Виды коррекционно — развивающих упражнений на уроках русского языка

Коррекционно-развивающее обучение.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.
Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствия отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - это принцип коррекционной направленности обучения.

Коррекционно-развивающие уроки – это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов и психических функций каждого ученика.
Цели урока: Образовательная цель определяет, чему будет учитель учить на данном уроке. Эта цель определяет тип урока. Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие высших психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов.
Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех образовательных уроках, уроках труда. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматического развития организма – на уроках физического воспитания, ритмики. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия – на уроках изо, труда, музыки.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении. Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, и тем самым, реализовался охранительный режим обучения.

Виды коррекционно - развивающих упражнений.
а) прочти написанное на карточках (слоги). Рассмотри картинки. Соедини линиями карточки так, чтобы получились слова.
б) в каждом рисунке спрятано слово. Догадайся, какое? Прочитай его, обведя указкой буквы (изографы)
в) покажи правильно напечатанные буквы, закрыв зеркальные изображения пальчиком. Придумай 2-3 слова с каждой из этих букв в начале слова.
г) «Паутина». В паутине запутались буквы. Их можно спасти, составив из них как можно больше слогов.
д) «Иностранные слова». Детям предъявляются карточки «РОДОГА», «КАМОШ», МОНЛИ» и задание в стихотворной форме:
Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (дорога, мошка, лимон)
е) «Слово рассыпалось». Детям предлагают задание в стихотворной форме:
Слово рассыпалось, буквы смешались
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите,
Буквы скорее на место верните!



ж) «Цветочек». Детям предлагается подобрать к данному слову родственные. При этом на каждое придуманное слово на цветочке закрепляют лепесток. Например: дом-домик-домишко-домище-домовой. Затем предлагается вспомнить эти родственные слова и записать их.
з) «Полубуковка». Детям предлагаются карточки:


Вот от слова что осталось,
По полбуквы оторвалось.
Слово вы восстановите,
Правильно его прочтите.
и) «Внимательные глаза». Детям предъявляется карточка или запись на доске:
ФРФЕФЧФКФА
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась. Эту букву отними,
Слово ты освободи! (речка)
а)»Найди ошибку» . Детям предъявляются написанные словосочетания, в которых нужно найти ошибку: веселая гости, белый зима, верная товарищи и т. д.
б) «Найди пару». Детям предъявляются записанные в два столбика слова
НОВЫЙ БОТИНКИ
НОВАЯ ПОРТФЕЛЬ
НОВОЕ КУРТКА
НОВЫЕ РУЖЬЕ
Они должны соединить стрелками слова по смыслу.
в) «Спросилкин» Детям необходимо подобрать как можно больше глаголов (действий) к данному слову
-Что можно сделать с картофелем? (Сварить, помыть, съесть, выкопать, посадить, запечь, отрезать, накрошить, нарисовать)
г) «Скажи по-другому». На доске написано предложение. Предлагается прочитать его с разной интонацией, называя соответствующий знак при письме.
Стоит Егорка на пригорке.
Стоит Егорка на пригорке!
Стоит Егорка на пригорке?
д) «Волшебница-точка». Детям предъявляется запись:»Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети.» Они должны правильно расставить точки.
е) «Склеенное предложение». Детям предъявляется карточка: «Пастушокпотушилкостер». Им необходимо разрезать ее так, чтобы получились отдельные слова.
ж) «Что было сначала, а что потом?» На доске записан текст с нарушенным порядком предложений.
Грибы.
Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов.
У меня большой белый гриб.
На карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложениями так, чтобы получился рассказ.
з) «О чем рассказывает автор». Детям предъявляется задание: «Расставьте слова в предложениях в нужном порядке и узнайте, о чем хотел сказать автор.
1 вариант (без нарушений согласования)
Зима.
Глубокий , землю, снег, покрыл. На , толстый, реках, лежит, лед. Одежду , теплую, и, на, улицу, побежали, дети, надели. В , играют, они, снежки. Не , страшен, и, мороз, им.

2 вариант (с нарушением согласования)
Зима.
Глубокий , земля, снег, покрыл. На, толстый, река, лежит, лед. Одежда , теплая, и, на, улица, побежали, дети, надели. Не, страшен, и, мороз, им.
и) «Закончи сказку». Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение: В некотором царстве, в тридесятом государстве жили – были король с королевой, у них росла красавица-дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды
к) закончи предложение, записав недостающее слово:
Ярко светит .
Показалась зеленая ..
На деревьях распускаются .
л) составить из слов 3 предложения. Даны слова на карточках:
ПРИШЛА, ПЕРВЫЕ, НАБУХЛИ, ВЕСНА, СКОРО, ПОЧКИ, ПОЯВЯТСЯ, ДЕРЕВЬЯХ, ЗЕЛЕНЫЕ, НА, ЛИСТОЧКИ.
м) Составь пословицу. Дано начало пословицы - надо найти продолжение.
Любишь кататься людей насмешишь.
Делу время. люби и саночки возить.
За двумя зайцами погонишься . ни одного не поймаешь.
Поспешишь потехе час.
н) «Прочти, спроси, ответь».
У Жени плюшевый медвежонок. У кого? Что есть ?

Женя никогда не обижает его. Кто ? Как относится ?
о) Работа со скороговорками.


15