Методическая разработка: Применение коррекционно — развивающих упражнений на уроке математике


«Применение
коррекционно-развивающих
упражнений на уроках по математике»
Учитель математики
         МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31” г. Брянска
                                                                                     Магильная Антонина Александровна   
                     
 г. Брянск 2017г.
          Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
           На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей  с ОВЗ. Своеобразие познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, по мнению многих педагогов (В.В.Эк, М.Н.Перова, Е.Д.Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения математике.
         Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с ОВЗ свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном и зачастую, недифференцированном словаре, слабых вычислительных навыках и т.д.
Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ у детей с ОВЗ, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей.
            Рассмотрим коррекционно-развивающие упражнения, которые можно использовать на уроках и во внеклассной работе по математике.
Задания на развитие познавательной активности.
В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий.
Простые задачи чаще всего для устного счета. Задачи более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками.
Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?
Один хомяк запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?
Розовый скворец съедает 200 г. Саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л. Воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?
На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?
Корова за сутки съедает 8 кг. сена. Сколько сена надо запасти для коровы на месяц, если считать в месяце 30 дней?
Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?
Мама слониха имеет массу 6 т., а её слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?
Масса щуки 34 кг., а рыба-меч на 265 кг. тяжелее. Какова масса рыбы-меч?
Баобаб живет 4000 лет, а лиственницы 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?
Сколько гусениц может уничтожить курица за 16 ч., если известно, что за 1 ч. Она может съесть 100 гусениц?
Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб?
Чтобы насытится, тигру надо 30 кг. мяса, а желудок усатого кита вмещает 3 т. пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?
Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на 1/5 этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?
Яйцо страуса имело массу 1 кг. 500 г., а куриное яйцо 62 г. На сколько граммов яйцо страуса тяжелее куриного яйца?
Длина голубого китенка 7 м., длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастает китенок?
Длина кита 33 м., это на 19 м. больше длины акулы. Какова длина акулы?
Высота кавказской питы 60 м., а высота сибирской пихты 30 м. Во сколько раз кавказская пихта выше сибирской?
Задания на развитие внимания.
 Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.
«Веселый счет».
Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.
Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.
Чем двузначные числа отличаются от однозначных?
«Мальчики».
 В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий.
Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?
«Разговор по телефону».
 В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте кто кому звонил.
Задачи на развитие памяти.
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
«Память на числа».
В жизни на приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
«Сколько?»
Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).
3.«Память на фигуры».
Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.
4.«Запоминай мгновенно».
Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.
Задания на развитие мышления.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.
«Думай и составляй».
С числами 15 и 4 составьте два задании так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.
«Убери кружки».
Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:

Нарисуй свой способ.
«Составь задачу».
Составь задачу по её решению: 32 – 20. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.
«Художники».
Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.
Задания на развитие воображения.
Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.
1. «Кто лучше?»
3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру:         
                                         
Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).
«Веселый человечек».
Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:
«Петушок».
Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.
«Салфетка».
 В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.
5. «Угадай».
Как вы думаете, что получится на Машином рисунке, если все треугольники раскрасить, а оставшиеся четырехугольники – зеленым? Проверь свою догадку.
Задания на смекалку.
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д.  Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.
«Летели гуси».
Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.
«Загадочные контуры».
Учитель расставляет на листе бумаги несколько предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обычно находятся. После этого вызывает детей, которые должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Те из играющих, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем.
Головоломка.
Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа давали бы равную сумму.
Задачи на сообразительность.
Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
Что легче 1 кг. ваты или 1 кг. гвоздей?
Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной 10 м. разрезать на части по 2 м. каждая? (4)
Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто Моложе Оля или Коля?
Во дворе находятся куры и поросята. У них всего 5 голов, а ног 14. Сколько было кур и поросят?
По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и кроликов?
Сын спросил у отца, сколько ему лет. Отец ответил: «Если к моим       годам прибавить полсотни и ещё 5 лет, то мне будет 100.» Сколько лет отцу?
Боря гостил в деревне неделю и два дня. Сколько всего дней гостил   Боря в деревне?
Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо вставать, чтобы быть на середине лестницы?
Три подруги – Надя, Вера и Зина – пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом и синем. Надя была не в красном и не в голубом платье. Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
Задания на нахождение альтернативных вариантов.
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
1. Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите все 6 способов.
2. «Смекай».
Миша получил в школе задание: провести в треугольнике две линии. Он выполнил задание.
А теперь задание для вас. Как по-другому можно провести две линии внутри треугольника?
3. «Шесть стульев».
Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?
4. «Раскрась».
Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.
5. «Разноцветные шарики».
В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?
6. «Найди все дороги».
Представьте, что это кружок – ваш велосипед и вам надо проехать из левого нижнего угла в правый верхний. Но одно условие – каждый раз вы должны ехать по разным дорожкам.
 С целью формирования реального представления о единицах измерения, рекомендуется выполнять следующие упражнения: 1) Покажи на руках 1см, 1мм, 1 дм, 1м, 1км; 2) Почему нельзя показать на руках 1км; 3) Продолжи выражение: масса 1 яблока …; масса арбуза …; масса вагона угля …; 4) Продолжи выражение: ширина спички …; длина карандаша …; длина класса ….; расстояние до Москвы … .
Следующие два задания направлены на развитие воображения и мышления: 1) Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости). Например, высота стены – 3м, масса тыквы – 7кг, цена ручки – 5руб.; 2) Придумай и назови число, полученное при измерении двумя единицами длины (массы, стоимости). Например,  расстояние до школы – 400м, масса картошки – 70кг , стоимость шоколада – 25руб. Для повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаются упражнения, сопровождающиеся действиями: 1) Заполни пропуски на магнитной доске: 1м =…см; 1кг =…г; 1р =…коп; 1км =…м;  1дм =…см; 1см =…мм; 2) Поставь знаки  <,  >,  = (на магнитной доске): 1м …  100см; 1кг…1000г; 1р….1коп. Затем предлагаются упражнения, направленные на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины,  массы, стоимости. Учащиеся проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования. Например, 1) Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ (работа на наборном полотне):
3м 5 руб. . ответы: 300 см. или 30 смответы: 500 коп или 50 коп.
2) Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ (работа на наборном полотне):
7 дней 60 мин. ответы: 1 неделя или 2 неделиответы: 2 ч. или 1 ч.
С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления. Например, 1) Реши задачу устно:а) Коля и Гена сделали указки. Уколи длина указки 10см, а у Гены 20см.. Чья указка длиннее? Почему?б) Карина и Даша помогали собирать морковь. Карина собрала 15 кг., а Даша – 19 кг. моркови. Кто собрал больше? Почему? и т. п. На уроках по данной теме также необходимо выполнять различные упражнения, направленные на закрепления знания таблицы умножения и деления. На этапе объяснения нового материала, формулировка правила несколько упрощена, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представлено в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. Оно представлено в следующем виде:Чтобы выполнить действия с числами, полученными при измерении необходимо:1. Выразить число в мелких мерах,2. Выполнить действие (умножение или деление).3. Выразить полученный ответ в крупных мерах. Правило в полном объеме используется только на первых уроках, затем учащиеся видят только первые фразы алгоритма, что заставляет включать процессы памяти. На следующих уроках текст правила не вывешивается. Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их. Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий. Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме « Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости». Важнейшим структурным элементом учебной деятельности является мотивационный. Мотивационный компонент составляют потребности, мотивы и интересы личности, то есть всё, что позволяет активно включаться в деятельность. У детей с ОВЗ отмечается отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Динамика их мотивов выражается в относительном постоянстве преобладания игровых мотивов и возрастании доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и неприятности, стремление зарабатывать деньги) и усилении влияния отрицательных мотивов. Сильным мотивом для многих детей с интеллектуальной недостаточностью становится мотивация избегания неуспеха или наказания. Этот мотив создаёт отрицательный фон учебной деятельности. Опыт неудач и снижение уровня самооценки приводят к тому, что ученики уже не фиксируют внимание на отдельных школьных успехах, не проявляют настойчивого желания получить высокую отметку. Следствием этого является то, что многие школьники выражают нежелание посещать школу. Как избежать этого? Как помочь детям не потерять интерес к школе? На своих уроках я пытаюсь утомительное обучение превратить в радость познания. Поэтому в каждый урок я включаю специальные упражнения, которые с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации у детей, а с другой стороны положительно влияют на развитие психических процессов. Потому как обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности.В курсе математики изучаются темы “Многозначные числа” и “Зависимость между величинами: скорость, время, путь ,расстояние для этих уроков я предлагаю использовать следующие развивающие упражнения: Многозначные числа1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.
и л м но
1 2 3 4 5
3122154
- Какое слово у вас получилось? (миллион)- Читаем это слово хором по слогам.- Читаем хором с ударением.- Читаем хором “как говорим”.- Какая орфограмма в этом слове?- Это слово словарное, его написание нужно запомнить.
2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.- Какие фигуры вы запомнили?- На какой фигуре располагалась каждая цифра?- Каким цветом была каждая фигура?Составим из данных цифр многозначное число.- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)- Почему? (так как имеется всего 4 цифры)Составьте.- Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников.
3.Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.Расшифровать и запомнить зашифрованные многозначные числа.- Скольки значные числа у вас должны получиться?- Почему?
имвкп  исаеотКлюч к шифру:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а м в е к о с и пт
Время выполнения 35 – 45 секунд.- Какие числа у вас получились?Далее можно предложить учащимся дать характеристику каждому числу, а затем сравнить эти числа.4.  Упражнение на развитие распределения внимания и зрительной памяти.Предлагаются цифры записанные на плакате следующим образом: Запомнить цифры, записанные синим цветом. Время для запоминания 10 – 15 секунд.- Какие цифры вы запомнили?- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (пятизначное)- Почему? (так как у нас всего 5 цифр)Составьте наименьшее пятизначное число.- Какое число у вас получилось?- Почему для получения наименьшего числа вы расставили цифры именно в этом порядке?Дайте характеристику этому числу.Составьте наибольшее пятизначное число.- Какое число у вас получилось?- Почему для получения наибольшего числа вы использовали именно этот порядок цифр?Дайте характеристику этому числу.Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние при равномерном прямолинейном движении1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.
а в е и к м но рс
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
947879ть  1825я  8099т7я632
- Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)- Читаем все 3 слова хором по слогам.- Читаем хором с ударением.- Читаем хором “как говорим”.Уточнение значения каждого слова. Далее можно открыть на доске тему урока и предложить ученикам прочитать.- Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)2. Упражнение на развитие мышления, усложненное запоминанием.Узнать слова (подсказка: в словах пропущены гласные). Запомнить их. Время для запоминания 20 – 30 секунд
скрсть  лжнк  двглс  рсстн  пршл- Какие слова вы узнали и запомнили? (скорость, лыжник, двигался, расстояние, прошёл)Предлагаются числа: 18, 3. Составьте используя данные числа и разгаданные слова задачу на движение.Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме « Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».Задания на развитие воображения.Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.1. «Кто лучше?»3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру: Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).
«Веселый человечек».Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:«Петушок».Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.«Салфетка».В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырехготовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения. «Угадай».Как вы думаете, что получится на Машином рисунке, если все треугольники раскрасить, а оставшиеся четырехугольники – зеленым? Проверь свою догадку.Задания на использование анализа.Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. 1. «Логическая задача».У девочки было три мяча – красный, синий и зеленый. Красный был больше, чем синий, а синий больше, чем зеленый. Какой мяч самый большой? Какой самый маленький? Нарисуй мячи в порядке увеличения их размеров и закрась нужным цветом.2. «Раскрась кубики».Надо раскрасить большие кубики так, чтобы маленький кубик был между желтым и зеленым, а черный был рядом с желтым.3. «Недостающая фигура».Нарисуй недостающую фигуру и закрась её нужным цветом.Задания на нахождение или выбор удобного способа действия.Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.1. «Раздели яблоко поровну».Раздели яблоко 6 ребятам, чтобы никого не обидеть.2. «Удобный способ вычисления».Найдите значения выражений удобным способом:30 + 2 + 40 + 5 = 9 + 7 + 1 = (98 + 98) – 98 =10 + 7 + 2 = 8 + 2 + 5 = (26 + 76) – 26 =6 + 30 + 20 = 2 + 7 + 8 = (37 + 43) – 43 =70 + 9 + 10 =3. «Поднимись по лестнице».Мише надо подняться по лестнице, которая состоит из 9 ступенек. Когда быстрее Миша доберется до площадки, если не будет пропускать ступенек? Будет прыгать через одну, через две ступеньки? Почему4. Задания на умение классифицировать.Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.1. «Числа и фигуры».От однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулем – в круг, от двузначных чисел – в полукруг. 7 4 16 18 10 6 3 14 2 11 19 8 0 12 5 9 17 13 1 20 152. «Игра в выражения».37 + 0 = 72 + 2 = 10 + 40 = 15 + 0 = 20 + 30 = 26 + 1 = 50 + 20 = 6 + 3 = 99 + 0 =Распределите выражения на три группы. Найдите значения выражений.3. «Игра в числа».Разбейте числа на две группы так, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:63, 8, 1, 30, 45, 6, 7, 10, 9, 99, 2, 744. «Фигуры».По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?
Задания на умение сравнивать.
На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней: Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
Выделение основания для сравнения.Выявление сходства по данным признакам.Выявление различия.Объяснение выявленного сходства и различия; вывод. Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.1. «Хватит ли?»3 девочки и 4 стула. Хватит ли стульев?7 учеников и 6 ручек. Хватит ли ручек?5 малышей и 7 пар варежек…8 петель и 9 пуговиц…2. «Сравни».Сравните два рисунка, дорисуй  чтобы он стал одинаковым.3. Сравните выражения в каждой строке. Поставьте между ними знаки сравнения, не находя значений выражений.9 + (1 + 7) 9 + (7 + 1)8 + (6 + 2) (8 + 6) + 27 + (3 + 8) (7 + 3) + 8Задания на умение обобщать.Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.1. «Назовите одним словом».четыре квадратдвадцать треугольникодин кругпятьдесят прямоугольник2. «Лишнее слово».Выпишите лишнее слово: десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь.3. «Смекай-ка».37, 7, 25, 15, 3, 11, 65, 45, 55, 10, 75, 85, 95Выпишите все числа, которые схожи между собой по одному признаку, исключая «лишние» числа.«Найди схожие пары слов»
прямая______дм__ см_____минус замкнутая_____равнолиния длина длина знак линия знак
5. «Какая фигура лишняя».Среди изображенных пяти фигур четыре имеют в чем-то сходство, а одна от них отличается. Найдите эту «лишнюю» фигуру. Чем она отличается от остальных? Задания на установление взаимосвязей и соответствий.Этот тип заданий – один из наиболее сложных для детей с нарушением интеллекта. Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.1. «Соответствия».Найдите соответствия между двумя числами и одной фигурой.
3, 3
4, 4
6, 6
3, 2
2, 12. «Загадки веселого карандаша».Прочитайте слоги по порядку и отгадайте загадку.2 1 4 3 6 5 8 7 9маль пять ков чи чу пять чи лан ков 3. «Составь домик».Найдите к каждому домику его крышу. При каким признакам вы ориентировались?Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования.Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить «шведскую стенку», постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с «секретом», определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.1. «Расположи шарики в последовательности увеличения размера» (в последовательности изменения цвета: красный, коричневый, синий, оранжевый).Сколько шариков всего? Менялось ли количество шариков от того, что мы по-разному их размещали?2. «Интересное задание».Используя данную закономерность, продолжи ряд чисел:1, 3, 5, 7….3. «Ромашки».Расположи ромашки по порядку.Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире.
Рассмотрим коррекционно — развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
Организационный момент — это статичная часть урока, всегда проводится в начале урока, а быстрота и четкость его проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся. Можно использовать следующие упражнения:
1.Большой интерес вызывают у учащихся упражнения
вида: «Первым сядет тот, кто…» варианты заданий различные и могут
варьироваться от урока к уроку:
а)«…кто назовет состав числа 9»;(тема урока «Умножение числа 9».
Каждый ученик называет по одному примеру.
б) «…кто прочитает примеры таблицы умножения в правильной последовательности».
(даны примеры таблицы умножения 9 вразброс, назвать в правильномпорядке).
в) «…кто правильно ответит на вопрос учителя»:- Назвать число, следующее за числом 8.- Назвать число, предшествующее числу 10.- Назвать число, стоящее между числами 8 и 10.- Назвать наибольшее однозначное число и т.д.
Сразу же можно сделать вывод о составе числа и отличии числа от цифры и сообщить тему урока «Умножение числа 8».
г) А какие принадлежности необходимы для урока математики можно
определить при помощи игры «Молчанка».
Учитель показывает предмет, необходимый для этого урока, дети показывают такой же.
-Сядут те дети, в имени которых четное число букв.
-Какие числа называются четными?
Проверка домашнего задания может проводиться в начале, середине, конце урока, либо не проводиться вообще. Задания для проверки также составляет учитель, они зависят от темы урока и состава класса.
а) прочитать примеры по- разному;
б) назвать только четные числа, которые получились в ответах
( нечетные, однозначные…);
в) составить подобный пример и объяснить его решение;
г) ответы первого столбика увеличить в 10 раз.
д) найти сумму чисел, полученных в ответах второго столбика;
е) из записанных на доске чисел выбрать те, которые являются
ответами 1 столбика.
ж) хлопком определить правильный ответ из названных учителем.
Назвать примеры, ответами которых являются нечетные числа?
-Вспомните ответ домашней задачи. Какое это число? Докажите.
Устные задания предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.
а) Игра «Математические знаки» направлена на коррекцию памяти на основе
установления аналитико-синтетической связи между компонентами:
— назвать только знак;
— назвать только действия;
— назвать только компоненты;
— назвать только результат действия.
б) Многофункционально упражнение «Числовой ряд».
Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется
работа с данным числовым рядом:
1, 12, 6, 50, 31, 7
-назвать только однозначные;
-назвать только двузначные;
-назвать только круглые десятки;
-назвать число, в котором 3 дес. и 1 ед и т.д.;
-прочитать числа в прямом порядке;
-число, которое стоит третьим по счету;
-прочитать числа в обратном порядке;
-записать по памяти.
Делаем вывод:- Сколько чисел записано на доске?
— Сколько различных цифр использовали для записи
данных чисел?
— Отличие числа от цифры.
в) упражнение «Магический квадрат».
3
6
12
5
10
7
Задания:
1. Определить зависимость в записи чисел.
2. Вставить пропущенные числа.
3. Дать характеристику числам.
4. Записать числа по памяти.
Вывод – отличие числа от цифры
Определить тему урока на этапе изучения нового материала поможет игра «Алфавит». Учитель называет номер, дети определяют букву и составляют тему урока.
А-1Б-2В-3Г-4Д-5Е-6Ё-7Ж-83-9И-10Й-11К-12Л-13М-14Н-15О-16П-17Р-18С-19Т-20У-21Ф-22Х-23Ц-244-25Ш-26Щ-27Ъ-28Ы-29Ь-30Э-31Ю-32Я-33 Главной задачей этапа закрепление знаний является уточнение и закрепление нового материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся применяют знания в аналогичных ситуациях. Решают примеры, задачи такой же степени трудности, отрабатывают приемы вычислительных, чертежных, графических действий, закрепляют выводы, правила, алгоритмы.
На этом этапе урока появляются широкие возможности организации самостоятельной работы. При этом каждый ребенок в доступном ему темпе выполняет посильный для него объем работы разной степени сложности.
Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются задания тестового характера, которые классифицируются следующим образом:
Тесты с выбором одного правильного ответа.
Пример
Тема. Все действия в пределах 100.
Задание
Ответ
1
Если 10 увеличить в 2 раза, будет
12
20
22
2
Если из 14 вычесть 4, будет
10
14
18
3
Если из 42 вычесть 0, будет
40
42
44
4
Если к 13 прибавить 3, будет
10
13
16
5
Если к 25 прибавить 0, будет
20
22
25
6
Если 37 уменьшить на 7, будет
30
37
44
Тесты с выбором всех правильных ответов.
Пример.
В каких числах 3 единицы?
а) 300; б) 23; в) 3; г) 503; д) 12
2. На сколько надо уменьшить 1м, чтобы получить 10 см?
а) на 9см; б) на 9 дм; в) на 90 см; г) на 9м
3. Произведение каких чисел равны 24?
А) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4
Тесты на установление соответствия.
Пример.
Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения. Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно -пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Возможно, поэтому в школе VIII вида изучению геометрического материала уделяется недостаточно внимания, а ведь именно этот раздел математики способствует развитию всех высших психических функций детей с ограниченными возможностями. Учителю необходимо правильно определить место на уроке. Особенно это сделать нелегко в младших классах, где нет специально организованных уроков геометрии, но к геометрическому материалу приходится обращаться почти на каждом уроке математики. Поэтому важно, чтобы, где это возможно, геометрический материал сочетался с арифметическим. Развитие пространственных и геометрических представлений будут способствовать лучшему усвоению математики.
В коррекционно-образовательном процессе ориентируюсь на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям.
Игровые технологии
Задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения,
Задания на смекалку, сообразительность, классификацию, сравнение, обобщение
Задания на установление взаимосвязей и соответствий.
Технологию укрупнения дидактических единиц и графическое моделирование
Программированные задания
Тесты с выбором ответа (ов)
Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания, задания на смекалку и сообразительность и другие виды, которые вы видите на слайде. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность. Большое значение в активизации познавательной деятельности школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить им учебный материал. Приведу примеры некоторых заданий, проводимых мной.
Задания на умение обобщать.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.
«Лишнее слово».
Найдите «лишнее» слово. Ответ обоснуйте.
десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь.
Сумма, вычитаемое, слагаемое
Грамм, километр, тонна
«Назовите одним словом».
Двадцать, четыре, пятьдесят, один,
Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник
Условие, вопрос, решение, ответ
Умножение, разность, сумма, деление
Задачи на развитие памяти.
Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
«Память на числа».
В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
«Память на фигуры».
Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.
«Запоминай мгновенно».
Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.
Задания на нахождение альтернативных вариантов или комбинаторика, т.е. перебор возможных вариантов.
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
1. «Шесть стульев».
Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?
2. «Раскрась».
Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.
3. «Разноцветные шарики».
В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?
4. «Найди все дороги».
Представьте, что это кружок – ваш велосипед и вам надо проехать из левого нижнего угла в правый верхний. Но одно условие – каждый раз вы должны ехать по разным дорожкам.
К программированным заданиям относятся различные перфокарты с выбором ответа, программированные диктанты (зрительно-слуховые), занимательные тесты с выбором ответа.
Формы подкрепления правильности решения примеров и задач могут быть самыми разнообразными: 
1. Задания с выбором ответов, зашифрованных геометрическими фигурами. Учащиеся, кроме задания составить и решить примеры, получают несколько возможных ответов к ним, «зашифрованных» геометрическими фигурами. Ученик, решив первый пример, сверяет свой ответ с данными ответами. Найдя, он «зашифровывает» его геометрической фигурой в тетради и т.д. в итоге получается геометрический ряд .Ответ:
Задание Варианты ответов
№ Запишите в виде примеров и решите
1. Увеличить 16,32 в 13 раз 243,43 209,56 200,3
2. Найти произведение чисел 3,7 и 14 49,7 50,9 51,8
3. Найти произведение чисел 0,369 и 57 21,033 20,003 21,048
4. Увеличить 2,007 в 9 раз 17,905 18,791 18,063
5. 6,78 увеличить в 7 раз 48,97 47,46 49,61

2. Задания с указанием шифра. Задания составлены разной степени сложности и объема в зависимости от потенциальных возможностей обучающихся (2 – 3 варианта). Учащиеся получают ответы с указанием шифра (ответы располагаются вразброс). Ученик, решив первый пример, сверяет ответ с данными ответами, а на полях против решенного примера ставит шифр, в итоге получается цифровой ряд. Если ученик ошибся, то он не найдет ответа, ему снова придется решать пример до тех пор, пока он не решит его правильно, что имеет большое коррекционное значение, формирует настойчивость, терпение, ответственность за полученный результат.  
