Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе


Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся гимназии по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по физической культуре для учащихся гимназии, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе решает следующие задачи:
• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся гимназии по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Учебно-тематический план

тема Кол-во
часов Формы контроля
Легкая атлетика 20 Подвижные игры 20 Гимнастика 15 Лыжная подготовка 15 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков по физкультуре для специальной медицинской группы
Классы: 5-11.
Учитель : Потапов Алексей Валентинович.
Количество часов на год : Всего 70 часов, в неделю 2 часа.

п.п. Содержание Дата по плану Дата по факту Формы и методы контроля Проектная деятельность
1 Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. презентация
2 Строевая подготовка. Лёгкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжки. 3 Построение. Дежурство. Ходьба, лёгкий бег Коррекционная гимнастика. 4 Общеразвивающие упражнения. Игровая эстафета. Выполнение строевых упражнений (повороты на месте). 5 Коррекционная гимнастика. Техника выполнения высокого старта. 6 Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш». Игра «Пионербол». 7 Коррекционная гимнастика. Прыжок в длину с места. 8 Метание малого мяча в цель. Подвижные игры. 9 Коррекционная гимнастика. Метание мяча. 10 Прыжковые упражнения. Игры. презентация
11 Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. 12 Упражнения с набивными мячами. Подвижные игры. 13 Коррекционная гимнастика. Игра «Попади в цель». 14 Подвижные игры. Развитие ловкости и координации. 15 Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами. 16 Подвижные игры. 17 Коррекционная гимнастика. Упражнения с обручем, скакалкой. презентация
18 Подвижные игры. Прыжки в длину с места. 19 Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения. 20 Коррекционная гимнастика. Упоры, перекаты, группировка. 21 Коррекционная гимнастика. Строевые упражнения, построение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колону по два. 22 Упражнения, лёжа на спине. Ходьба на носках. 23 Коррекционная гимнастика. Совершенствование изученных строевых упражнений. 24 Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры, кувырки. Подвижные игры. презентация
25 Коррекционная гимнастика. Подвижные игры. 26 Упражнения с набивными мячами, у гимнастической лестницы. Подвижные игры. 27 Коррекционная гимнастика. Ходьба по гимнастической скамейке. презентация
28 . Подвижные игры. Подготовительные упражнения опорного прыжка. 29 Коррекционная гимнастика. Упражнения с мячами. 30 Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастическими предметами, Подвижные игры. 31 Коррекционная гимнастика. Упражнения на гимнастической скамейке, лестнице. 32 Лазание по шесту. Подвижные игры. 33 Лыжная подготовкаТехника безопасности по лыжной подготовке. 34 Строевая подготовка с лыжами на месте и в движении. Передвижения на лыжах ступающим шагом. презентация
35 Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. 36 Ходьба на лыжах по дистанции в умеренном темпе. 37 Подъемы ступающим шагом. 38 Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом. 39 Поворота пи спуске, торможение. 40 Подъёмы на склона. Ходьба на лыжах в умеренном темпе. 41 Прохождение дистанции с преодолением препятствие в умеренном темпе. 42 Катание с небольших горок. 43 Спуски и подъёмы , торможения «плугом» и «полуплугом». 44 Катание с небольших склонов. 45 Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. 46 Передвижения на лыжах с равномерной скоростью. 47 Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным играм. 48 Коррекционная гимнастика. Пионербол. Подвижные игры. Баскетбольные эстафеты. 49 Коррекционная гимнастика. Подвижные игры. 50 Броски баскетбольного мяча в кольцо. Ведение баскетбольного мяча. 51 Коррекционная гимнастика. Пионербол. 52 Упражнения с мячами. Подвижные игры. Эстафеты с мячами. 53 Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. 54 Коррекционная гимнастика. «Весёлые старты». Метание малого мяча на дальность. 55 Коррекционная гимнастика. Упражнения для развития быстроты движений, гибкости. 56 Прыжки в высоту. Подвижные игры. 57 Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Подвижные игры. 58 Прыжки в высоту, в длину, бег в медленном темпе в сочетании с ходьбой. 59 Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. Пионербол. 60 Техника низкого старта. Прыжки в высоту. Выбегание из различных положений. 61 Коррекционная гимнастика. Прыжки в длину с места. 62 Метание мяча в цель. Подвижные игры. Упражнения на гибкость. 63 Коррекционная гимнастика. Техника высокого старта в сочетании с бегом .64 Игры. Метание малого мяча в цель. Развитие силовых качеств. 65 Коррекционная гимнастика. «Весёлые старты». Бег с равномерной скоростью по дистанции. 66 Прыжки в высоту. Метание малого мяча на дальность. Подвижные игры. 67 Коррекционная гимнастика. Развитие ловкости и координации. Прыжки через скамейки. 68 Коррекционная гимнастика. Бег в равномерном темпе. 69 Подвижные игры. Подведение итогов года. 70 Индивидуальное задание каждому ученику на лето. 71 Резерв. Структура и содержание
Рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.
3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.
4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача и методиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
Классно-урочная.
Индивидуальные.
Групповые.
Дифференцированного обучения.
Объяснительно- иллюстративные.
Информационные.
Игровые.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека.
Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой деятельностью.
Жизненно важные способы передвижения человека: сходство и различия.
Режим дня и личная гигиена.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, комплексов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.
Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.
Ходьба: с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», ки вперёд, назад. Лазание по шесту. Упражнения с гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с колена». Бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.
Лыжные гонки: организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к передвижению на лыжах (расчехление лыж и их закрепление на ноге). Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуёлочка»; торможение способом «полуплуг».
Подвижные игры1: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бору », « Раки », « Тройка », « Бой петухов », « Совушка », «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подготовки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спортивных игр: футбол — удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»)
Игры включаются в учебный процесс по усмотрению учителя в зависимости от условий проведения занятий, логики планирования основного материала и подготовленности учащихся.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны
иметь представления
-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека
-о способах изменения направления и скорости передвижения
-о режиме дня и личной гигиене
-о правилах составления комплексов зарядки
-о правилах поведения на занятиях физической культуры
-о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий
Уметь :-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток
-выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов),направленно воздействующие на формирование правильной осанки
- выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп
- выполнять упражнения на профилактику плоскостопия
- выполнять комплексы дыхательных упражнений
- выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушения зрения
- выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры
-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами
- выполнять строевые упражнения
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
-гибкость - из положения сидя наклон вперёд(касание руками носков ног)
-быстрота- скорость простой реакции(тест падающей линейки, см)
-выносливость- ходьба в течении одной минуты, м
-сила- прыжок в длину с места(демонстрировать технику)
-координация- передвижения по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую сторону.
Литература
1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).
2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.
5. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (А. П. Матвеев и др.).
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
7. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988
Приложение
ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Степени утомления Небольшое.
I степень Значительное.
II степень Очень большое.
III степень
Признаки Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Неравномерное покраснение, бледность или синюйностьПотливость Пот на лице, шее, ступнях Пот в области плечевого пояса и туловища Появление налета соли на одежде и висках
Дыхание Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью Дыхание поверхностное, неритмичное
Движения Бодрые, хорошо скоординированные Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушением координации
Внимание Концентрированное на заданиях учителя Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту