Апрель Козлова Т.А. – зам.директора по ВР Единая команда с названием и девизом: «От экологического образования к экологической деятельности»
Всеобуч команды. Семинар по социальному проектированию

Проведение анализа экологического состояния школьной территории Апрель Директор, зам.директора по ВР
Директор, учитель биологии Семинар, знания
Информация
Круглый стол по обсуждению идей создания проекта
Разработка коллективного проекта, составление плана озеленения и благоустройства школьного двора и прилежащей к нему территории 3 апреля
До 15 апреля зам.директора по ВР
Директор, обучающиеся, зам.директора по ВР Круглый стол, анализ и выводы
Коллективный проект
Распределение обязанностей, назначение ответственных
16 апреля Старшая вожатая Подготовительные работы: приобретение семян, выращивание рассады, комнатных цветов, сбор использованных шин Декабрь - апрель Классные руководители, учитель биологии Рассада цветов, комнатные растения, переделанные и покрашенные покрышки
Выступления обучающихся с концертными номерами перед односельчанами
Февраль - март Старшая вожатая, учитель музыки, работники сельского ДК Концерты, праздники
Выступления в защиту проекта и о экологическом состоянии села: школьников и учителей -на родительских собраниях, администрации - на сходе граждан Декабрь - апрель Козлова Т.А.- зам. директора по ВР. Родительские собрания, изменения в сознании людей
Конкурсы рисунков на уроках изобразительного искусства, сочинений на уроках русского языка и литературы В течение года Учителя-предметники Рисунки и сочинения
Мероприятия по благоустройству школьной территории и села
Экологический мониторинг Апрель Ответственные обучающиеся Фотографии и описания участков
Создание плана работы по благоустройству

Акция «Чистый двор» по благоустройству школьного двора
Апрель
Апрель - май
Вся команда
Классные руководители План работы
День Дерева (субботник по посадке деревьев)
Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур. Проектирование расположения растений на клумбах Апрель Учителя технологии
Учителя биологии,
технологии Посаженные деревья
Разбивка цветников. Конкурс между классами «Лучший цветник». Назначение ответственных по уходу за цветами.
Обновление спортивной площадки: замена столбов на воротах, вскапывание песка для прыжков, оформление беговой дорожки

Ремонт школьной изгороди и забора

Оформление дорожки к школе
Работа на школьном огороде:
А) обработка почвы;
Б) высадка семян и рассады в грунт;
В) прополка, полив овощных культур

Уход за территорией памятника И.Д.Татаринову около школы: косметический ремонт памятника, уборка сухой листвы и травы на прилегающей к памятнику территории, разбивка цветников, обработка почвы, посадка цветов, уход за растениями
Май
Май
Апрель - май
Май
Май - июнь
Май - июнь Классные руководители
Учитель физкультуры
Рабочий по ремонту, обучающиеся школы
Техработники,
обучающиеся школы
Обучающиеся школы, вожатая в лагере
Клумбы
Спортивная площадка
Отремонтированный забор и изгородь
Дорожка
Школьный огород
Благоустроенный памятник
Благоустройство центральной части села—территория около памятника Ф.П.Лютикову.
Наведение порядка на прилегающей к школе территории: сбор мусора, уборка, обрезание деревьев, побелка стволов Апрель-май
Весна Сельская молодежь, обучающиеся школы
Обучающиеся школы Благоустроенный памятник
Ухоженная территория
Организация конкурсов "Лучший двор", "Лучший участок"
Май - сентябрь Зам.директора по ВР, старшая вожатая Победители конкурсов
Подведение итогов, награждения, распространение опыта работы Ноябрь - декабрь Зам.директора по ВР, старшая вожатая, обучающиеся школы
Праздник урожая, Праздник села



Список использованных источников и литературы
Бирюков, Л.Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий: учеб. пособие для вузов / Л.Е. Бирюков. – М.: Высшая школа, 1978. – 232 с.
Благоустройство придомовой территории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. finam. ru, свободный.
Гостев В.Ф. Основные принципы озеленения городов [Электронный ресурс] / В.Ф. Гостев, Н.Н. Юскевич. – Режим доступа: http: // www.bibliotekar.ru, свободный.
Грибкова С.И. Проблемы создания устойчивой системы зеленых насаждений с учетом экологических условий города. Новые приемы озеленения [Электронный ресурс] / С.И. Грибкова, С.В. Кильдишева. – Режим доступа: http: // www. ecocity. ru, свободный.
Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория. – Волгоград, 2009. – 142 с.
Методические пособия по разработке проектов благоустройства и озеленения территорий городских и сельских поселений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. w3. org, свободный.
Мосеева А.А. Городские зеленые насаждения и экология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. crimea. edu, свободный.
Николаевская И.А. Благоустройство территорий / И.А. Николаевская. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

Приложение
Анкета-заявка на участие в районной акции «Летопись добрых дел по сохранению природы»
Название организации, учреждения (полностью) __________________
__________________________________________________________
Название организации, учреждения (сокращенно)___________________
______________________________________________________________
Субъект Российской Федерации__________________________________
Адрес (с индексом)_____________________________________________
______________________________________________________________
телефон, факс____________________________е-mail:________________
Название детско-юношеского объединения:________________________
______________________________________________________________
Название проекта_______________________________________________
______________________________________________________________
Направление (нужное подчеркнуть):
Экологическое благополучие места проживания;
Сохранение водных экосистем;
Сохранение наземных экосистем;
Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.
Год начала реализации проекта_______________________
Ф.И.О. (полностью) руководителя проекта
______________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) консультанта (если имеется)
______________________________________________________________
Дата заполнения «_____»______________2012 г.
Ф.И.О. заполнившего анкету-заявку________________Подпись_______