Решите примеры Ответы Шифр
0,029×47 246,3 1
(10,12-0,268)×25 158,574 2
(0,384+12,09)×13 75,264 3
(7,008-0,909)×26 162,162 4
(0,384-0,96)×56 1,363 5

Решите примеры Ответы Шифр
2,405×4 724,2 1
21,3×34 38,11 2
3,11×24 25,994 3
1,03×37 74,64 4
0,634×41 9,62 5
 Проверка: 51423 Проверка: 51423
На своих уроках использую приём алгоритмизации, заключающийся в применении графической наглядности: опорных схем, таблиц, памяток, карточек-информаторов содержащих алгоритмы действий направленных на формирование знаний, умений, навыков и активизацию познавательной деятельности учеников. На уроке с направляющей помощью учителя в самом начале изучения трудной темы составляем опорные схемы или карточки-информаторы.При изучении темы «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СМЕШАННОГО ЧИСЛА НА ЦЕЛОЕ ЧИСЛО» после совместного выведения алгоритма предлагаю воспитанникам схему.
Таким образом, систематическое включение в уроки математики выше указанных заданий активизирует познавательную деятельность, способствует формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями вычислительных навыков и умений, их адаптации в разных жизненных ситуациях, социуме. 
У воспитанников появился интерес к учению, возникла потребность внимательно слушать объяснения учителя. Обучающиеся активно участвуют во внеклассной работе, в школьных математических олимпиадах, оказывают посильную помощь в изготовлении дидактического материала, математических газет, кроссвордов, что дает возможность успешнее усваивать учебный материал. Ребята ждут новых интересных заданий, они активны на уроках. Дети показывают стабильные результаты работы,
Для активизации познавательной деятельности и концентрации внимания ученикам предлагаю упражнения на переписывание готовых примеров. Эти упражнения требуют мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более внимательному зрительному восприятию и запоминанию чисел, знаков и символов.
В качестве примера приведу некоторые упражнения:
1. Перепиши примеры в порядке возрастания ответов, начиная с самого маленького.
Найди и исправь ошибку:
5+29=34 21+17=38
63- 26=37 56-21=35
14+25=38 96-56=40
2. Реши примеры устно. Запиши их в тетрадь так, чтобы числа, полученные в ответах, возрастали:
16-5=11 10+4 8+5 4+6
9+6 20-4
2.1. Перепиши примеры так, чтобы ответ каждого последующего примера был меньше ответа предыдущего примера на 10.
24-11=13 16+29-12=33 (16=9)+46=53
67-24=43 15+8=23 71-8=63
3. К другой группе можно отнести упражнения, в которых требуется: записать примеры или только ответы в определенном порядке, выбрать лишь примеры, отвечающие, заданному условию.
Эти упражнения требуют длительной сосредоточенности на одном деле и способствуют формированию вычислительных навыков.
Выпиши примеры на сложение в правый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:
47-29 36+19
66+27 37+26
42-9 72-24
14+37 16-5
1.1. Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй.
7+7 9+6 16-5 12+0 8+4 19-4 7+5 18-6
1.2. Выбери примеры, в которых первое слагаемое больше второго на 10. Запиши и реши их.
23+6 15+5 7+4 10+0 20+10 29+19 7+17 4+21 13+23
1.3. Запиши и реши первый пример. Затем запиши примеры так, чтобы первое слагаемое каждого последующего примера возрастало на единицу:
10+7 14+9 11+23 15+6 12+15 13+29
Образец: 10+7=17 11+23=
1.4. Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а пример, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:
32-11 15+16 9-3 45+6 47-39 7+23 23-19 65-56
Все эти упражнения не требуют дополнительных устных пояснений, поэтому я их предлагаю ребятам на карточках или записываю на доске.
Более частая смена самостоятельной работы и занятий с учителем требуют от учеников умения переключать внимание с одного вида работы на другую.
Поэтому упражнения, содержащие два, три задания которые необходимо выполнить попеременно, могут способствовать развитию
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
1.1. Спиши числа. Нечетные числа подчеркни
24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9.
1.2. Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число на 9, а каждое двузначное число уменьши на 6.
Запиши полученные числа под данными:
32, 12, 7, 9, 54, 3, 28, 66, 41.
1.3. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 4 раза.
Запиши полученные числа под данными:
24, 17, 9, 21, 12, 8, 5.
В данных упражнениях отдельные требования в условии задания ВЫДЕЛЯЮ ЦВЕТОМ, подчеркиваю или записываю на доске, а при необходимости в виде образца предлагаю форму записи данных и полученных чисел.
2.1. Спиши числа. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:
18, 49, 65, 20, 79, 2, 81, 100, 10, 3
2.2. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на3.
6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72.
2.3. Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 5, в кружок, а числа, которые делятся на 3, в квадрат.
55, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24, 47, 30.
2.4. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 8.
45.16.71.80.17.34.97.26.107.
2.5. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма которых равна 9, а числа, оканчивающиеся на 5, зачеркни:
72, 15, 34, 2, 45, 81, 65, 7, 90, 18.
2.6. Спиши числа. Обведи в кружок самое большое из них. Самое большое двузначное число подчеркни, самое маленькое трехзначное зачеркни.
321, 56, 17, 3, 976, 74„93, 12, 8, 205.
2.7. Спиши числа. Числа, которые делятся на 5 без остатка, подчеркни, а числа, которые делятся на 5 с остатком, зачеркни:
32, 45, 18, 25, 5, 30, 41, 9, 23.
2.8.Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши ее в правом квадрате.
Найди разность трехзначных чисел и запиши ее во втором квадрате. Заполни третий квадрат, выполнив указанное действие:
41, 9, 56, 112, 27, 2, 206, 4.
2.9.Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры:
217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351.
2.10. Из чисел от 0 до 40 запиши только те, которые делятся на 4 без остатка.
Подчеркни число, которое при умножении на 5 дает 40
Придумай примеры на сложение с ответом 43, на вычитание с ответом 17,
на умножение с ответом32.
2.11.Выпиши примеры, ответ которых двузначное число, делящееся на 5:
23+17 64-19 12+23 43-7 23+67 54-49 56+8 76-25 25+0
Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности детей на уроке способствуют организации работы класса.
Использование коррекционно-развивающих упражнений для развития наблюдательности у учащихся на уроках математики.
Наблюдательность — важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает учащимся воспитывать самостоятельность мышления, интерес учению. Это умение стараюсь развивать на своих уроках, через включение специальных коррекционных упражнений.
К.Д.Ушинский писал: “Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами”.
Умственно отсталые школьники с большим интересом выполняют следующие упражнения:
1. На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник.
Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
1.1. Даны различные геометрические фигуры одного цвета.
Вопрос:
Что общего в этих фигурах?
1.2. Игровая ситуация “Что изменилось?”. Даны фигуры, разные по форме и цвету.
Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось?
1.3. Даны фигуры, разные по форме и размеру.
Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.
Предлагаю также задания-вопросы из окружающей жизни.
Например:
- Сколько этажей в нашей школе?
- Сколько классов на нашем этаже?
- Сколько деревьев растет у школы?
Выполнение таких упражнений я называю
“Наблюдательные разминки”.
При изучении темы “Сложение и вычитание в пределах 100”предлагаю учащимся такие “наблюдательные разминки”.
2. Даны числа:
23 74 41 14
40 17 60 50.
Какое число лишнее, в какой строчке?
(В первой строчке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).
2.1. Что общего в записи чисел каждой строчки:
l2 24 20 22
30 37 13 83
(В записи чисел первой строчки использована цифра 2, а второй — цифра З)
2.3. По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его: 10 30 50... 14 34 54...
(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)
2.4. По какому признаку записаны столбики примеров:
27+5 76+20
39+5 56+30
34+5 35+40
(Основы классификации составляет вычислительный прием.)
2.5. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры, и чем они отличаются?
60-6 32-11 60-16 32-13
2.6. Придумай каждому данному примеру похожий пример:
12+6=18 16-4=12
(При составлении таких примеров учащиеся указывают тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный прием).
3. Найти ошибки и исправь' решение примеров:
43-11=43-(10+1) =33+1=34
60-1 7=60-(10+7) =50+7=57
Разбить на группы. Исключить лишнее.
Разбить на группы. Выделить овалом круглые десятки. Назвать их в порядке возрастания.
26 90 71 40 60 13 10 51 50 86 30 95 70 16 65 80 47 32 20 49
Исключить в каждой строке лишний компонент.
Сложение: слагаемое, вычитаемое, слагаемое, сумма.
Вычитание: уменьшаемое, разность, частное, вычитаемое.
Умножение: сумма, множимое, множитель, произведение.
Деление: делимое, частное, уменьшаемое, делитель.
Разбить на группы. Исключить лишнее число.
34кг 45км 60р. 7дм 80 400г 69к. 8т 12см 20р. 5мм 37ц 50к.
Найти правильное решение.
Подобрать нужный ответ.
121 х 3 204 х 2 320 х 3 210 х 4 111 х 5 402 х 2 322 х 3
555 966 363 960 804 840 40
Найти одинаковые величины. Указать лишний ответ.
25м 13см 4т 5ц 4м 6т 400кг 6км 200м 8р.20к. 17дм
400см 820к. 2513см 170см 405ц 6400кг 45ц 6200м
Восстановить нужное.
Вставить нужный знак действия (х, :).45…5 = 9 7…10 = 70 36…6 = 6 8…8 = 64 80…10 = 8 25…5 =
Правильно или нет?
64 + 3 - 30 = 37 7 + 53 - 9 = 41 86 – 60 + 4 = 18
( 58 – 18 ) : 4 = 10 ( 45 – 15 ): 10 = 4 5 * 6 : 3 = 12
Восстановить скобки так, чтобы получились указанные числа.
1. 40 + 50 – 20 = 70 70 – 40 – 10 = 40 30 + 50 – 20 = 60
2. 60 – 24 : 4 х 3 = 27 60 – 24 : 4 х 3 = 162 60 – 24 : 4 х 3 = 58
Дополнить предложение.
Закончи запись.
Масса человека 65… .
Масса воробья 80… .
Масса белого медведя 700… .
Масса пчелы 5…
Заполни пропуски в предложениях.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, надо запятую перенести на … (сколько?) знак … (влево, вправо), чтобы разделить – на … (сколько?) знак … (влево, вправо).Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо запятую перенести на … (сколько?) знак … (влево, вправо), чтобы разделить – на … (сколько?) знак … (влево, вправо).Чтобы умножить десятичную дробь на 1000, надо запятую перенести на … (сколько?) знак … (влево, вправо), чтобы разделить – на … (сколько?) знак … (влево, вправо).Решить «цепочку» примеров.
54,45 : 9 ….. х 8 ….. : 4 ….. х 6 = ?
1000000 – 900000 ….. – 90000 ….. – 8000 ….. – 84 = ?«Вычислительная машинка».
Запустить числа: 2, 3, 5. Какие числа получатся при выходе?
Вход … х 4 … : 2 … х 10 … : 2 … + 10 … - 5 =
Расшифровать слово.
Расшифровать фамилию великого русского поэта.
34 + 42 = … ш 80 – 53 = … у 61 – 19 = … к
83 + 13 = … и 45 + 16 = … п 56 – 28 = … н61 27 76 42 99 28
Числовой водоворот
1. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:
18, 49, 65, 29, 79, 2, 81, 100, 10, 34.
2. Зачеркни числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на 3:
6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72.
3. Обведи числа, которые делятся на 5, в кружок, а числа, которые делятся на 3, в квадрат:
5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24, 47, 30
4. Подчеркни числа, сумма цифр, которых равна 8:
45, 16, 71, 80, 17, 34, 97, 26, 107
5. Подчеркни нечетные числа:
24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9
При работе над задачей.
1. Задача
В первый день поезд прошел 2 1/5 всего пути. Во второй день
на 1/5 меньше, чем в первый. Какую часть пути прошел поезд за два дня?
Какую часть пути прошел поезд за два дня?
Какую часть пути прошел поезд в первый день?
Какую часть пути прошел поезд во второй день?
Задание. Найти лишний вопрос. Составить план решения задачи.
2. Задача.
В спортивных соревнованиях приняли участие 20 команд лыжников по 12 спортсменов в каждой и еще 80 спортсменов конькобежцев. Сколько всего спортсменов приняло участие в соревнованиях по зимним видам спорта?
Краткая запись к задаче.
Лыжников – 20к. по 12 спортсменов
? спортсменов
Конькобежцев – 80 спортсменов
Вопросы к задаче.
Сколько всего конькобежцев? ( +, -, х, :)
Сколько всего лыжников? ( +, -, х, :)
Сколько всего спортсменов? ( +, -, х, :)
Задание. Краткая запись дается в виде деформированного текста. Нужно восстановить.
Исключить лишний вопрос, выбрать знак действия
Задачки на смекалку.
2 колхозницы шли в город и встретили по дороге еще 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?(2)
Соперник нолика (Крестик)
Высший балл в школах России? (5)
Сколько человек играют в баскетбольной команде? (Пять)
Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)
Сколько концов у 3,5 палок? (Восемь)
Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
Конечно, это далеко не все коррекционные упражнения, которые я использую в своей работе, но именно они вызывают у детей особый интерес и помогают мне в формировании мышления учащихся на уроках математики.
Информационные источникиВолкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1992. - № 7-8. –с. 27.Житомирский В.Г., шервин Л.Н. путешествие по стране геометрии. – М.: педагогика, 1994.Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // начальная школа. – 1985. - № 5. – с. 37.Зак А.З. Занимательные задачи для развития умственных действий // Начальная школа. – 1986. – № 6. – с. 29.Зимовцев Н.А. игры на внеклассных занятиях по математике // Начальная школа. – 1986. – № 1. – с. 38.Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды – Ярославль.: «Академия Ко», 1998.Клименченко Д.В., Махров В.Г. развивающие задачи по математике // Начальная школа. – 1980. – № 6. – с. 17.Колодина Л.М., Мордасова О.С. Занимательные игры на уроках в начальной школе. – Мичуринск, 1997.Кондратенко Е.А. математический утренник: III класс // Начальная школа. – 1982. – № 6. – с. 47.Кияшкина Л.В. КВМ // ПедСовет. – 1999. - № 11. – с. 2.Масловская т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. – 1997. - № 2. – с. 52.Махров В.Г. Задачи-сказки // Начальная школа. – 1984. - № 6. – с. 40.Михайлов И.И. Занимательные задачи // Начальная школа. – 1986. - № 6. – с. 32.Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.
Прохорова С. Смелей, подумай! Найди ответ. // Начальная школа. – 1997. - № 6. – с. 26.Разносчикова А.А. Считай, смекай, отгадывай! // Педсовет. – 1999. - № 11. – с. 7.Розанова т.В. развитие мышления аномальных школьников на уроках математики // Дефектология. – 1985. - № 3.